Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разрешительный порядок природопользования




Учет природных ресурсов и результатов хозяйственной деятельности

А) ведение кадастров. Кадастры являются одним из важнейших источников информации и представляют собой систематизированную систему сведений о количественном и качественном состоянии природный ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном! значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими. Значение кадастров велико, и поэтому порядок их ведения устанавливается либо федеральным законом, например Законом государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г., либо постановлениями Правительства, иногда временными положениями, утвержденными уполномоченными на то министерствами и ведомствами. В Федеральном законе «Об охране окружающей природной среды содержится положение о государственном учете объектов, оказывающих не­явное воздействие на окружающую среду. В настоящее время в России существует несколько видов кадастров, формируемых в зависимости от объекта учета — природного ресурса: земельный, водный, животного мира, лесов, а также кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий, отходов. Все они имеют статус государственных. Кроме того, ведутся территориальные кадастры природных ресурсов и объектов.

Единицами кадастрового деления территории РФ являются кадастровые округа, районы, кварталы. Ведение кадастров возложено на Министерство природных ресурсов. Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Президента РФ создана специальная Федеральная служба земельного кадастра РФ. Следует отметить, что учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ, а рыбных запасов во внутренних водоемах — Государственный комитет РФ по рыболовству. Ведение территориальных кадастров осуществляют территориальные органы власти.

Б)отчеты, которые подаются природопользователями организациями в органы статистики по утвержденным формам. В законодательстве предусмотрены санкции за непредоставление соответствующих сведений, либо за нарушения порядка и сроков отчетности и их правдивости.

Право пользования большинством природных ресурсов предоставляется на основании пре­дусмотренных законодательством процедур, в которых государство является органом, устанавли­вающим и регулирующим эти процедуры. Право специального природопользования означает воз­можность использовать в установленном законом порядке и на основе специального юридическо­го документа (государственного акта, разрешения, лицензии и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных инте­ресов общества. Оно, как правило, является платным.

В практике регулирования природопользования в РФ разрешения на природопользование выступают в различных формах:

нормативный правовой акт органа государственной власти, ор­гана местного самоуправления (например, установление сервитута на земельный участок); распо­рядительный акт органа государственной власти, местного самоуправления (например, предос­тавление земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования); решения или раз­решения уполномоченного органа государственной власти (например, решение предоставление водного объекта для нужд обороны страны или разрешение на акклиматизацию видов животных). Основные виды разрешений на природопользование в РФ приведены в приложении В.

Разрешительная система является в настоящее время признанным, широко используемым в мировой практике и достаточно эффективным средством регулирования природопользования.

Законодательство РФ определяет требования к содержанию разрешений (лицензий). На­пример, ст. 12 Федерального закона «О недрах» предусматривает наличие следующих сведений в лицензии на пользование недрами:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших ли­цензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, вы­хода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, пра­вилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.

Аналогичные сведения содержатся и в других видах разрешений (лицензий).

В настоящее время к лицензируемым видам относятся только те виды деятельности, осуществле­ние которых может повлечь за собой нанесение ущерба нравам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Феде­рации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензи­рованием.

Выделяются следующие виды лицензий:

- на размещение (удаление) отходов, на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты;

- на пользование лесом, водными ресурсами, объектами животного и растительного мира;

- на разработку полезных ископаемых и иные виды пользования недрами;

- на производство использование и продажу (оборот) опасных, в том числе токсичных, ве­ществ;

-- на обращение с опасными отходами и т.д..

Общими тенденциями разрешительного регулирования природопользования в РФ в по­следнее время является:

- уменьшение подлежащих лицензированию видов деятельности;

- упрощение процедур в разрешительной деятельности, законодательное ограничение под­готавливаемых для получения разрешения документов;

- получение лицензий на конкурсной основе;

- совмещение механизмов платности природопользования и лицензирования.

Фактически разрешительная система природопользования предстает одновременно как форма учета природопользователей, потребления природных ресурсов, загрязнения окружающей природной среды и как форма распоряжении природными ресурсами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.