КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качество и конкурентоспособность продукции
Чтобы продукция стала конкурентоспособной, она должна выполнять свои функции лучше, чем аналогичная, обладать большей надежностью или иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими производителями[14]. Однако конкурентоспособной может оказаться также продукция равного качества и даже несколько уступающая конкурирующей, поскольку к числу условий, интересующих потребителя, относятся также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой-либо особенной черте продукции, семейная традиция или другие подобные факторы. На конкурентоспособность продукции в последние годы все большее влияние оказывает возможность изготовителя поставить потребителю ее раньше своих конкурентов и обеспечить лучшее обслуживание, лучший сервис. Продукция может оказаться конкурентоспособной и случайно. Такая ситуация случается при определенных экономических и организационных условиях: наиболее часто при малом бизнесе и реже — при среднем. Крупные производственные компании уже давно не рассчитывают на случайную конкурентоспособность своей продукции. Они тщательно изучают рынок, желания и возможности потребителей, проводя маркетинговые исследования. Если производителю повезло и его продукция волею случая оказалась конкурентоспособной, то ему нужно, во-первых, выяснить, возможно точно причины, обусловившие этот случай, а во-вторых, успеть принять меры по сохранению своего выигрышного положения. Современный этап развития российской экономики определяется также усилением взаимозависимости производства и потребления. Повышается роль потребителя в оценке качества продукции и затрат на ее производство и потребление. В связи с этим из всей совокупности потребностей целесообразно выделить систему конечных потребностей и определить их влияние на рост и изменение структуры общественного производства. Именно здесь в наиболее полном виде проявляется интеграция производства с конечным потребителем[15].
Экономическая интеграция производителя и потребителя привела к тому, что стали устанавливаться так называемые затраты изготовителя, обусловленные необходимостью повышения качества выпускаемой им продукции, и экономия потребителя, достигаемая за счет использования им продукции высокого качества. Взаимная экономическая заинтересованность и ответственность между изготовителями и потребителями являются основой перехода от действующей цены производства со всеми ее негативными последствиями к цене воспроизводства, в которой заранее отражаются затраты труда и его экономия[16]. Таким образом формируется потребительно-стоимостной подход к обеспечению качества продукции, имеющей своей целью, во-первых, создание условий для снижения издержек производства на сумму полезного эффекта потребительной стоимости, а во-вторых, повышение степени удовлетворения потребностей человека за счет увеличения полезности и качества продукции. Он должен органически входить составной частью в механизм экономических отношений между производством и потреблением, изготовителями и потребителями. Если с этих позиций проанализировать эффективность разработанных систем управления качеством, то можно отметить, что в целом они не оказали значительного влияния на повышение качества и конкурентоспособности продукции по следующим причинам. · Целевая функция системы не была направлена на удовлетворение требований конкретного потребителя. · Действующие законодательная и нормативная базы, система государственной стандартизации не создали единого правового пространства, регулирующего взаимоотношения между государством, предприятиями-изготовителями и потребителями (прежде всего в вопросах прав потребителей на безопасную продукцию).
· В организации управления качеством преобладал стоимостный подход и практически игнорировался потребительно-стоимостный. Как обобщенная оценка эффективности систем управления качества продукции принимался удельный вес продукции высокого качества (например, продукция высшей категории качества) в стоимостном выражении в общем объеме стоимостного выпуска продукции за определенный период. Поэтому отсутствовала возможность оценить влияние системы управления на повышение качества конкретного вида продукции. · Объектом управления качеством являлся обособленный, а · Во многих случаях выполнение задач и функций системы Перестройка управления народным хозяйством на основе рыночных отношений ставит вопрос о новых способах управления. В перестройке механизма управления народным хозяйством можно выделить следующие основные моменты, определяющие управления перестройки стандартизации: расширение границ самостоятельности хозяйственных организаций, ослабление вербальных связей при одновременном усилении связей по горизонтали, замена директивных методов управления договорными, основанными на соглашении между партнерами, исходя из их экономических интересов, т.е., по существу, речь идет об интеграционной функции стандартизации. Сложность взаимосвязей в процессе создания и изготовления продукции часто приводит к конфликтным ситуациям между разработчиками, изготовителями и потребителями по технико-экономическим показателям продукции, качеству и стабильности ее изготовления, срокам создания и поставки. По сути дела, должен быть сформулирован эффективный механизм сквозного управления качеством, реализуемый соответствующими системами управления. Все это требует организации сквозного управления качеством продукции, предусматривающее целенаправленное воздействие на технический уровень и качество конечной продукции при проведении исследований и разработок, производства, обращении и эксплуатации (потреблении).
Единой основой всех форм хозяйствования является повышение эффективности труда, выражающей собой отношение полезного результата (повышение качества выпускаемой продукции, степени удовлетворения соответствующей потребности и т.д.) к затратам труда и получение этого результата. Эффективность труда — это критерий, экономический стимул и источник оплаты труда всех категорий работников за повышение качества выпускаемой продукции, за внедрение научно-технических новшеств на предприятии, начиная с рабочего места, за применение стандартов с повышенными потребительскими свойствами. Анализ по этому критерию позволяет определить принципиальные недостатки существующих систем Управления качеством, указывать пути и методы их комплексного совершенствования и взаимного согласования с целями и задачами социально-экономического развития общества в целом и общественного производства. В стратегическом плане эффективность управления качеством продукции на настоящем этапе необходимо оценивать по критерию «высокое качество — низка цена». Важнейшим условием Реализации такого подхода к обеспечению качества продукции является то, что повышение качества продукции на одном пред приятии может осуществляться только ради экономии затрат труда потребителя, т.е. на другом, технологически смежном предприятии. Это предполагает, что в рамках прямых хозяйственных связей между предприятиями более высокие показатели качества продукции изготовителя и соответствующая экономия потребителя (повышение производительности труда, снижение материальных затрат) должны составлять важнейший элемент экономических отношений.
В практическом отношении критерием, отражающим общий стратегический курс, может служить приращение коэффициента эффективности труда, обусловленное влиянием создаваемой системы управления качеством продукции (Кэт.ск). Значение этого показателя может определяться по формуле: , (13.1) где — величина приращения экономии или высвобождаемого труда в потреблении единицы продукции после внедрения системы управления качеством продукции; — величина приращения затрат живого труда, обусловленного разработкой и внедрением системы управления качества продукции. При рационально-функционирующей системе управления качеством > или > 1. Таким образом, вместо денежно-стоимостного хозрасчета появляется потребительно-результативный хозрасчет, объединяющий предприятия между собой по обмену экономией труда за счет повышения качества продукции и полезных результатов деятельности каждого из них. При такой системе к увеличению хозрасчетного дохода приводит уже не повышение цен на выпускаемую продукцию, а их снижение. Соответственно в состав хозрасчетного дохода входит не прибыль, как сейчас, а экономия издержек у потребителей. Чем выше величина суммарной экономии издержек, обусловленная работой данного предприятия, тем выше величина его хозрасчетного дохода. Отнесенная к числу работников, она становится новым показателем эффективности труда. В основе организации таких экономических отношений — расчет коэффициента эффективности труда ()для каждой пары предприятий-смежников по всей цепочке создания и потребления конечной продукции. Наиболее полно в количественном плане может быть выражено как отношение экономии от снижения издержек, обеспеченной данной продукцией у потребителя (Эпотр) к затратам на производство той же продукции (Зизгот). Модель экономической оценки в этом случае будет иметь вид: , (13.2) Внедрение экономических отношений по экономии затрат труда в свою очередь предопределяет необходимость организации взаимодействия предприятий по замкнутому технологическому циклу, т.е. от предметов личного потребления до производства соответствующих видов сырья. При этом производство в конечном звене должно быть направлено на повышение качества продукции и степени удовлетворения в ней потребностей, на снижение конечных потребительских цен. Остальные производства -промежуточные и начальные - должны обеспечивать повышение коэффициента эффективности труда и качества продукции в конечном производстве. Тем самым создаются объективные основы для интеграции организационных структур производственных систем. Взаимное согласование коэффициентов эффективности труда, формирование на этой основе цен на поставляемую продукцию обеспечивает единство экономических интересов предприятий-смежников в процессе планирования, оценки и распределения результатов труда. Ниже приводится обобщенная модель согласования экономических интересов начального, промежуточного и конечного производств. по критерию «Высокое качество – низкая цена».
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |