Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Социология и психология управления как научная и учебная дисциплина




Социологический практикум

В этот вид заданий входят: подготовка и проведение индивидуальных микросоциологических исследований и участие в групповых, больших по объему социальных исследованиях; составление тестов и работа с ними; тренинг. Работа с тестами предполагается в двух аспектах: при изучении отдельных тем и при закреплении пройденного материала курса «Общая социология».

 

Задание 1. Что из себя представляют действие и взаимодействие легко догадаться, выписав из "Орфографического словаря русского языка" все глаголы, которые обозначают: А - действие одного человека, Б - действия, которые могут происходить между двумя и более людьми.

Попробуем это проделать.

Найдем все слова на букву "А", означающие действия одного человека: абонировать, абсолютизировать, абсорбировать, абстрагировать, аги­тировать, агонизировать, администрировать, адресовать, аккомпаниро­вать, аккредитовать, актерствовать, активизировать, актуализиро­вать, акцентировать, амнистировать, ампутировать, анатомировать, ангажировать, анестезировать и т. д.

1. Закончите букву А.

2. Выпишите глаголы на другую букву, например С или П.

3. Установите, каких глаголов на одну букву больше - обозначающих действие или взаимодействие? Почему?

4. Выпишите из списка глаголы, обозначающие род или вид занятия, например, администрировать, актерствовать, каков их удельный вес?

5. Почему мы берем глаголы, а не существительные, описывая действие?

Задание 2. Любая наука начинается с правильно поставленных вопро­сов. С вопросов вообще начинается любой поиск. Мы спрашиваем, из чего состоят тела и почему они притягиваются, чему равна мощность и как ра­ботает паровая турбина. А отвечает, на таким образом поставленные во­просы, физик. Биолог или математик не смогут ответить на них.

Они формулируют вопросы иначе - в терминах и понятиях своей науки. Стало быть, правильно сформулированные вопросы описывают предмет данной науки, ее методы, сущность и отличие от других наук.

Социология тоже задает вопросы, причем такие, какие никогда не задал бы экономист или физик. Например:

Почему родовая знать предпочитает жениться и выходить замуж внутри сво­его круга? Почему одни люди предпочитают нарушать правила, а другие -подчиняться им? Почему образ жизни одного класса отличается от образа жизни другого класса? Почему одни люди становятся богатыми, а другие бедными? Что наставляет одну группу людей воевать или конфликтовать с другой? Почему в сплоченной группе индивид достигает того, чего не мог достичь в одиночку?

Вам предоставляется возможность побыть в роли социолога, взглянуть на мир его глазами и задать социологические вопросы. Какие социологиче­ские вопросы вы задали бы?

Задание 3 Проблема для дискуссии. В социологии семья и первичный трудовой коллектив рассматриваются как весьма сходные объекты. Они ха­рактеризуются как общности, обладающие свойствами малой группы и соци­ального института. В их структуре имеются формальные и неформальные отношения, руководство и лидерство. В чем же существенные различия ме­жду семьей и трудовым коллективом?

Задание 4. Примените признаки Э. Шилза к следующим объединениям лю­дей: 1. Семья. 2. Школа 3. Предприятие. 4. Банк. 5. Городской район. 6. Проф­союз. 7. Деревня. 8. Союз писателей. 9. НИИ. Ю. Религиозная община.

Определите, каким критериям соответствуют и каким не соответствуют эти объединения.

Задание 5. К каким из основных социальных институтов (семья, произ­водство, государство, религия, образование) относятся не основные инсти­туты: 1. Деньги. 2. Целибат. 3. Престолонаследие. 4. Обмен. 5. Адвокатура. 6 Побратимство. 7. Банки. 8. Наставничество. 9. Цензура.

Задание 6. Хотя в обыденной жизни словом "группа" обозначают самые раз­ные явления, в социологии за ним закреплено совершенно определенное значе­ние. Группа только тогда группа, когда у нее есть четыре следующих признака:

• отличительный набор социальных отношений.

• взаимозависимость членов группы;

• ощущение того, что поведение одних соответствует поведению других,

• чувство принадлежности: "мы-чувство".

Представьте, что это своеобразный фильтр, через который надо пропус­тить все виды групп, какие Вы знаете. Проделайте подобную процедуру и ответьте, какие группы выдержат испытание, а какие нет. Почему?

Проблемные задания

Задание 1. В статье "Критика Готской программы" Карл Маркс обращает внимание на требование этой программы учредить производительные товарище­ства с государственной помощью под демократическим контролем трудящихся, чтобы из них возникла социалистическая организация совместного труда. Речь идет, говоря современным языком, об учреждении трудовых коллективов в про­мышленности и сельском хозяйстве в рамках капиталистического общества.

Проанализируйте содержание части 3 "Критики Готской программы" и выясните, признает ли Маркс возможность существования коллективов при капитализме? Существуют ли в настоящее время трудовые коллективы на предприятиях США, Германии, Японии?

Задание 2. В литературе высказывается такое мнение: "Коллективный труд нужен там и тогда, где и когда средства производства не могут быть введены в хозяйственный оборот одним работником, требуют совместных усилий людей. Например, в парикмахерской коллективная организация труда не нужна, средства и предметы труда там сугубо индивидуализированы" (Китов А.И. Личность и перестройка: Заметки психолога. М., 1990. С. 29).

Согласны ли Вы с этим мнением? Только ли техническими факторами должна определяться форма организации труда? Известны ли Вам факты необоснованного увлечения коллективными формами организации труда в промышленности?

Задание 3. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский заметил: "Деятель­ность - это краеугольный камень коллектива, но выстроить коллектив нельзя, если это камень единственный" (Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975. С. 17). Какие еще "камни" нужны, чтобы сложился коллектив?

Задание 4. Люди по-разному представляют хорошие взаимоотношения в коллективе. Какое высказывание о взаимоотношениях на работе соответствует Вашему мнению? Сделайте выбор из приведенных вариантов и объясните его.

На работе взаимоотношения должны быть деловыми, требовательными, а симпатии и антипатии только мешают делу.

Взаимоотношения в трудовом коллективе должны быть не только дело­выми, но и человечными, гуманными.

Без уважения к людям, без учета их характера и симпатий невозможна хорошая работа.

Задание 5. В романе Олега Куваева "Территория" описывается трудная и подчас трагическая история поисков чукотского золота. В самый ответствен­ный момент разведывательную партию поручают возглавить молодому спе­циалисту Сергею Баклакову. Опытный геолог Копков говорит ему: "Тебе, Серега, нужны точные кадры для такого маршрута. Без кадров ты голый нуль..." "Я и сам все чудесно знаю про кадры", — думал Баклаков. Он набирает в пар­тию трех опытных работников и надежных, испытанных в геологии людей. Однако, оценивая получившуюся композицию, приходит к выводу: "Личности есть, но нет коллектива. А для коллектива надо взять газорезчика Вальку Карзубина. Водку по утрам не пьет, жизнь понимает. В тундре первый раз..."

Оцените выбор начальника партии. Какая польза от молодого и не­опытного в геологии газорезчика?

Задание 6. Предмет социологии раскрывается на двух уровнях — макро и микро. Попытайтесь самостоятельно разобраться в этом и определите, к какому уровню относятся следующие явления:

Развод. Забастовка. Межнациональный конфликт. Ссора друзей. Рево­люция. Выборы президента страны. Сокращение числа поступающих в вуз. Борьба классов. Семейный конфликт. Инфляция.

Задание 7. В социологическом исследовании выборочная совокупность (те, кого следует опросить) по основным признакам должна репрезентиро­вать генеральную (тех, кого собираются изучить). Очень важно правильно составить выборку, иначе не избежать ошибок. Ниже приведены конкрет­ные ситуации. Надо определить, правильно ли действовал социолог:

а) Цель исследования — проблема «дедовщины» в армии. Социолог оп­росил всех, кто когда-либо служил в армии.

б) Цель исследования — социальная защита населения. Социолог опро­сил пенсионеров.

в) Цель исследования — выяснение мнения подписчиков "Московского ком­сомольца" о своей газете. Социолог и редакция опубликовали анкету, намере­ваясь получить точную информацию из тех писем, которые придут по почте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.