Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет и анализ затрат на качество продукции




ПЛАНОВО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

С повышением качества продукции выигрыш потребителя вначале растет быстро, а затем начинает неуклонно снижаться. И наоборот, медленное увеличение затрат на производство и эксплуатацию изделия с более высокими показателями качества начинает прогрессивно возрастать. Оптимальным следует счи­тать такой уровень качества, при котором разность между выиг­рышем потребителя и затратами на изготовление будет наибольшей (рис 14.1).

Стоимость
Качество
Оптимальный
уровень качества
 
 
 
Рис.14.1.Схема определения оптимального уровня качества продукции: 1 – выигрыш потребителя; 2 – затраты на производство и эксплуатацию продукции; 3 – наибольший народно-хозяйственный эффект

По отношению к товарам народного потребления необходимо упитывать и такие показатели, как соответствие моде, удовле­творение эстетическим требованиям и др., что может в ряде слу­чаев и удорожать эти изделия. В то же время нельзя считать, что качество таких изделий совершенно не связано с экономиче­ской эффективностью. Повысив уровень отдельных показателей качества, можно уменьшить количество потребляемых изделий, предотвратить образование сверхнормативных запасов на предприятиях и в торговой сети, сократить потребность в оборотных средствах, обеспечить экономию общественного труда, увели­чить серийность, массовость выпуска. Улучшение качества про­дукции оказывает влияние на материалоемкость (экономия сы­рья, материалов, топлива, энергии); фондоемкость (экономия основных и оборотных фондов); долговечность и надежность самой продукции (повышение общих сроков службы, увеличе­ние межремонтных периодов).

Рассматривая классификацию затрат на качество продукции, проанализируем некоторые аспекты затратных форм оплаты труда. Сегодня трудящиеся вынуждены скрывать реальные за­траты труда и времени, потому что не хотят сокращать затраты необходимого труда для того, чтобы еще больше выросли затра­ты труда прибавочного. По тем же причинам гасится их интерес к повышению качества продукции, ибо в условиях затратного хозрасчета оплата труда пропорциональна количеству труда, т.е. количеству либо изготовленных изделий, либо рабочего време­ни. При такой системе прямое снижение трудоемкости означает прямое снижение зарплаты. В общем, существующие формы оплаты носят затратный характер и строятся по принципу «вы­ше затраты — выше зарплата».

Однако в настоящее время указанный принцип пришел в вопиющее противоречие с уровнем развития производительных сил, коренными интересами трудящихся, потребностями повы­шения качества продукции и ускорения научно-технического прогресса. Это противоречие выражается, в частности, в том, что трудящиеся, будучи производителями, заинтересованы в Увеличении номинальной заработной платы и, следовательно, в увеличении расценок и промежуточных оптовых цен на выпус­каемую продукцию, но, будучи потребителями, они заинтересо­ваны в увеличении реальной заработной платы и, следователь­но, в снижении конечных, потребительских цен на предметы народного потребления, материальные блага и услуги, в повы­шении покупательской способности денежной единицы, когда на каждый рубль приходится возрастающая масса продуктов хлеба, молока, мяса, обуви, одежды и т.д.

Сам факт существования такого противоречия свидетельствует о том, что денежно-хозрасчетная система оплаты труда принуждает трудящихся работать против самих себя, против собственных же материальных интересов. Как указывалось вы­ше, выход из сложившейся ситуации открывает принципиально новая система организации и оплаты труда: по эффективности труда. При такой системе оплата осуществляется прямо пропорционально конечным результатам (качеству) и обратно пропор­ционально конечным результатам (количеству) труда.

Основные положения полезностно-затратной, противозат­ратной системы оплаты труда следующие:

1. Устранение всякой зависимости фонда оплаты и матери­ального поощрения в целом от стоимостных, затратных «вало­вых» объемов.

2. Установление прямой и неразрывной связи между оплатой
и реальными конечными результатами труда.

3. Формирование материальной заинтересованности трудо­вых коллективов в работе по принципу «Высокое качество - низкая цена».

4. Обеспечение условий, гарантирующих: своевременное и
полное, выполнение плановых и договорных заказов на 100%; повышение качества изделий, работ и услуг; увеличение эконо­мии труда потребителя изделии, работ и услуг; снижение трудо­емкости и издержек производства.

5.Использование снижения трудоемкости продукции как материального стимула.

Основная формула оплаты по эффективности труда является следующим соотношением:

, (14.1)

где ФОТт фонд оплаты труда в текущем периоде;

ФОТН нормативный фонд оплаты труда;

— индекс коэффициента эффективности труда.

В то же время индекс коэффициента эффективности труда выражается так:

, (14.2)

где — коэффициент эффективности труда в текущем пе­риоде;

— коэффициент эффективности труда в базовом периоде и нормативный коэффициент эффективности труда.

В свою очередь, можно выразить следующим образом:

, (14.3)

где — степень удовлетворения потребителя в единице про­изведенной продукции;

Ти трудоемкость изготовления единицы продукции;

Пр полезный результат для потребителя от использования им единицы проданной продукции;

— экономия труда потребителя от использования им единицы продукции повышенного качества.

Классификация затрат на качество — одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их соста­ва и требований к организации учета, анализа и оценки1. Ос­новным требованием к классификации является наиболее пол­ный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому классификация должна охватывать все стадии создания и потребления продукции и в нее следует включать максимально возможное число признаков (табл. 14.1).

Таблица 14.1

 

Обобщенная классификация затрат на качество

Признак классификации Классификационная группа затрат
По целевому назначению На улучшение качества На обеспечение качества По управлению качеством
По экономическому характеру затрат Текущие Единовременные
По виду затрат Производительные, непроизводительные
По методу определения Прямые, косвенные
По возможности учета Поддающиеся прямому учету Не поддающиеся прямому учету Те, которые экономически нецелесообразно учитывать
По стадии жизненного цикла продукции На качество при разработке изделия На качество при изготовлении изделия На качество при использовании изделия
По отношению к производственному процессу На качество в основном производстве На качество во вспомогательном производстве На качество при обслуживании производства
По возможности оценки Планируемые и фактические
По характеру структурирования По предприятию По производству (цеху, участку) По видам продукции
По объемам формирования и учета Продукция Процессы Услуги
По виду учета Оперативный, аналитический, бухгалтерский, целевой

Интерес представляет классификация затрат на обеспечение качества продукции, предложенная А. Фейгенбаумом (рис. 14.2)1. Японская модель2 кардинально отличается от рассмотренных выше схем, так как в ее основу положена концепция, ориентированная не на продукцию, а на обеспечение качества и оценки ее результа­тов. Поэтому расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение стоимости работ, цель которых — уменьшение общих затрат путем увеличения стоимости мероприятий по преду­преждению несоответствий и дефектов. В результате должны уменьшаться затраты на оценку качества и расходы, обусловлен­ные браком. Экономическая же эффективность оценивается путем сравнивания затрат с затратами, а не затрат с доходами.

Концепция, предложенная японскими специалистами, явля­ется более обоснованной. Предусмотренный ею подход, кото­рый можно назвать «управленческим», позволяет разрешить ту­пиковую ситуацию, сложившуюся в экономических исследова­ниях по проблеме затрат на качество, так как дает ответы на принципиально важные вопросы: чем отличается себестоимость продукции от затрат на качество; какую долю в себестоимости занимают затраты на качество и т.п.

Затраты на обеспечение качества
Затраты на предупреждение дефектов
Контроль и испытания
Расходы отдела качества
Обучение в области качества
Затраты на оценку уровня качества
Убытки от брака
Проверка деятельности по обеспечению качества
Рекламации
Дефекты
Рис.14.2. Классификация затрат на обеспечение качества по А. Фейгенбауму

Затраты на обеспечение качества
Затраты на проведение оценки и расходы, связанные с браком
Убытки
Расходы на предупреждение дефектов
Полезные затраты
Рис.14.3.Японский подход к классификации затрат на обеспечение качества

Весьма важным является и то, что японская модель согласу­ется с содержанием стандартов ИСО 9000, регламентирующих требования к видам деятельности в рамках системы качества. Поэтому «управленческое» направление определения затрат на обеспечение качества нуждается в дальнейшем развитии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.