Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управления качеством продукции




Понятие и значение правового обеспечения

Управления качеством ПРОДУКЦИИ

Правовое обеспечение

 

 

Проблема качества актуальна абсолютно для всей продукции (товаров, работ и услуг). В условиях рыночных отношений качество всегда рассматривается с позиции потребителя. Интересы потребителей включают в себя интересы и растущие запросы граждан и организаций в сфере приобретения продукции. Удовлетворение таких потребностей становится возможным лишь в процессе взаимодействия изготовителей продукции (товаров, работ, услуг) с потребителями.

Общественные отношения в данной сфере направлены на урегулирование имущественных обязательств в случае их нарушения со стороны производителя, точнее, они возникают в результате нарушения абсолютного права потребителя. Поэтому законодательство Российской Федерации призвано решать проблему повышения уровня защиты прав потребителей. Объясняется это в первую очередь масштабами потребительских отношений, в которых принимает участие население страны. Интересы всего общества направлены к расширению потребительского спроса и постоянному удовлетворению производителями продукции растущих запросов и интересов потребителей.

Нормальная конкуренция товаропроизводителей возможна лишь при создании цивилизованного рынка, функционирование которого обеспечивается решением следующих задач: установление определенных требований к качеству и безопасности продукции (товаров, работ и услуг); регламентацией способов формирования отношений, возникающих в процессе торговли. Компетентный выбор продукции возможен лишь при наличии в законе требований к объективной информации о продукции. Основными характеристиками продукции являются надежность, срок службы и годность предлагаемой продукции, ее технические недостатки, которые выявляются после истечения гарантийных сроков, и ряд других.

Наиболее важной характеристикой является срок годности. Под этим термином следует понимать период, в течение которого продукция является безопасной и пригодной для использования по прямому назначению. Срок годности устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и т.д. Другие характеристики товара, например эргономичность, эстетические свойства, безопасность, экономичность и им подобные, проявляются практически сразу после его приобретения.

Неудовлетворенность требований потребителя (а в итоге и общества), необходимых для его нормальной жизнедеятельности, объясняется чаще всего низким качеством продукции. Потребитель предпочитает качество в ущерб цене, поскольку понимает, что высокое качество снижает расходы, связанные с ремонтом и эксплуатацией приобретенного товара.

Рынок ориентирован не просто на удовлетворение потребностей покупателей, а на удовлетворение спроса (платежеспособного спроса), вытекающего из их потребностей. Существуют и субъективные понятия и восприятия качества. Например, по мнению некоторых людей, качество — это то, за что платят деньги. Понятие качества весьма изменчиво — покупатель покупает товар исходя из настоящей потребности в нем, его новизны, моды, рекламы, с учетом его экономичности, надежности и т.п. Представление о качестве меняется со временем и зависит от уровня информации о нем или наличия новых технических характеристик продукции. Взаимоотношения изготовителя продукции и потребителя по вопросам качества весьма многообразны и сложны. Покупатели зачастую жалуются на отсутствие в товарах необходимых характеристик качества, послепродажного обслуживания, иногда товары не несут вообще никаких потребительских выгод или в них имеются свойства, которые опасны для жизни.

С другой стороны, ряд факторов заставляет производителей заботиться о качестве своих товаров (работ и услуг). Именно оно является определяющим в общественной оценке результатов предпринимательской деятельности. Это касается в основном крупных компаний-производителей, в том числе в странах с развитой экономикой, поскольку в первую очередь они заботятся о своей репутации. Они знают, что потребитель, разочарованный в одном из их товаров, может перестать покупать и другие. Во-вторых, данная проблема затрагивает и крупных розничных торговцев, которые стремятся завоевать репутацию продавцов товаров высокого качества. Они тщательно подбирают товар марок общенационального распространения либо создают собственный ассортимент продукции. Кроме того, за процессом производства и продажи продукции постоянно следят различные объединения потребителей, выявляя недоброкачественную или небезопасную в обращении продукцию.

Таким образом, имидж, создаваемый такими компаниями, базируется на качестве продукции, а не на цене. А качество, в свою очередь, обеспечивает рост объема продаж, снижение издержек и, как следствие, увеличение прибыли. Качество выпускаемой продукции является своеобразным символом развития экономики предприятия. Однако повышение качества продукции — это трудоемкая работа для производителей, так как затрагивает практически все этапы жизненного цикла изделия, основными из которых являются: НИОКР, производство и эксплуатация[17].

Реализация перспективных требований к качеству продукции находится в определенной зависимости от этапов НИОКР. Поэтому на организации, выполняющие эти работы, возложена ответственность за обеспечение высокого уровня исследований и разработок. При этом повышение качества продукции требует применения новых технологических процессов, начиная с автоматизации проектирования (создания САПР) и кончая автоматизированными измерениями параметров в процессе обработки и выполнения контроля качества.

Растущая требовательность к повышению качества изделий обусловила разработку новых стратегий управления качеством продукции. Система управления разработкой новых изделий — это непрерывный процесс, затрагивающий все функции организации.

На первый взгляд кажется, что вмешательства государства в такую деятельность организаций, направленную на повышение качества продукции, не требуется. Однако практика показывает, что без регулирования такой деятельности организаций со стороны государства не обойтись. В процессе производства продукции появляются так называемые автономные интересы товаропроизводителей, а интересы государства и общества, трудовых коллективов и потребителей в отношении качества продукции зачастую нарушаются. Поэтому возникает необходимость в правовом регулировании производственной, экономической и иной деятельности организаций с учетом интересов остальных субъектов этой деятельности. В этом случае интересы всех субъектов должны быть облечены в форму законных требований и должны соблюдаться всеми ведущими такую деятельность. Субъектами таких правовых отношений являются: общество и действующее в защиту его интересов государство, трудовые коллективы организаций, потребители продукции, товаров и услуг, контрагенты. Эти интересы должны быть учтены на всех стадиях жизненного цикла изделий.

Закон предусматривает пределы разумного вмешательства правовых регуляторов в производственно-хозяйственную деятельность организации.

В процессе производства к организации предъявляют различные требования по качеству производимой ею продукции. В первую очередь это строгое соблюдение технической дисциплины, стандартов, технических условий, надежность, безопасность и безотказность в эксплуатации с одновременным соблюдением норм природопользования, охраны окружающей среды, санитарии и др.

Продажа некачественной продукции производителем причиняет вред личности и имуществу покупателя. Эти правонарушения предусмотрены гражданским законодательством и называются «причинение вреда другому лицу» (ст. 8, 307 ГК РФ).

Причинение вреда личности или имуществу является юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение обязательственных отношений. Обязательства из причинения вреда имеют основную цель — ликвидацию последствий правонарушений, которые имеют место лишь при наличии вреда. Ликвидация последствий правонарушений имеет большое значение в сфере потребительских отношений, так как охраняет жизнь и здоровье граждан, а также защищает права собственности граждан и организаций.

ГК РФ (ст. 1064) предусматривает следующие правила (условия) ответственности со стороны производителя за причинение вреда.

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, подлежит возмещению лицом, причинившим вред в полном объеме. Причинивший вред освобождается от его возмещения, если докажет, что это произошло не по его вине.

2. Юридическое лицо (или гражданин-предприниматель) возмещает вред, причиненный его работниками при исполнении ими своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

3. Лица, совместно причинившие вред, несут перед потерпевшим солидарную ответственность.

4. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательными актами.

5. Присуждая возмещение вреда, суд, арбитражный суд или иные в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за вред, возместить его в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.д.) или возместить причиненные убытки.

На основе анализа приведенных правовых норм можно сформулировать следующие четыре общих условия ответственности товаропроизводителей:

· наступление вреда;

· противоправное поведение причинителя вреда;

· причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом;

· наличие вины причинителя вреда.

Ответственность причинителя вреда наступает лишь при наличии всех четырех условий. Отсутствие хотя бы одного из них освобождает причинителя вреда от ответственности и возмещения ущерба.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.