Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика методов управления развитием города




СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Для определения понятия «городское управление» более продуктивным должен быть не поиск формального определения управления как такового, а попытка резюмировать обсуждение, представив управление как непрерывный и иногда нерегулируемый цикл мышления и действия, который помогает построить более надежные и эффективные системы. Это недискретная деятельность с явным началом и концом. Управление, во-первых, связано с достижением желаемых будущих состояний, которые маловероятны без вмешательства человека. Во-вторых, управление связано с формированием событий как в настоящем, так и в будущем посредством наилучшего размещения наличных ресурсов для выполнения целей управления. В-третьих, управление является практической деятельностью, которая связана с выбором разумных курсов действия из набора альтернатив. Следовательно, главные причины возникновения проблем управления городом, регулирования его развития заключены в сущности самого города как сложной системы со сложной структурой и динамикой. У разных его компонентов различная степень значимости и инерционности.

Механизм управления социально-экономическим развитием крупных городов основывается на определенной системе социально-экономических целей. Он должен строиться на принципах демократизации управления и вписываться в макроэкономическую, политическую и организационную структуры общества. Его главными свойствами являются гибкость и способность перестраиваться с учетом специфики развития каждого крупного города, насущных для него социально-экономических проблем.

К основным целям регулирования развития крупных городов на региональном уровне можно отнести следующие:

· Обеспечение ресурсно-целевой сбалансированности промышленно-производственного комплекса крупного города.

· Совершенствование структуры экономики в направлении увеличения доли высокопрофильных для этих городов производств, усиления комплексности их развития.

· Достижение сбалансированности экономических и социальных процессов с учетом необходимости обеспечения нормативного уровня качества жизни городского населения.

· Рациональное использование местных ресурсов и городской территории, сохранение эколого-производственного равновесия.

· Рационализация размещения производительных сил в системе «крупный город - область», в том числе с целью минимизации миграционных потоков между городом и прилегающими к нему районами.

В качестве конечного результата действия такого социально-экономического механизма должно быть обеспечено гармоничное разви­тие и эффективное использование потенциала каждого города на оптимальной для него траектории с учетом стратегии, уровня и темпов соци­ально-экономического развития региона и страны.

Достижение поставленных целей возможно только на основе приме­нения комплекса методов, что объясняет сложность решаемой задачи Метод управления - это совокупность способов и средств воздействия субъекта управления на объект управления по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. В науч­ных исследованиях городского управления важнейшими являются три группы методов: административные (организационные или организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические.

Административные методы управления представляют собой систему воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Они остаются действенными и актуальными. К ним относятся организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные меры воздействия - нормативно-правовые акты (запреты, разрешения, приказы, распоряжения), добровольные соглашения и т.п. Однако такие методы не всегда решают стоящие перед ними проблемы, а также целый ряд проблем не может быть решен только с их помощью.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач городского управления. Они призваны сделать реальным фактором регулирование развития крупных городов, а также экономические отношения предприятий, объединений и городских органов управления, т.е. наладить определенное сочетание экономических интересов всех субъектов экономической жизни на территории, включая собственно интересы города как особого экономического агента в условиях развития рыночных отношений. Их можно осуществить при помощи системы финансово-экономических рычагов, составления экономических прогнозов, создания определенного комплекса материальных стимулов. К таким инструментам относятся налоги, платежи, дотации, взносы, пени, штрафы, неустойки и т.д. В городах в качестве непосредственных финансовых рычагов регулирования предусмотрен ввод дифференцированных платежей в бюджет за размещение предприятий в крупных городах и используемые ими территориальные ресурсы - земельные, водные, природные, инфраструктурные и др. При этом дифференциация платежей осуществляется как по отраслям, так и по категориям городов, а также внутри них - по зонам. Эта группа методов нуждается в развитии, определенном правовом оформле­нии и законодательном закреплении как на городском, так и на региональном, центральном уровнях управления.

Социально-психологические методы управления представляют собой способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов, к которым можно отнести оценки качества работы муниципальных служащих, социально-психологического климата отдельных групп горожан, а также возможности активизации жителей в городском управлении и территориальном самоуправлении, в решении местных проблем и др.

Методы городского управления дополняют друг друга. Экономические методы призваны выполнять в основном стимулирующую функцию по отношению к местным органам власти через введение платы за городские ресурсы, а также по отношению к предприятиям в направлении стимулирования эффективного использования ресурсов. Контрольные и распорядительные функции осуществляются в основном административ­ными методами. Административные методы используют в стратегическом планировании при постановке долгосрочных целей развития крупных городов и в оперативной деятельности городской администрации. Действенность и результативность группы административных методов управления развитием городов существенно повышается при их допол­нении экономическими методами.

С переходом к рыночной форме хозяйствования едва ли кардинально меняются основные задачи и методы регулирования развития городов. Представляется, что меняется уровень ответственности и вмешательства власти в процессы развития, признается его потенциальная многовариантность и неопределенность будущих исходов. Открытая экономическая система предполагает несколько иной подход к регулированию, так как в нее включается еще один элемент - частные решения экономических субъектов по поводу размещения производства, его объемов и вида. Этот элемент вносит в систему неопределенность, потому что частные решения зависят от определенных параметров, например, цены на сырье и трудовые ресурсы, транспортные издержки и доступность рынков сбыта и др. Однако на принимаемые в частном секторе решения можно воздействовать путем создания благоприятных условий для развития определенных видов производства на территории. При этом экономические методы регулирования в условиях рыночной экономики в первую очередь предусматривают воздействие на интересы предприятий и других участников процесса социально-экономического воспроизводства с помощью экономических инструментов, формирующих их конечные доходы. Как следствие наличия многих действующих субъектов хозяйственных отношений, происходит перемещение некоторой части ответственности за выбор направления развития и сужение сферы регулирования. За счет своих бюджетов городские органы власти должны финансировать организацию собственных предприятий, развитие производственной и социальной инфраструктуры и других мероприятий городского и регионального значения. Следует полагать, что общая сумма платежей в местные бюджеты должна быть достаточной для финансирования мероприятий, нацеленных на решение задач, отнесенных к компетенции городских органов власти. Поэтому наделение городских органов управления рычагами экономического и финансового содержания, превращение их в реальных субъектов собственности должно позволить создать условия для дальнейшего развития экономических отношений между городскими органами и предприятиями - пользователями территориальных ресурсов.

Как уже отмечалось, основным содержанием городского управления является целенаправленное воздействие на выбранные параметры разви­тия в направлении достижения их планируемых значений. Поэтому в управлении городскими подсистемами используются такие методы, как нормативный, балансовый, экономико-математического моделирования, статистический и программно-целевой.

Нормативный метод предполагает обоснование важнейших заданий и прогнозов социально-экономического развития города системой норм и нормативов, учитывающих особенности города как объекта исследования и управления. На базе научно обоснованных норм определяются потребности населения города в товарах и услугах на ближайшую и отда­ленную перспективу. Этот метод обеспечивает использование городских территориальных ресурсов, учитывает уровень достижений научно-технического прогресса, новейшие технологии, условия развития и функционирования отраслей производства, специфику города.

Балансовый метод тесно связан с нормативным. Он позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями структуры городского хозяйства, потребностями и ресурсами каждого конкретного города. При помощи разработки системы балансов и расчетов определяются внутренние и внешние городские и межрегиональные связи, обосновываются способы размещения и реструктуризации отдельных городских предприятий. Основой разработки балансов при определении потребности в ресурсах, товарах и услугах служит научно обоснованная система норм и нормативов. Для развития города имеют большое значение балансовые расчеты потребностей в рабочей силе различной квалификации, по водным, земельным и иным ресурсам для оценки обеспеченности хозяйства Важна роль балансового метода при оценке финансовых ресурсов города. При этом основной составляющей финансового баланса города явля­ется сводный финансовый расчет объема капиталовложений для определения его основных направлений развития, эффективности, пропорциональности управления.

Необходимость использования методов экономико-математического моделирования, охватывающих наиболее узловые проблемы города, возникает в связи с усложнением территориально-отраслевых и региональных связей города и окружающего региона. Основными направлениями экономико-математического моделирования городских социально-экономических систем являются:

· моделирование городских пропорций;

· моделирование размещения отраслей хозяйства на городской территории;

· транспортная модель города;

· моделирование формирования социально-экономической системы города;

· моделирование системы управления.

Среди выделенных направлений особенно актуальными являются раз­работка модели хозяйства города и моделирование систем управления для определения оптимального варианта управления и выбора методов управления с учетом местной специфики и особенностей этапа развития современного города.

В практике городского управления широко используется статистический метод (расчет индексов, коэффициентов, динамических рядов и сопоставлений, корреляционный анализ и др.). Сознательное установление и поддержание необходимых связей и зависимостей, возникающих как между отдельными сферами крупного города, так и между отдельными сторонами этих сфер на некоторой территории, проявляются через структурные сдвиги и количественные соотношения. Следует согласиться с мнением Л.А. Велихова, что рациональным методом в создании теории современного города может быть лишь комбинированная индукция и дедукция при участии статистического метода или массового учета социальных явлений.

Применение программно-целевого метода обеспечивает проведение городской политики на основе разработки и реализации, общегородских социально-экономических программ, специальных целевых муниципальных программ и проектов. Содержание и особенности этого метода будут подробно рассмотрены в специальном разделе данного пособия.

Итак, совокупность методов и приемов управления составляет методическую основу городского управления. При применении отдельных методов городского управления следует учитывать, что действительность их использования зависит от правильности оценки преобладающих тенденций развития, стараться побороть которые не имеет смысла. Масштаб, структура, экономическая значимость объектов управления в каждом городе различны, поэтому методология построения системы управления и содержание целей управления этими объектами различаются. А выбор методов воплощения целей развития города осуществляется, исходя из сложившейся практики управления, применимости и эффективности этих методов в решении поставленных задач, их соответствия законам рыночного хозяйства, границам компетенции органов государственной и местной власти.

Современные города выступают в роли самостоятельных агентов рынка и движение средств производства и населения должно сопровождаться интенсификацией экономики на базе глубокого анализа, основанного на качественных международных критериях оценки развития производства, использования ресурсов и развития инноваций. Длительный этап классической экстенсивной индустриализации развития экономики, который характерен для многих российских городов РФ, должен быть завершен. Ситуация в российских городах особенно наглядно показывает наиболее болезненные стороны переходного периода, так как во многом городская экономика напоминает обломки крупного индустриального централизованного планового хозяйства - это еще далеко не рыночная экономика, а архитектурно-планировочное, пространственное, социальное развитие и диспропорции в городах - сегодня далеко не самая комфортная среда для жизни людей. Представляется, что главной проблемой здесь является необходимость поиска реальных инструментов городскогоуправления, способных сделать такой период как можно короче.

Как «особые организации» современные города не только имеют неустойчивую внутреннюю среду, но и развиваются в условиях фактора неопределенности. Главные усилия поиска эффективной городской политики направлены прежде всего на то, чтобы достигнуть координации и сотрудничества между субъектами городской экономической жизни и уровнями управления, а также усилить конкурентоспособность самих городов как экономических агентов рынка. Такой подход основан на идеях стратегического менеджмента, которые преобладают в деятельности крупных фирм и корпораций в частном бизнесе. Они достаточно известны и описаны в зарубежной литературе. Общемировые тенденции подобного рода являются в практике городского управления достаточно новыми.

В США и отдельных городах Западной Европы интерес к внедрению методов стратегического менеджмента в практическую деятельность городских властей, а особенно дискуссии о миссии городов, разработке стратегий развития и применению инструментов стратегического планирования стали усиленно развиваться с начала 1990-х годов. Однако в российском законодательстве по местному самоуправлению на сегодняшний день проблемы вертикальной координации и межрегионального взаимодействия в области планирования местного развития требует уточнения и детальной проработки, включая такие вопросы, как уровень ответственности, информационно-методическое, кадровое и ресурсное обеспечение.

Во многих городах России, прежде всего крупных, также набирает силу тенденция к формированию нового мышления городской администрации и созданию механизмов управления новой основе. Примеров практической реализации городских стратегий в России пока единицы. В этом плане разработка Стратегического плана Санкт-Петербурга является первым проектом в Российской Федерации, который реализуется в городе с 1997г. Безусловно, что на российской почве реализация подобных идей требует не только тщательного осмысления, но и отработки алгоритмов и технологии внедрения в практику управления. Для многих городов работы подобного рода пока недоступны, так как они еще во многом носят научно-исследовательский характер. Требуют определения многие направления, факторы, методы, показатели оценки и улучшения хозяйственного комплекса города. Необходимо также создать и внедрить в городских структурах управления модифицированный аналитический блок для комплексного анализа ресурсов регионального рынка, обеспечения непрерывности процесса планирования и повышения конкурентоспособности города.

Следовательно, только формирование особых управленческих технологий может способствовать созданию надежных предпосылок и важнейших инструментов для того, чтобы исключить промахи управленческих решений в текущей деятельности и в долгосрочной перспективе для городской администрации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.