Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные игры




Анализ теоретических положений и применение их в практической жизни

Например. Если бы Вы уже работали на одном из предприятий Вашей отрасли и в конце года после подведения итогов работы коллектива и сум­мы прибыли встал бы вопрос о планировании социальной программы, то какие социальные приоритеты Вы поставили бы на первое место? Дайте обоснование их выделения среди других элементов социальной програм­мы: строительство жилья, помощь пенсионерам, помощь детям, культурное обслуживание, спортивная программа, программа "здоровье" и др.

Вопросы и задания, носящие характер прогноза

Самый простейший вариант этого задания: преподаватель озвучивает в лекции наиболее интересный материал, освещает его неполно, давая воз­можность студентам подумать над своим вариантом изложения данной 'проблемы полностью, предварительно, конечно, прочитав необходимые источники информации.

Другой вариант: подготовьте небольшое сообщение на тему "Научно-технический прогресс и будущее инженера" (учителя, врача и т.д. в зави­симости от профиля того вуза, в котором учится студент).

Как известно, любая игра - это ролевое взаимодействие условно проти­воборствующих групп в форме развлечения или соревнования по поводу достижения определенной цели. Учебная игра наследует из обычной игры соревнование, противоборство групп, ролевое поведение ее участников, развлекательный элемент и добавляет к ней дело, т.е. переводит групповое взаимодействие из сферы развлечения в плоскость "реального" поведения обучаемых в производственных, общественных условиях. Модели этих усло­вий конструируются средствами учебного процесса таким образом, чтобы в них содержалась высокая концентрация сложных ситуаций, предназначен­ных для решения участниками игры, и чтобы имитируемые при этом процес­сы отражали жизнь, а решения - современный уровень науки.

Признаками учебной игры являются: имитация учебными средствами производственных или общественных условий, прямо связанных с одной из тем учебного курса; проблемное конструирование "шагов" игры и ситуа­ций; коллективное решение задач ее участниками; состязательное движе­ние к цели; ролевое взаимодействие обучаемых; соблюдение принятых в игре правил; общественная значимость достигнутого в игре результата. Немаловажен при выборе данного вида практикума и интерес обучаемых к проблеме. Учебные игры не могут быть очень длительными, так как огра­ничены объемом учебных занятий.

На различных межвузовских курсах практикуются иногда игры, рассчи­танные на 2-3 дня или 14-16 часов. Такие игры не подходят для учебного процесса. Учебная игра должна быть рассчитана на время семинара (2 ча­са), хотя и может быть потом продолжена во внеучебное время, если заин­тересует студентов.

Можно выделить два типа учебных (дидактических) игр: познаватель­ные и деловые (производственные). Познавательные игры, в свою очередь, подразделяются на различные виды игр, в том числе и игры "исторического типа", предполагающие воспроизведение определенных исторических со­бытий, непосредственно связанных с темой учебного занятия, в устном изложении их обучающимися, которые распределены по социальным ро­лям имитируемого отрезка истории. При этом участникам игры предостав­лено право не только описывать общий ход событий в той хронологиче­ской последовательности, в которой они протекали в действительности, выступать от имени исторических лиц, излагая их решения и поступки, но и вводить в игру предположительные ситуации, допускать возможность других решений и иного характера действий своих героев. В результате возникновения в игре непредвиденных ситуаций ее участникам предостав­ляется возможность строить события не так, как они протекали на самом деле, а в максимальном соответствии прогрессивным тенденциям.

Однако таких "ходов" в игре - минимум. Главное в игре не то, чтобы перекроить историю в соответствии с законами общественного развития или в соответствии с субъективными позициями играющих, а в том, чтобы, опираясь на практику, анализируя исторические события, самостоятельно прийти к осмыслению той учебной теории, которая опредмечена в данных исторических событиях.

Задача участников игры в период подготовки состоит в том, чтобы по лите­ратуре и курсам читаемых лекций изучить ход имитируемых событий, действие ролевых партнеров, вжиться в образ своих героев и быть готовыми проана­лизировать их деятельность, получая для этого «слово» в зависимости от хроно­логии событий и поступков, а также степени их завершенности в данной игре.

Этот вид игры называется имитационным исполнением ролей.

К учебным играм относятся также игры, углубляющие знания студен­тами документов и первоисточников. Трудно, например, иными учебными средствами побудить студента к более основательному изучению Консти­туции и других документов и более убедительно показать их практическое значение, чем в учебной игре "Демократические институты". "Позиция", "Предвыборная кампания" и др.

В деловой (производственной) игре зачастую имитируется производст­венная обстановка и решаются неизбежно возникающие проблемные си­туации, вводимые в игру ее руководителями.

В качестве примера деловых учебных игр можно назвать "Выбор руко­водителя", "Кадры". "Маркетинг", "Социально-экономические приоритеты трудового коллектива" и "Конфликт". На занятиях могут проигрываться ситуации типа "Если бы я был начальником цеха (мастером, мэром города, президентом страны)". В настоящем издании читатель найдет подробное описание игр "Новое назначение" и "Конфликтные ситуации", апробиро­ванных на практике в Запорожском машиностроительном институте в рам­ках спецкурса "Социология труда и управления", а также игры "Выбор сти­ля руководства в процессе принятия решения".

С алгоритмом деловой игры, методикой ее подготовки и проведения, основными этапами можно познакомиться, прочитав книгу: Оганян К.М Практические занятия с использованием активных методов обучения- СПб.: СПбГИЭУ, 2004.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.