Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление адаптацией




ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Адаптация — процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собст­венного поведения в соответствии с требованиями среды, т.е. процесс приспособления к новой среде.

Причины изменения условий трудовой дея­тельности многообразны: поступление на новое место работы, переход в другое подразделение, на новую должность, внедрение новых форм организа­ции труда и т.д. Следует различать активную адапта­цию, когда индивид стремится воздействовать на среду, с тем чтобы изменить ее (в т.ч. и те нормы, ценности, формы взаимодействия, которые он дол­жен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Наиболее эффективной представляется адапта­ция как процесс активного приспособления индиви­да к изменяющейся среде с помощью соответствую­щего управляющего воздействия и использования различных средств (организационных, технических, социально-психологических и т.п.). По своему воз­действию на работника различают прогрессивные результаты адаптации и регрессивные. Последние имеют место в случае пассивной адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной). Кроме того, различают пер­вичную производственную адаптацию, когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии, и вторич­ную — при последующей смене работы.

Составляющие (компоненты) производственной среды как объекта адаптации весьма многообразны. Среди них можно выделить: условия труда и его орга­низацию, оплату труда и формы материального сти­мулирования, содержание труда, жесткость норм, психологический климат в коллективе и т.д.

Задача управления адаптацией заключается в ус­корении процесса адаптации, снижении негативных моментов, ее сопровождающих.

Процедуры адаптации персонала призваны облег­чить вхождение новых сотрудников в жизнь органи­зации.

 

 

Управление процессом адаптации — это ак­тивное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последст­вий и т.п.

Необходимость управления адаптацией предопре­деляется большим ущербом как для производства, так и для работников.

Разработка мер, положительно влияющих на адап­тацию, предполагает знание как субъективных харак­теристик рабочего (пол, возраст, его психофизиоло­гические характеристики, а также образование, стаж и др.), так и факторов производственной среды, ха­рактера их влияния (прямое или косвенное) на пока­затели и результаты адаптации. Поэтому при опти­мизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части ус­ловий труда, гибкого рабочего времени, организа­ции труда и т.д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобожде­нии от отрицательных привычек и т.п.), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профес­сии, т.к. они могут быть существенными, что послу­жит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики пред­приятия.

Особенность управления адаптацией заключает­ся в том, что роль той или иной стороны производст­венной адаптации может проявляться по-разному, в зависимости от конкретной ситуации. Для одной профессии (профессиональной группы) при опреде­ленных условиях работы наиболее сложной пробле­мой может быть, например, психофизиологическая сторона адаптации, для других — социально-пси­хологическая

Конкретизация подхода к каждому работнику, оп­ределение значимости той или иной стороны адапта­ции для конкретных условий производственной сре­ды, разработка соответствующих мероприятий для облегчения ее прохождения составляют основу про­цесса управления адаптацией, предполагающего и определенную технологию. Так, применительно к молодым рабочим она включает в себя:

1) анализ ожиданий поступающих рабочих (выясне­ние на основании беседы мотивов поступления, ожиданий, связанных с данным предприятием, при необходимости — профессиональная ориента­ция);

2) прием и прогноз стабильности новичка (как долго он может проработать в данном коллективе);

3) введение новичка в коллектив;

4) собственно контроль адаптации в ходе периоди­ческих встреч или заочно;

5) ликвидацию причин конфликтных ситуаций или не­удовлетворенности решением проблем адаптантов, санкции в отношении тех, кто обязан был уст­ранить причины неадаптации;

6) обобщение материалов о ходе адаптации нович­ков, ознакомление с ними администрации пред­приятия и линейных руководителей.

Среди мер, способствующих сокращению перио­да адаптации и негативных ее последствий, можно выделить хорошо поставленную профессиональную ориентацию и, в частности, профессиональный отбор кадров. Последний позволяет выявить работников, вероятность успешной адаптации которых к данным факторам производственной среды наиболее высо­ка. В наибольшей степени это относится к професси­ям, предъявляющим к работнику специфические тре­бования (внимательность, острота зрения и т.п.).

Успешной психофизиологической адаптации спо­собствуют мероприятия по приспособлению среды к человеку: улучшение условий труда, учет эргономи­ческих требований при организации рабочего места (выбор соответствующего оборудования, планиров­ка рабочего места), при конструировании оборудо­вания, оргоснастки и т.д.

Важными представляются мероприятия, направ­ленные на снижение утомляемости человека. Важ­ную роль в адаптации работников играет психологи­ческий климата коллективе.

Одним из способов эффективного управления процессом адаптации является создание специали­зированных служб адаптации кадров.

Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.

1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффек­тивной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компа­ний, период его адаптации будет минимальным. Адап­тация должна предполагать как знакомство с произ­водственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, правилами поведения и т.д.

2. Ориентация — практическое знакомство но­вого работника со своими обязанностями и требова­ниями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным обо­рудованием). Часто в ходе проведения програм­мы ориентации затрагиваются следующие во­просы:

1) общее представление о компании;

2) политика организации;

3) оплата труда;

4) дополнительные льготы;

5) охрана труда и соблюдение техники безопасности;

6) работник и его отношения с профсоюзом;

7) служба быта;

8) экономические факторы.

После прохождения общей программы ориента­ции может быть проведена специальная программа.

3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в приспособлении новичка к своему статусу и в основ­ном обусловливается его включением в межличност­ные отношения с коллегами. Здесь необходимо дать новичку возможность активно действовать в различ­ных сферах, апробируя полученное представление об организации. Очень важно на этом этапе оказать под­держку новичку.

4. Функционирование. Этим этапом заверша­ется процесс адаптации, он характеризуется посте­пенным преодолением производственных и межлич­ностных проблем и переходом к стабильной работе.

 

29. ПОНЯТИЕ,^ЭТАПЫ И ВИДЫ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ

Карьера деловая — поступательное продвиже­ние человека в какой-либо сфере деятельности, из­менение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связан­ных с деятельностью; продвижение вперед по однаж­ды выбранному пути деятельности, достижение из­вестности, славы, обогащения, например, получение больших полномочий, более высокого статуса, пре­стижа, власти, большего количества денег.

Выделяют следующие виды деловой карьеры:

1) внутриорганизационная карьера — связана с тра­екторией движения человека в организации. Она может идти по линии вертикальной карьеры, гори­зонтальной карьеры, продвижения внутри органи­зации, центростремительной карьеры;

2) межорганизационная карьера — вид карьеры, оз­начающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, уход на пенсию;

3) карьера профессиональная (специализирован­ная) — вид карьеры; характеризуется тем, что кон­кретный сотрудник в процессе своей профессио­нальной деятельности проходит различные ее стадии;

4) карьера профессиональная (неспециализирован­ная). Поднимаясь по служебной лестнице, чело­век должен иметь возможность взглянуть на ком­панию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года;

5) карьера вертикальная — подъем на более высо­кую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более вы­соким уровнем оплаты труда);

6) карьера горизонтальная — вид карьеры, предпо­лагающий либо перемещение в другую функцио­нальную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имею­щей жесткого формального закрепления в орга­низационной структуре;

7) карьера центростремительная (скрытая) — вид карьеры, когда происходит движение к ядру, руко­водству организации, например приглашение ра­ботника на недоступные другим сотрудникам встречи, получение сотрудником доступа к нефор­мальным источникам информации и т.п. Этапы деловой карьеры — отрезки трудовой жизни человека в какой-либо сфере деятельности по пути достижения своих жизненных целей.

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и обычно длится до 25-28 лет. За этот период человек может сменить несколько мест учебы или различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потреб­ности и отвечающего его возможностям.

Далее наступает этап становления — длится примерно пять лет, от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приоб­ретает необходимые навыки, формируется его ква­лификация, происходит самоутверждение и появля­ется потребность к установлению независимости.

На этапе продвижения (длится от 30 до 45 лет) идет процесс роста квалификации, продвижения по служ­бе. Накапливаются богатый практический опыт, на­выки, растет потребность в самоутверждении, дости­жении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как лич­ности.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования ква­лификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения. Этот период характеризуется творчеством, здесь также мо­жет быть подъем на новые служебные ступени.

Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться об отдыхе, готовится к уходу на пенсию. В этот период идут ак­тивные поиски достойной замены и обучение канди­дата на освобождающуюся должность. Этот период характеризуется кризисом карьеры, такие люди все меньше получают удовлетворения от работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.