Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы




1. Со всеми ли заповедями Вы согласны?

2. Что еще, по вашему мнению, нужно добавить?

3. От каких заповедей, на ваш взгляд, можно или нужно отказаться и почему?

Тема 5 Оценка и подготовка управленческих кадров

Социально-профессиональная и экономическая стратификация Проблемные задания

Задание 1. Вашему вниманию предлагаются показатели экономики и соци­альной сферы. Выделите среди них те, которые относятся к социальной сфере.

Показатели: денежные доходы населения; удельный вес товаров народно­го потребления; розничный товарооборот; обеспеченность населения теле­фонной связью; производство стройматериалов; доля учащихся во вторую смену; средняя обеспеченность населения жильем; количество мест в дет­ских дошкольных учреждениях; численность работников, занятых в органи­зациях науки; средняя зарплата на предприятиях коммунального хозяйства; производительность труда предприятий бытового обслуживания.

Задание 2. В предисловии к первому изданию своей книги "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельс высказал такую мысль: "Согласно материалистическому пониманию, определяющим момен­том в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство не­посредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С од­ной стороны - производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой стороны - производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обу­словливаются обоими видами производства: степенью развития, с одной сто­роны - труда, с другой - семьи" (Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т.21. С. 25-26).

Известно, что Сталин критиковал позицию Энгельса за то, что он ставит на одну доску эти виды производства. Опираясь на знание истории и социологии, определите, какому виду производства отдавал предпочтение Сталин? Име­лись ли объективные причины такого выбора, либо это был произвол вождя?

Задание 3. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, приня­той Верховным Советом Российской Федерации в 1981 г., статья 18 гласит: «Граждане имеют равное право доступа к любым должностям в государст­венных органах в соответствии со своей профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключи­тельно характером должностных обязанностей.»

Какие ограничения практиковались в советский период российской ис­тории при формировании кадров государственных органов? Какие препят­ствия, трудности Вы предвидите на пути реализации этого права граждан?

Задание 4. Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей и у 2-3 знакомых. Сравните их между собой и выясните, какой список полу­чился длиннее.

В таблице помещены ключевые понятия и определения. Надо устано­вить, какому понятию, какое определение соответствует:

Ключевые понятия Определения  
Статус   Статус, в котором человек рожден или который назначает­ся ему по прошествии времени  
Роль   Несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей  
Главный статус   Совокупность всех статусов данного индивида  
Социальный статус   Функциональная связь статусов и ролей на основе специа­лизации и кооперации в труде  
Личный статус   Социальное положение человека в обществе  
Общественное разделение труда   Положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы  
Статусный набор   Место статуса в иерархии  
Приписываемый статус   Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.  
Достигаемый статус   Положение, которое человек занимает в малой или первич­ной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам  
Ранг   Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желаниям, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению  
Несовпадение статусов   Динамическая характеристика статуса  

Задание 5. В одной из газетных публикаций о подмосковном городе Жуковском сказано так: «Город, который гордится тем, что на один квад­ратный метр профессоров и академиков приходится больше, чем в Москве. Город, который поднимает в небо знаменитые МИГ-29, МИГ-31, СУ-27, "Буран" и в то же время не может обеспечить жителей водой и 40 % насе­ления - жильем. Наверное, в этом слава и трагедия наукограда."

В чем причины социальной отсталости таких городов? Возможно, ли было добиться им славы флагмана научно-технического прогресса и избе­жать социальной отсталости?

Задание 6. Самостоятельно подумайте над следующими вопросами и обсудите их в группе:

1. Равенство или неравенство в большей мере побуждают людей хоро­шо трудиться?

2. Где больше заботятся о соблюдении прав человека - в обществе офи­циального равенства или в обществе официального неравенства?

3. Какое общество больше заботится о малоимущих и пенсионерах — бедное или богатое?

Задание 7. Попробуйте разобраться, истинно или ложно следующее ут­верждение: остатки социального неравенства сохраняются при социализме только потому, что невысок уровень материального производства, сущест­вуют различия между умственным и физическим трудом, городом и дерев­ней, не соблюдается принцип распределения по труду.

Задание 8. Существует ли такое общество, где нет: статусов, классов, неравенства, стратификации.

Задание 9. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы яв­ляются в нем приписываемыми, а какие достигаемыми? А у ваших родите­лей, родственников и друзей?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.