Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Властные отношения и стиль руководства




Тема 4. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении

Социологический практикум

1. В 20-е годы в Советской России начинается активная разработка новой науки - социальной инженерии и прикладной социологии. Большой вклад в эту область знания внес А.К.Гастев - руководитель Центрального института труда (ЦИТ) в Москве. Обратившись к реальным потребностям производства он предлагал заменить старую теоретическую социологию прикладной соци­альной инженерией. Тем самым ставился вопрос об изменении статуса со­циологической науки, ее предмета, целей и задач. Он писал: "В социальной области должна наступить эпоха... точных измерений, формул, чертежей, контрольных калибров, социальных нормалей. Как бы ни смущали нас сен­тиментальные философы о неуловимости эмоций и человеческой души, мы должны поставить проблему полной математизации психофизиологии и эко­номики, чтобы можно было оперировать определенными коэффициентами возбуждения, настроения, усталости, с одной стороны, прямыми и кривыми экономических стимулов, - с другой (цит. по: Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М., 1989. С. 10).

Наступила ли эпоха, о которой писан А. К. Гастев? Разрешима ли в принципе проблема полной математизации человеческих чувств, мыслей и действий? Социологический практикум

Представьте себе, что предприятие находится в ситуации выбора из двух следующих альтернатив:

1. Внедрить прогрессивную технологию, сократив значительное коли­чество рабочих. В этом случае существенно повысится прибыль, появится возможность дальнейшей реконструкции предприятия, улучшения условий труда, увеличится заработная плата оставшихся на предприятии, вырастет фонд для решения социальных задач;

2. Отказаться от внедрения прогрессивной технологии, воспроизводить старую, но не сокращать рабочих и мириться с последствиями, противопо­ложными тем, которые может дать первая альтернатива (см.: Бородкин Ф.М. Ценностный фундамент организационных конфликтов в социалистическом обществе // Экономическая социология и перестройка. М., 1989. С. 179-180).

Задания

1. Предскажите реакцию на каждую из названных альтернатив следую­щих социальных групп: рабочих и ИТР, мужчин и женщин, молодых и по­жилых работников.

2. Какое влияние на выбор окажет расположение предприятия: в боль­шом городе, в среднем городе и малом городе.

3. Существуют ли другие варианты выхода из данной ситуации?

 

Задания

1. В книге "Постижение" (М., 1989, с. 332), посвященной проблемам пе­рестройки, отмечается: "... наше общество неоднородно, в нем существуют группы с различными интересами. Эти интересы объективно не антагони­стичны... Но для того, чтобы различные интересы были учтены наиболее полно, надо, чтобы их кто-то выражал. Практически так оно и получается вне зависимости от нашего согласия или несогласия. Идейные различные группы неизбежно возникают в обществе и в партии..." Какие организации и движе­ния, выражающие интересы тех или иных групп населения, вам известны?

2. В связи с появлением в нашей стране "теневых" групповых объеди­нений, так называемых групп давления и тому подобных объединений, как вы относитесь к тезису "Эти интересы объективно не антагонистичны"?

3. Попытайтесь на конкретных примерах, используя литературу (в част­ности, доклад В. И. Ленина на VIII съезде партии — см.: Ленин В.И. Поли, собр. соч., т. 38, с. 170), дать определение таких понятий, как «власть от имени народа», «власть в интересах народа», «власть самого народа».

4. Управленец, особенно высокого уровня, всегда должен иметь своего за­местителя. От их совместной деятельности, взаимодействия во многом зависит успех дела. Ниже приводятся основные заповеди, которыми следует руково­дствоваться в рамках деловых отношений руководителя и его заместителя.

Заповеди для руководителя:

1. Обязательное полное информирование заместителя о состоянии дел.

2. Лояльность по отношению к заместителю. Руководитель должен не просто поддерживать своего заместителя, но и отстаивать его интересы.

2. Оказание заместителю всякого содействия: он должен иметь доступ к информации, ценному опыту.

Заповеди для заместителя:

1. Действовать в духе отсутствующего руководителя - не следует видеть в заместительстве шанс для проведения собственной политики.

2. Лояльность по отношению к отсутствующему руководителю.

3. Секретность. Необходимо хранить молчание о всех происшествиях в подразделении. Конечно, заместитель не обязан скрывать ставшие ему из­вестными факты, связанные с уголовными преступлениями.

4. Честность и благородство. Заместитель не должен использовать полу­ченную им во время заместительства информацию ради собственной карьеры.

5. Ориентация на окончание сроков заместительства. Заместитель дол­жен зафиксировать в рабочем дневнике все существенные дела и подробно информировать о них руководителя по его возвращении, чтобы тот мог без промедления приступить к работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.