Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество и конкурентоспособность продукции




Чтобы продукция стала конкурентоспособной, она должна выполнять свои функции лучше, чем аналогичная, обладать большей надежностью или иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими производите­лями[14].

Однако конкурентоспособной может оказаться также про­дукция равного качества и даже несколько уступающая конку­рирующей, поскольку к числу условий, интересующих потреби­теля, относятся также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой-либо особенной черте продукции, семейная традиция или другие подобные факторы. На конкуренто­способность продукции в последние годы все большее влияние оказывает возможность изготовителя поставить потребителю ее раньше своих конкурентов и обеспечить лучшее обслуживание, лучший сервис.

Продукция может оказаться конкурентоспособной и случай­но. Такая ситуация случается при определенных экономических и организационных условиях: наиболее часто при малом бизнесе и реже — при среднем. Крупные производственные компании уже давно не рассчитывают на случайную конкурентоспособ­ность своей продукции. Они тщательно изучают рынок, жела­ния и возможности потребителей, проводя маркетинговые ис­следования.

Если производителю повезло и его продукция волею случая оказалась конкурентоспособной, то ему нужно, во-первых, выяснить, возможно точно причины, обусловившие этот случай, а во-вторых, успеть принять меры по сохранению своего выиг­рышного положения.

Современный этап развития российской экономики опреде­ляется также усилением взаимозависимости производства и по­требления. Повышается роль потребителя в оценке качества продукции и затрат на ее производство и потребление. В связи с этим из всей совокупности потребностей целесообразно выде­лить систему конечных потребностей и определить их влияние на рост и изменение структуры общественного производства. Именно здесь в наиболее полном виде проявляется интеграция производства с конечным потребителем[15].

Экономическая интеграция производителя и потребителя привела к тому, что стали устанавливаться так называемые за­траты изготовителя, обусловленные необходимостью повышения качества выпускаемой им продукции, и экономия потребителя, достигаемая за счет использования им продукции высокого ка­чества. Взаимная экономическая заинтересованность и ответст­венность между изготовителями и потребителями являются ос­новой перехода от действующей цены производства со всеми ее негативными последствиями к цене воспроизводства, в которой заранее отражаются затраты труда и его экономия[16].

Таким образом формируется потребительно-стоимостной подход к обеспечению качества продукции, имеющей своей целью, во-первых, создание условий для снижения издержек производ­ства на сумму полезного эффекта потребительной стоимости, а во-вторых, повышение степени удовлетворения потребностей человека за счет увеличения полезности и качества продукции. Он должен органически входить составной частью в механизм экономических отношений между производством и потреблени­ем, изготовителями и потребителями.

Если с этих позиций проанализировать эффективность раз­работанных систем управления качеством, то можно отметить, что в целом они не оказали значительного влияния на повыше­ние качества и конкурентоспособности продукции по следую­щим причинам.

· Целевая функция системы не была направлена на удовле­творение требований конкретного потребителя.

· Действующие законодательная и нормативная базы, сис­тема государственной стандартизации не создали единого правового пространства, регулирующего взаимоотношения между государством, предприятиями-изготовителями и по­требителями (прежде всего в вопросах прав потребителей на безопасную продукцию).

· В организации управления качеством преобладал стоимо­стный подход и практически игнорировался потребительно-стоимостный. Как обобщенная оценка эффективности систем управления качества продукции принимался удель­ный вес продукции высокого качества (например, продукция высшей категории качества) в стоимостном выраже­нии в общем объеме стоимостного выпуска продукции за определенный период. Поэтому отсутствовала возмож­ность оценить влияние системы управления на повышение качества конкретного вида продукции.

· Объектом управления качеством являлся обособленный, а
не интегрированный производитель. Поэтому в процессе
проектирования систем управления качеством не отрабаты­вался механизм взаимодействия всех участников создания конечной продукции, хозяйственные связи между предпри­ятиями-смежниками не имели устойчивого характера.

· Во многих случаях выполнение задач и функций системы
не обеспечивалось необходимой информацией.

Перестройка управления народным хозяйством на основе ры­ночных отношений ставит вопрос о новых способах управления.

В перестройке механизма управления народным хозяйством можно выделить следующие основные моменты, определяющие управления перестройки стандартизации: расширение границ са­мостоятельности хозяйственных организаций, ослабление вер­бальных связей при одновременном усилении связей по гори­зонтали, замена директивных методов управления договорными, основанными на соглашении между партнерами, исходя из их экономических интересов, т.е., по существу, речь идет об интеграционной функции стандартизации.

Сложность взаимосвязей в процессе создания и изготовле­ния продукции часто приводит к конфликтным ситуациям меж­ду разработчиками, изготовителями и потребителями по техни­ко-экономическим показателям продукции, качеству и стабиль­ности ее изготовления, срокам создания и поставки. По сути дела, должен быть сформулирован эффективный механизм сквозного управления качеством, реализуемый соответствующи­ми системами управления. Все это требует организации сквоз­ного управления качеством продукции, предусматривающее це­ленаправленное воздействие на технический уровень и качество конечной продукции при проведении исследований и разрабо­ток, производства, обращении и эксплуатации (потреблении).

Единой основой всех форм хозяйствования является повы­шение эффективности труда, выражающей собой отношение по­лезного результата (повышение качества выпускаемой продук­ции, степени удовлетворения соответствующей потребности и т.д.) к затратам труда и получение этого результата.

Эффективность труда — это критерий, экономический сти­мул и источник оплаты труда всех категорий работников за по­вышение качества выпускаемой продукции, за внедрение науч­но-технических новшеств на предприятии, начиная с рабочего места, за применение стандартов с повышенными потребитель­скими свойствами. Анализ по этому критерию позволяет опре­делить принципиальные недостатки существующих систем Управления качеством, указывать пути и методы их комплекс­ного совершенствования и взаимного согласования с целями и задачами социально-экономического развития общества в целом и общественного производства.

В стратегическом плане эффективность управления качеством продукции на настоящем этапе необходимо оценивать по крите­рию «высокое качество — низка цена». Важнейшим условием Реализации такого подхода к обеспечению качества продукции является то, что повышение качества продукции на одном пред приятии может осуществляться только ради экономии затрат труда потребителя, т.е. на другом, технологически смежном предприятии. Это предполагает, что в рамках прямых хозяйственных связей между предприятиями более высокие показатели качества продукции изготовителя и соответствующая экономия потребителя (повышение производительности труда, снижение материальных затрат) должны составлять важнейший элемент экономических отношений.

В практическом отношении критерием, отражающим общий стратегический курс, может служить приращение коэффициента эффективности труда, обусловленное влиянием создаваемой системы управления качеством продукции эт.ск). Значение этого показателя может определяться по формуле:

, (13.1)

где — величина приращения экономии или высво­бождаемого труда в потреблении единицы продукции после вне­дрения системы управления качеством продукции;

— величина приращения затрат живого труда, обуслов­ленного разработкой и внедрением системы управления качест­ва продукции.

При рационально-функционирующей системе управления качеством > или > 1.

Таким образом, вместо денежно-стоимостного хозрасчета по­является потребительно-результативный хозрасчет, объединяющий предприятия между собой по обмену экономией труда за счет по­вышения качества продукции и полезных результатов деятельности каждого из них. При такой системе к увеличению хозрасчетного дохода приводит уже не повышение цен на выпускаемую продук­цию, а их снижение. Соответственно в состав хозрасчетного дохода входит не прибыль, как сейчас, а экономия издержек у потребите­лей. Чем выше величина суммарной экономии издержек, обуслов­ленная работой данного предприятия, тем выше величина его хоз­расчетного дохода. Отнесенная к числу работников, она становится новым показателем эффективности труда.

В основе организации таких экономических отношений расчет коэффициента эффективности труда ()для каждой пары предприятий-смежников по всей цепочке создания и по­требления конечной продукции. Наиболее полно в количест­венном плане может быть выражено как отношение эко­номии от снижения издержек, обеспеченной данной продукцией у потребителя потр) к затратам на производство той же про­дукции изгот).

Модель экономической оценки в этом случае будет иметь вид:

, (13.2)

Внедрение экономических отношений по экономии затрат труда в свою очередь предопределяет необходимость организа­ции взаимодействия предприятий по замкнутому технологиче­скому циклу, т.е. от предметов личного потребления до произ­водства соответствующих видов сырья. При этом производство в конечном звене должно быть направлено на повышение качест­ва продукции и степени удовлетворения в ней потребностей, на снижение конечных потребительских цен. Остальные производ­ства -промежуточные и начальные - должны обеспечивать повышение коэффициента эффективности труда и качества про­дукции в конечном производстве. Тем самым создаются объек­тивные основы для интеграции организационных структур про­изводственных систем.

Взаимное согласование коэффициентов эффективности тру­да, формирование на этой основе цен на поставляемую продук­цию обеспечивает единство экономических интересов предпри­ятий-смежников в процессе планирования, оценки и распреде­ления результатов труда.

Ниже приводится обобщенная модель согласования экономических интересов начального, промежуточного и конечного производств.

по критерию

«Высокое качество – низкая цена».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.