Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятие как разновидность социальной организации




Тема 3 Эффективность и конкурентоспособность современных организаций

Тема 2 Социальные организации

Задание I. Ниже приводится список элементов производственной и не­производственной сфер промышленного предприятия. Прочитайте его внимательно и распределите соответствующие элементы на три класса:

а) условия труда;

б) содержание труда;

в) характер труда.

Составьте таблицу. Укажите критерии, которыми Вы руководствова­лись, проводя классификацию.

Итак: разнообразие операций, освещенность рабочего места, загазован­ность, оплата труда, удаленность предприятия от места жительства, рит­мичность производства, взаимоотношения между работниками, уровень шума, размер заработка, заболеваемость работников, окраска бытовых по­мещений, физическое напряжение труда, стиль руководства, отношение к труду, обеспеченность работников жильем, участие в управлении.

Задание 2. Социолог Л.С.Чижова утверждает, что высокий уровень занято­сти в общественном хозяйстве отрицательно сказывается на процессах воспро­изводства населения, социальном самочувствии людей, их удовлетворенности трудом и жизнью, а также негативно влияет на формирование квалифициро­ванных кадров и развитие экономики, (см.: Чижова Л.С. Занятость при социа­лизме: что нас ожидает? // Общество в разных измерениях. М, 1990. С. 59).

Приведите примеры, факты, подтверждающие или опровергающие вы­сказанное утверждение.

Задание 3. В социологической науке и производственной практике име­ет распространение типология работников, составленная на основе двух признаков: отношение к труду как к самоценности и возможности проявить способности и отношение к труду как к средству для заработка и приобретения, жизненных благ. В зависимости от разного сочетания этих признаков и степени их выраженности выделяются 4 типа работников: гармоничные, трудяги, шабашники, роботы.

Определите по этим названиям содержание мотивов к труду работников указанных типов.

Задание 4. Перед Вами таблица, показывающая уровень использования специалистов с высшим образованием выпуска 1985-1987 гг.

Специальность Количество выпускников, тыс. чел.   Заняты на должностях, не требующих высшего образования (в %)   Заняты в качестве рабочих (в %)  
Инженеры   732,8 4.6   3.6  
Агрономы, зоотехни­ки, ветврачи   67,5 5.1   6.2  
Экономисты   180,6 7,3   2,4  
Врачи   118,6 0.8   0.8  
Педагоги, окончившие университет, библио­текари и др.   506,5 2.2   1.0  

 

(Подробнее см.: Кочетов А.Н. Скрытая безработица среди специалистов // Со­циологические исследования. 1992. № 5.)

Сравните количественные показатели выпуска специалистов разного профиля и оцените их с точки зрения соответствия общественным потребностям. Чем объ­ясняется значительная доля работающих не по специальности инженеров, агроно­мов, экономистов - их избыточной численностью или низким престижем труда?

5. Американский социолог Ф. Герцберг с сотрудниками исследовал влияние разных социальных факторов на трудовое поведение работников. Выяснилось, что одна группа факторов в большей мере воздействует на производительность труда, а другая - на удовлетворенность работой. Пер­вую группу назвали факторами повышения производительности, а вторую -факторами повышения удовлетворенности. Вам предлагается список фак­торов того и другого рода. Используя свои знания и опыт, распределите их на две группы: факторы повышения производительности и факторы повы­шения удовлетворенности. Составьте таблицу.

Итак: хорошие шансы продвижения по службе; оплата, связанная с ре­зультатами труда; удобное расположение рабочего места; работа без боль­ших напряжений и стрессов; хороший заработок, одобрение хорошо вы­полненной работы; сложная и трудная работа; отсутствие шума и каких-либо загрязнений среды; работа с людьми, которые нравятся; высокая сте­пень ответственности; хорошие отношения с непосредственным начальни­ком; информированность о том, что вообще происходит на предприятии.

(Правильность решения можно проверить по: Мескон А., и др. Основы менеджмента. М., 1992. С. 373.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.