Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отечественный опыт управления качеством




КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

Качество продукции (работ, услуг) является определяющим в общественной оценке результатов деятельности каждого трудо­вого коллектива. Выпуск эффективной и высококачественной продукции позволяет предприятию получить дополнительную прибыль, обеспечивать самофинансирование производственного и социального развития. Все это предопределяет переход к сис­темному подходу в управлении качеством продукции, что и произошло в 1955 г., когда машиностроители г. Саратова разра­ботали и внедрили ряд мероприятий по обеспечению качества продукции, получивших название «Система бездефектного изго­товления продукции и сдачи ее с первого предъявления» (БИП). Многолетний опыт применения системы показал, что она дале­ко не универсальна. Управление качеством продукции с помо­щью только одного показателя неэффективно.

Следующим этапом в развитии работ по обеспечению каче­ства было усиление внимания к допроизводственным стадиям его формирования — научным исследования, проектированию, созданию опытных и серийных образцов продукции, технологи­ческой подготовке производства1. Такую задачу решала система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), соз­данная на предприятиях г. Горького. В отличие от системы БИП в ней определяющим были показатели качества продукции.

Рассмотренные системы управления качеством продукции способствовали росту инициативы, творчества широких масс трудящихся, улучшению качества продукции, возрастанию мо­торесурса двигателей. Однако для более эффективного решения проблемы повышения качества стал необходим комплексный, системный подход, а его можно было осуществить лишь на ос­нове усиления роли стандартизации и повышения качества тех­нических устройств.

Взаимодействие рассмотренных систем, их взаимообогаще­ние, совершенствование и дополнение создали основу для раз­работки на предприятиях г. Львова комплексной системы управле­ния качеством продукции (КС УКП) на базе стандартов предпри­ятий. Главная цель КС УКП — совершенствование организации производства для достижения высоких темпов улучшения каче­ства выпускаемой продукции в интересах повышения эффек­тивности общественного производства, наиболее полного удов­летворения потребностей населения, народного хозяйства, экс­порта. КС УКП органически входит в систему управления производством и имеет многоуровневую организацию управле­ния: объединение — предприятие — отдел — цех — участок — бригада. Каждый отдел или служба является органом управле­ния, реализующим ту или иную функцию управления качест­вом. Координирующим подразделением может быть техниче­ский отдел, отдел стандартизации или специализированный от­дел управления качеством. Реализация управленческих функций обеспечивается распределением соответствующих функций меж­ду органами управления на этапах проектирования, производст­ва и эксплуатации, чтобы каждое подразделение, и каждый со­трудник выполняли возложенные на них обязанности, имели конкретные права и несли в их пределах всю полноту ответст­венности.

На предприятиях в рамках действующих комплексных сис­тем управления качеством продукции создаются группы качест­ва. Основные их задачи: изучение причин возникновения де­фектов и подготовка предложений по их устранению, дальней­шему повышению надежности и долговечности продукции, росту производительности труда и объемов производства изде­лий высшего качества, возрастанию ритмичности производства, сокращению расходов, связанных с браком, устранение дефек­тов, рекламациями, а также по рациональному и экономическо­му расходованию всех видов ресурсов. Практика работы пред­приятий показывает, что там, где эффективно работают такие группы, повышается качество труда и продукции, улучшается культура производства, растет удельный вес изделий высшего качества в общем объеме продукции.

Широкое распространение группы качества получили за ру­бежом, особенно в Японии, которая стала распространителем этой инициативы. Перенесенные на европейскую почву, кружки обрели новые наименования — «группы прогресса», «группы инициативы», «группы действия» и т.п., но не изменили своего назначения.

Группы качества действуют на большинстве отечественных предприятий. Многие получили признание в трудовых коллек­тивах за активный поиск и использование резервов производст­ва, наставничество, участие в подготовке квалифицированных кадров, воспитание ответственности за общие достижения кол­лектива, престиж марки предприятия.

Эволюция КС УКП привела к ее усложнению и в то же вре­мя к ослаблению внимания к главному ее показателю — качест­ву труда, на котором основывались рассмотренные выше системы управления качеством продукции. Еженедельные дни качества — одно из главных мероприятий названных систем, направленное на контроль за ходом функционирования КС УКП, превратились в обычные «планерки» с фиксацией происшедшего, без долж­ного оперативного контроля за реализацией принятых ранее решений.

Одним из важнейших направлений совершенствования КС УКП, способным повысить ее эффективность в новых условиях хозяйствования и устранить вышеназванные недостатки, являет­ся автоматизация ее функций на основе применения новейших достижений в области создания автоматизированных систем управления, информации, полученной на стадиях создания про­дукта, а также всех имеющихся на предприятии автоматизиро­ванных систем управления (АСУП, АСУ, САПР и др.), которые в случае необходимости должны выполнять новые задачи. Мо­дернизация существующих и разработка новых задач следует производить с учетом унификации и стандартизации элементов АСУ, широко используя пакеты прикладных программ и другие средства автоматизированного проектирования.

Процессы управления качеством на отдельных объектах Предприятия следует объединять в комплексную автоматизиро­ванную систему управления качеством продукции (КАС УКП), ох­ватывающую весь цикл существования продукции от разработки до эксплуатации (потребления). Это необходимо для оптимизации процессов подготовки и принятия решений, осуществления управляющих воздействий по всем функциям управления.

Принципиальной особенностью проблемы повышения эф­фективности производства и качества в современных условиях является ее межотраслевой характер. Увязкой требований к ка­честву сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих де­талей и готовой продукции каждое предприятие самостоятельно заниматься не может. Эту роль призваны выполнять государст­венная и отраслевая системы управления качеством продукции.

Отраслевая система управления качеством продукции (ОС УКП) представляет собой совокупность взаимосвязанных про­грамм, мероприятий, нормативов, методов и средств управле­ния, направленных на организацию планомерной деятельности аппарата министерства, объединений, предприятий и организа­ции по обеспечению, поддержанию и систематическому повы­шению уровня качества продукции отрасли на стадиях исследо­вания, проектирования, изготовления, обращения, реализации, эксплуатации или потребления. Построение и функционирова­ние ОС УКП должны соответствовать основным принципам Единой системы государственного управления качеством продук­ции, чтобы обеспечивать единство научно-технических, эконо­мических, организационных, социальных, правовых мероприя­тий и методов управления, реализуемых в масштабе и рамках отрасли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.