Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегический анализ социально-экономической системы




ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ

АНАЛИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ И

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА [6]

городского округа город Воронеж [7]

При проведении стратегического анализа использована методика SWOT-анализа, проведенного в разрезе важнейших сегментов производства, финансов и социальной сферы городского округа город Воронеж.

Анализ статистических данных позволил следующим образом определить сильные и слабые стороны городского округа город Воронежа в сравнении с другими городами ЦЧР.

Сильные стороны социально-экономической системы городского округа город Воронеж.

1. Воронеж – крупнейший по численности населения и площади территории город ЦЧР (табл. 1). По этим показателям он занимает в Центральном Федеральном округе второе место после Москвы.

Таблица 1 - Площадь территории городов ЦЧР

Показатели Воронеж Белгород Курск Липецк Тамбов
           
Площадь территории, тыс. кв. км   0,6   0,15   0,19   0,32   0,09
Численность постоянного населения на 01.01.2008 920,4 353,1 408,1 502,4 279,8

 

 

Как видно, по площади городской округ город Воронеж превышает Белгород в 4 раза, Курск – в 3,2 раза, Липецк – в 2 раза, Тамбов – в 6,7 раза. По численности превышение составляет соответственно: в 2,6, 2,3, 1,8, 3,3 раза.

В социально-экономическом плане эта сторона значима в трех основных позициях: мощности трудового потенциала, емкости потребительского рынка, размеру площади под жилищное и производственное строительство, рекреационные зоны (доля общей площади земельных насаждений в городском округе город Воронеж составляет 35,9%).

О возможностях наращивания численности городского округа свидетельствует низкое значение коэффициента плотности населения (табл. 2).

Таблица 2 – Плотность населения в областных центрах ЦЧР

Показатели Воронеж Белгород Курск Липецк Тамбов
Плотность населения, человек на 1 кв. км   1534,0   2354,0     1570,0   3106,0

 

2. Выгодное транспортное положение. Транспортный узел, в который входит городской округ город Воронеж, находится на пересечении транспортных потоков, связывающих север европейской части России с югом и запад с востоком. Через город проходит меридиональный транспортный коридор «Санкт-Петербург – Москва – Воронеж – Ростов – Новороссийск» и широтный коридор «Саратов – Воронеж – Курск». Меридиональная железная дорога «Москва – Воронеж – Ростов – Новороссийск» связывает Центральный федеральный округ с черноморским побережьем Кавказа, зоной отдыха и единственным крупным российским портом на Черном море – г. Новороссийском. Помимо железной дороги через Воронеж проходит крупная магистральная федеральная дорога М-4 «Дон», а в широтном направлении – федеральная автодорога «Курск – Воронеж – Саратов» (А-144).

Система магистральных дорог создает Воронежу важное конкурентное преимущество – возможность эффективно включиться в систему пассажирского и грузового оборота, прежде всего, в направлении Москва – Северный Кавказ. Отметим, что указанные автомобильные дороги имеют не только экономическое, но и геополитическое значение, позволяющее городу претендовать на роль коммуникативного узла в системе связей столицы с южными окраинами государства.

В социально-экономическом плане эта характеристика свидетельствует о наличии объективных предпосылок для появления у муниципального образования функции центра транспортно-логистического обеспечения. Ее актуализация обусловлена близостью и динамичным развитием Московской агломерации, формированием одной из перспективных в РФ агломераций «Ростов-на-Дону – южные порты».

3. Воронеж имеет наиболее развитую в ЦЧР систему высшего профессионального образования. По числу высших учебных заведений, величине контингента обучающихся в них студентов он занимает второе место в ЦФО, уступая только Москве. В Воронежской области (преимущественно в г. Воронеже) обучается почти 45 % студентов Центрально-Черноземного района.

По числу аспирантов (они обучаются преимущественно в вузах Воронежа) Воронежская область занимает 3 место в ЦФО.

По численности профессорско-преподавательского состава доля Воронежской области в Центральном федеральном округе (ЦФО) составляет 4,3 %, и 10 % без учета Москвы. Доля докторов наук в численности профессорско-преподавательского состава ЦФО оставляет 2,9 %, без учета Москвы – 9,7 %. Доля докторов наук, преподающих в высших учебных заведениях Воронежской области в общей численности докторов наук - преподавателей вузов ЦЧР составляет 47,7%.

В масштабах ЦЧР у Воронежа нет конкурентов не только по масштабам системы высшего образования, но и по разнообразию вузов и, главное, качеству образования. В подтверждении могут быть приведены рейтинги ведущих вузов Воронежа. Так, по результатам конкурса, систематически проводимого фондом Потанина, Воронежский государственный университет устойчиво занимает 1-3 места в общероссийском рейтинге. Воронежская государственная архитектурно-строительная академия занимает 2 место в рейтинге строительных вузов России.

Система высшего профессионального образования обеспечивает качественное образование по широкому перечню направлений при относительно низкой его стоимости по сравнению с другими ведущими учебными центрами России (Москва, Ростов, Краснодар, Нижний Новгород, Самара и др.).

Важное ее конкурентное преимущество – фундаментальность образования, обеспечиваемая интеграцией ведущих научных школ региона и учебной деятельности. Общепризнанными в России и за рубежом являются научные школы ведущих вузов города. Синтез науки и учебного процесса результируется в открытии новых специальностей и направлений подготовки.

В вузах города накоплен значительный опыт международного сотрудничества в сфере образования. Следует отметить, что Воронеж в советские годы входил в число базовых учебных центров страны по обучению иностранных студентов. Ныне его отличает наличие резервных мощностей по подготовке иностранных студентов в государственном, муниципальном и частном секторах высшей школы, наличие институциональной структуры поддержки экспорта образовательных услуг макрорегионального уровня: при ВГУ действует межрегиональный центр международного сотрудничества и академической мобильности.

Действующая в городе система образования является многоуровневой, т.е. осуществляется подготовка бакалавров, специалистов, магистров. Первым переход к такой системе осуществил ВГУ, на экономическом факультете которого, начиная с 1992 г. ведется обучение по программам подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Менеджмент» и «Экономика».

Система высшего профессионального образования обеспечивает его непрерывность (подготовка, переподготовка, повышение квалификации по направлениям, имеющим устойчивый рыночный спрос); предоставляет образовательные услуги по широкому спектру направлений, специальностей и форм обучения; использует относительно высокие образовательные технологии; отличается динамизмом развития.

В социально-экономическом плане эта сторона социально-экономической системы городского округа город Воронеж значима в следующих позициях: качеству подготовки трудовых ресурсов, величине и структуре предложения на рынке труда квалифицированной рабочей силы, потенциалу инвестиций домохозяйств и компаний в образовательные услуги, потенциалу развития экспорта образовательных услуг.

4. Воронеж имеет относительно развитый научный и инновационный потенциал. Город обладает сетью научно-исследовательских и образовательных учреждений, обеспечивающих проведение фундаментальных исследований и прикладных разработок в сферах инновационных технологий и современных технических систем.

Учитывая, что областные центры аккумулируют основной научный и инновационный потенциал субъекта РФ, воспользуемся региональной статистикой.

Число организаций, выполняющих в Воронежской области, исследования и разработки - 66 (они расположены за редким исключением в городском округе город Воронеж). Для сравнения: в Белгородской области таких организаций - 21, Курской – 19, Липецкой – 9, Орловской – 21, Тамбовской - 22. По числу таких организаций и численности занятого на них персонала Воронежская область занимает 3 место в ЦФО (после Москвы и Московской области).

По числу заявок на изобретения Воронежская область занимает 3 место в ЦФО, по числу заявок на полезную модель – 4 место в ЦФО, по числу выданных патентов – 3 место в ЦФО, по числу выданных свидетельств - 4 место в ЦФО.

5. Воронеж является одним из наиболее крупных индустриальных центров ЦФО. Его отличает достаточно диверсифицированная структура: в нем сочетаются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность строительных материалов, производства, ориентированные на удовлетворение конечных потребностей населения (пищевая, легкая промышленность, жилищное строительство).

В городском округе сосредоточены все важнейшие виды обрабатывающих производств: производится оборудование для нефтегазовой промышленности, тяжелые механические прессы, станки, синтетический каучук, автомобильные шины, мостовые конструкции, сложные радиоэлектронные комплексы и др.

Разнообразие структуры промышленного производства в известной мере следует рассматривать в контексте его возможностей, во-первых, работы на разных сегментах национального рынка товаров, во-вторых, ограничения негативного влияния общемировых трендов (в современных условиях - последствий мирового финансового кризиса).

Промышленность города отличает высокий уровень корпоративной концентрации производства в обрабатывающих производствах. 344 крупных и средних промышленных предприятия из 4300 производят преобладающую часть промышленной продукции.

Важная характеристика - наличие отдельных производств в ракетно-космическом, радиоэлектронном, авиастроительном, химическом комплексах, конкурентоспособных на национальном и мировом рынках товаров гражданского и военного назначения.

Позитивным моментом является независимость обрабатывающих производств от внешних (находящихся за пределами региона) источников его энергообеспечения (потребление промышленными предприятиями городского округа энергии, производимой НВ АЭС-1, в перспективе – НВ АЭС-2).

Промышленные предприятия имеют возможности удовлетворения потребностей в инженерно-технических кадрах преимущественно за счет выпускников региональной системы высшего профессионального образования.

Важной предпосылкой инновационного обновления промышленности города являются устойчивые связи ее базовых предприятий (Воронежский механический завод, ОКБ «Химавтоматики», ОАО «Концерн Созвездие», ОАО «Синтеззкаучук и др.) с ведущими вузами и НИИ города, опосредующие выполнение заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

6. Воронеж отличает достаточно развитая институциональная среда: количество предприятий и организаций в несколько раз больше, чем в других городах (по сравнению, например, с Белгородом – в 3,4 раза, с Липецком – 2,9 раза). По этому показателю он занимает в Центральном Федеральном округе второе место после Москвы.

Важные характеристики институциональной среды – число малых предприятий, их оборот, доля занятых. Заметим, что в городском округе город Воронеж сосредоточено 9605 ед. малых предприятий (более 55% всех малых предприятий Воронежской области). В 2007 г. их число в Воронеже намного превосходило аналогичный показатель по регионам ЦЧР: Курской области (4900 ед.), Липецкой (6600), Тамбовской (4200), лишь немного уступая Белгородской области (10800).

По среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях, обороту малых предприятий Воронежская область занимает 3 место ЦФО.

Относительно высокая степень развития малого бизнеса свидетельствует, во-первых, о наличии в муниципальном образовании достаточно заметного сегмента экономики, обладающего, во-первых, повышенной адаптацией к динамично меняющимся требованиям рынка, во-вторых, существенным потенциалом абсорбции незанятой рабочей силы. Эта сторона экономики городского округа город Воронеж значима также с позиций численности работодателей, плательщиков налогов в бюджеты разных уровней.

7. Воронеж имеет значительный потенциал строительного комплекса,при этомв последние годы идет его массовое наращивание. Воронеж – крупнейший по масштабам жилищного строительства город ЦЧР. По вводу в действие жилых домов он значительно опережает другие города (например, Белгород – в 2,9 раза, Липецк – 2,2 раза). По этому показателю он занимает в ЦФО второе место после Москвы.

В социально-экономическом плане эта сторона значима в трех основных позициях: объему конвертируемых в инвестиции сбережений домохозяйств, в т.ч. иногородних, потенциалу развития селитебной зоны города, масштабу реализации конкурентных преимуществ Воронежской области, связанных с ее географическим положением и наличием нерудных месторождений.

8. Воронеж отличают масштабные инвестиции в основной капитал предприятий и организаций. По этому показателю он уступает только Липецку (причем незначительно, разрыв не превышает 5%), занимая в ЦФО третье место (первое – у Москвы).

В социально-экономическом плане эта сторона значима в двух основных позициях: потенциалу обновления материально-технической базы дислоцированного в муниципальном образовании производства товаров и услуг; величине дохода, направляемого на уплату налога на прибыль, субъектами хозяйствования, осуществляющими инвестиционные проекты.

В оценке стратегической позиции этой стороны следует обратить внимание на существенное сокращение разрыва между Воронежем и другими городами ЦЧР по объему инвестиций. Так, если в 2006 г. значение этого показателя в Воронеже превышало аналогичный показатель в Тамбове в 3,7 раза, Курске – в 3,5 раза, Белгороде – 2,6 раза, то в 2008 г. соответственно: в 2,0, 2,5, 1,5 раза. В основе этого – существенно различающаяся динамика роста инвестиций. Если в Воронеже рост этого показателя в период 2006-2008 гг. составил 2, 1 раза, то в Тамбове – 3,8, Курске – 2,9, Белгороде – 3,5 раза.

9. По показателю насыщенности учреждениями банковской системы Воронеж относится к числу развитых финансовых центров ЦФО и лидирует в ЦЧР. В 2007 г. на территории городского округа функционировало 4 региональных банка и 71 филиал. За последние пять лет филиальная сеть выросла в 1,9 раза. В Воронеже размещен головной офис Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ.

10. Воронеж занимает первое место в ЦЧР, третье место в ЦФО (после Смоленска и Твери) по численности врачей на 10000 человек населения, первое место в ЦЧР и второе место в ЦФО (после Москвы) по числу амбулаторно-поликлинических учреждений.

На основе сильного профессионального состава ВГМА, медицинских учреждений сформирован мощный центр межрегиональной значимости по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи в области диагностики и лечения сердечно-сосудистых, заболеваний.

11. Воронеж является культурной столицей ЦЧР. В составе культурного потенциала города выделяются: относительно развитая инфраструктура (музейные и библиотечные фонды, сеть учреждений культуры); наличие образовательных учреждений, готовящих работников культуры; традиции народного творчества и школы различных направлений культуры и искусства (музыкальная, балетная, живописи и скульптуры, театральная).

Симфонический оркестр, Камерный и Кукольный театры, Музей изобразительных искусств Воронежа известны далеко за пределами России.

Слабые стороны социально-экономической системы городского округа город Воронеж.

1. Относительно низкий уровень доходов значительной части населения города. В 2008 г. значение показателя среднемесячной заработной платы (рассчитанное по кругу крупных и средних предприятий) в Воронеже меньше, чем в Белгороде в 1,1, Липецке в 1,2 раза.

В социально-экономическом плане эта сторона значима с позиций ограниченности: платежеспособного спроса домохозяйств на непродовольственные товары и платные услуги широкой номенклатуры (коммунальные, медицинские, образовательные и др.), развития процессов повышения уровня разнообразия и качества потребительских товаров и услуг, использования сбережений в качестве инвестиционного ресурса.

Заметным является несоответствие имеющегося потенциала качественных услуг в области медицины, образования, отдыха ограниченному платежеспособному спросу населения.

2. Относительно низкий уровень обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями. По этому показателю Воронеж уступает Белгороду, Липецку, Орлу, Тамбову (табл. 3).

Таблица 3 - Сравнительные характеристики городов ЦЧР в 2006 г.

Показатели Воронеж Белгород Курск Липецк Тамбов
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями в % от численности детей соответствующего возраста     63,8     73,5     59,2     65,0     70,5

 

В социально-экономическом плане эта сторона значима как фактор, ограничивающий, во-первых, рост показателя фертильности, во-вторых, потенциал предложения женского труда.

3. Низкая пропускная способность медицинских учреждений, не позволяющая, во-первых, полноценно реализовать человеческий капитал системы здравоохранения, во-вторых, повысить доступность населения к медицинским услугам (табл. 4).

Таблица 4 - Сравнительные характеристики городов ЦЧЭР в 2006 г.

Показатели Воронеж Белгород Курск Липецк Тамбов
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену на 10000 чел. населения     247,9     298,5     326,7         379,1

 

4. Воронеж относится к старопромышленным центрам России, слабо адаптированным к условиям развивающейся конкурентной среды. Его промышленный комплекс отличают следующие характеристики.

4.1. Неконкурентоспособность большинства видов продукции. Индикатором этой ситуации является, в том числе, отмеченный выше слабый экспортный потенциал промышленных предприятий города. В расчете на душу населения воронежские предприятия экспортировали в 2007 г. продукции на сумму 279 долларов, что меньше, чем в среднем по России в 8,9 раза и ЦФО в 14 раз.

4.2. Высокая степень износа основного капитала. В отсутствие данных по городскому округу город Воронеж, приведем данные по Воронежской области (табл. 5).

Следует, однако, отметить достаточно высокую динамику обновления основных фондов. Так, в 2005 г. коэффициент их обновления составлял 11,4%, 2006 г. – 12,3%, 2007 г. – 16,0%.

Воспроизводство этой тенденции является определяющим фактором преодоления (существенного ограничения) в перспективе названной слабой стороны индустриального сектора экономики.

Таблица 5 - Показатели состояния и движения основных фондов обрабатывающих производств в Воронежской области (в процентах)

Вид деятельности Степень износа фондов
     
Обрабатывающие производства   41,7   41,0   40,2

 

4.3. Сохранение и доминирование традиционных производств, основанных на четвертом технологическом укладе. Элементы пятого технологического уклада используются небольшим кругом предприятий (КБХА, Механический завод, ОАО «Концерн «Созвездие»).

4.4. Низкий уровень производительности труда. Значение этого показателя в индустриальном секторе городского округа город Воронеж составляет 67,5% от среднего уровня по РФ и 62,1% по ЦФО.

4.5. Сложившаяся структура промышленного производства (с доминирующей долей пищевой промышленности) сориентирована преимущественно на местные рынки сбыта, что существенно ограничивает возможности интеграции предприятий в национальное, тем более, в мировое экономическое пространство.

В социально-экономическом плане эта слабая сторона социально-экономической системы города значима с позиций, во-первых, сохранения условий воспроизводства неконкурентоспособной на национальном, тем более мировом рынках, продукции (большинства ее видов), во-вторых, поддержания на низком уровне производительности труда, а соответственно, доходов промышленного персонала, в-третьих, консервации условий труда, ограничивающих развитие человеческого капитала, в-четвертых, усиления ориентации промышленных предприятий города на внутренний рынок региона.

5. Существенный разрыв между высоким образовательным и научно-техническим потенциалом города и реальной низкой восприимчивостью его производственной системы к инновациям. Занимая лидирующее место в ЦФО по основным характеристикам научного потенциала, по числу использованных в производстве передовых технологий город заметно отстает от признанных инновационных центров России (например, Самары, Нижнего Новгорода и др.).

Незначительна доля инновационно-активных организаций. Так, в 2007 г. в Воронежской области их было всего 73, в т.ч. в обрабатывающих производствах – 53 деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, - 1.

6. Неконтролируемый рост сферы торгово-посреднических услуг без надлежащего увеличения их качества, что приводит к острой конкуренции за трудовые и финансовые ресурсы, земельные площади и т.д., ослаблению возможностей развития реального сектора экономики города.

7. Система высшего образования имеет ряд существенных характеристик, снижающих ее потенциал и ограничивающих возможности ее интеграции в национальное и мировое образовательное и научное пространстве. В их числе необходимо назвать следующие.

7.1. Низкий рейтинг большинства вузов города в национальном, тем более, мировом образовательном пространстве. В российских рейтингах заметны позиции только ВГУ, ВГТУ, ВГАСА, ВГАУ. Особое отставание заметно по таким параметрам, как: публикации в международных журналах; доходы от совместных контрактов с бизнесом; международный опыт и международная мобильность; количество рабочих языков, на которых ведется преподавание и др.

7.2. Отсутствие международной аккредитации большинства образовательных программ, малозаметная доля программ, предусматривающих получение двойного диплома.

7.3. Слабая связь большинства вузов с фактическими и потенциальными работодателями, низкий уровень мотивации последних участвовать в определении необходимых компетенций, которыми должны обладать выпускники воронежских вузов.

7.4. Неразвитость образовательной и обслуживающей инфраструктуры (высокий износ лабораторного оборудования, низкая оснащенность учебных аудиторий современными техническими средствами и др.). Ограниченная сфера использования современных интерактивных образовательных технологий, в т.ч. дистанционного обучения.

7.5. Низкое качество условий проживания иногородних, в т.ч. иностранных, студентов и неразвитая социально-бытовая инфраструктура.

7.6. Ограниченная численность преподавателей, знающих особенности образовательных систем зарубежных государств и имеющих навыки работы с иностранными студентами.

7.7. Отсутствие необходимого числа профессионально подготовленных менеджеров международных служб вузов. Недостаточное знание перспективных для российской высшей школы сегментов мирового рынка образовательных услуг и методов работы на них. Отсутствие достаточного финансового обеспечения деятельности вузов по рекламе, маркетингу и набору иностранных студентов.

8. Неэффективность действующей системы управления муниципальной собственностью. К ее основным характеристикам и результатам следует отнести следующие.

8.1. Рост поступлений от использования муниципальной собственности в местный бюджет имеет избирательную основу: положительная динамика достигнута только по доходам, полученным от ее приватизации, и арендным платежам. Отсутствует какой-либо прогресс в использовании муниципальной собственности, переданной в оперативное управление и хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям. Закономерно, в этой связи, что доля доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, или от деятельности муниципальных предприятий за последние пять лет не только не выросла, но и уменьшилась: с 15% в 2004 г. до 10% в 2008 г.

8.2. Нестабильность финансового положения муниципальных предприятий практически всех отраслей муниципального сектора экономики (табл. 6).

Таблица 6 – Финансовые результаты муниципальных предприятий
тыс. руб. (прибыль, - убыток)

Отрасли Г о д ы
         
Коммунальное хозяйство 82047,0 - 98531,0 470362,0 - 780606,0 51822,0
Благоустройство - 18460,0 951,0 - 7186,0 49911,0 - 3296,0
ЖКХ - 26390,0 - 9485,0 23987,0 2169,0 - 5300,0
Аптеки - 23,3 881,2 864,4 865,0 - 1263,0
Строительство - 7204,0 1915,0 3174,0 3198,0 2117,0
Рынки 22220,0 11338,0 12229,0 20159,0 12856,0
Транспорт - 405,0 - 12244,0 5576,0 - 4114,0 254487,0
Общественное питание - 110,0 - 865,0 27,0 - 124,0 - 735,0
Прочие 12531,1 1774,1 - 402,0 - 120,0 - 239,0

 

Как видно, только рынки на всем протяжении указанного периода имеют прибыль. Иные сектора муниципальной экономики отличаются заметной неустойчивостью своего финансового положения. Причем это проявляется не только в чередовании прибыли и убытков по годам, но и в заметных перепадах их показателей. Так, коммунальное хозяйство демонстрирует переход от убытка в 98, 5 млн. руб. в 2005 г. к прибыли, полученной в 2006 г. в размере 470,4 млн. руб., затем опять к убытку в 2007 г. в размере 780,6 млн. руб., и опять к прибыли в 2008 г. в размере 51,8 млн. руб. ЖКХ в соседних годах (2006-2007) имеет прибыль, различающуюся на порядок.

8.3. Отсутствует стратегия развития муниципального сектора экономики, определяющая состав предприятий, которые должны быть сохранены в муниципальной собственности, модели экономических и управленческих взаимоотношений собственника и субъектов хозяйствования, рубежи, которые должны быть достигнуты в среднесрочной перспективе в параметрах муниципальной собственности и результатах ее использования.

Разработанный проект концепции управления муниципальной собственностью городского округа город Воронеж на период 2008 – 2010 гг. не содержит новых подходов к управлению муниципальной собственностью, не учитывает продуктивного опыта в этой сфере, накопленного в муниципальных образованиях других регионов страны.

8. 4. Апробируемый в частном секторе экономики современный инструментарий менеджмента (стратегическое управление, бюджетирование, система сбалансированных показателей и др.). В существенной мере это обусловлено отсутствие системы переподготовки и повышения квалификации руководителей муниципальных предприятий, позволяющей формировать у них современные компетенции.

9. Воронеж относится к городам, отличающимся повышенной криминогенностью. По числу зарегистрированных преступлений он намного опережает другие города ЦЧР (например, Тамбов в 2,7 раза, Белгород – в 2,4 раза).

Отметим, что при использовании относительных показателей разрыв с большинством городов ЦЧР становится незначительным, за исключением Курска (отрыв от которого превышает 7 раз).

10. Формирование финансовой основы местного самоуправления городского округа г. Воронеж отличается возрастающей степенью зависимости от внешних источников. Выше уже было отмечено, что безвозмездные перечисления в бюджет города, предприятия которого дают 80,9 % налоговых поступлений перечисляют в бюджеты других уровней, растут высокими темпами. В 2003 г. они составляли 23,5 % всех доходов бюджета городского округа, в 2008 г. – 30,0 %.

В социально-экономическом плане эта сторона значима с позиций, во-первых, ограничения возможностей бюджетного потенциала муниципального образования, во-вторых, сохранения устойчиво воспроизводимого дисбаланса между расходными обязательствами органов местного самоуправления и доходными возможностями местных бюджетов, в-третьих, слабой заинтересованности названных органов в наращивании налогооблагаемой базы предприятий города.

О низкой бюджетной обеспеченности городского округа город Воронеж свидетельствуют данные табл. 7.

Таблица 7 – Бюджетная обеспеченность жителей отдельных городских округов Российской Федерации (по состоянию на 21.11.2008 г.)

Городские округа Доходы (без учета безвозмездных поступлений) на 1 жителя, руб. Доходы (с учетом безвозмездных поступлений) на 1 жителя, руб. Расходы на 1 жителя, руб.
Город Воронеж 9102,6 10657,0 11547,4
Город Липецк 9156,8 14477,4 15938,5
Город Белгород 11390,6 16867,4 17918,8
Город Тамбов 8196,2 14465,2 15284,7
Город Курск 7579,5 11400,3 11945,0
Город Екатеринбург 12402,9 16195,1 17746,3
Город Казань 7532,4 12056,4 13558,5
Город Самара 10054,0 12436,3 14043,4
Город Н.Новгород 8675,6 11250,6 13580,3
Город Ростов-на-Дону 10413,2 16834,0 18005,9
Город Омск 9540,5 14042,5 13708,7
Город Пермь 13114,2 19971,3 22282,6

 

11. Воронеж отличается неблагоприятной средой обитания жителей города, что проявляется в отсутствии бесперебойного снабжения питьевой водой приемлемого качества жителей всех районов города, сильной загруженности основных транспортных артерий города, соединяющих различные его районы, при резко возросшем парке легкового автотранспорта, повышенной степени износа инженерных коммуникаций и низких темпах их обновления.

Износ основных фондов ЖКХ превышает уровень допустимый с точки зрения технологической безопасности и нормативного уровня качества коммунальных услуг.

Доминируют по сфере использования морально устаревшие производственные и организационно-экономические технологии оказания коммунальных услуг. Устойчиво воспроизводится низкий уровень обеспечения ЖКХ современными техническими средствами, обеспечивающими рациональность использования ресурсов.

Воронеж отличает ограниченность инженерного обеспечения водоснабжения жителей и бизнес-единиц, недостаточность водозаборных станций и их производственных мощностей, высокий уровень износа, устаревшие техническая база и технологии подачи и очистки воды, консервация имеющихся на предприятиях альтернативных источников водоснабжения.

Городской округ характеризуется неразвитостью транспортных коммуникаций, отсутствием «дублеров» основных магистралей, мостов, путепроводов, связывающих различные части города и обслуживающих внутригородские и междугородние транспортные потоки, низким качеством дорожного покрытия, инженерного обеспечения и обустройства транспортных коммуникаций.

Конструктивные решения транспортных коммуникаций не отвечают современным требованиям, не избирательны относительно целей их использования (пассажиро- и грузопотоки, велосипедный транспорт, беговые дорожки и др.).

12. Воронеж отличает нерациональность формирования и развития зон заселения, преимущественно спонтанный и некомплексный характер застройки территории города, сужение рекреационных пространств, особенно выраженное в центральной части города, неразвитость социальной и рекреационной инфраструктуры селитебной зоны.

Основные угрозы развитию городского округа город Воронеж.

1.Финансовая интервенция. В этом направлении действуют преимущественно две группы субъектов. Первая представлена банковскими структурами российского и межрегионального уровней. Механизм финансовой интервенции в этом случае предполагает аккумуляцию сбережений населения и средств предприятий на расчетных счетах и их размещение на финансовых рынках других регионов, прежде всего – Москвы. Вторая группа субъектов представлена собственниками предприятий пищевой, химической и нефтехимическом промышленности, использующих различные финансовые схемы («толлинг», включение в систему расчетов за готовую продукцию неликвидных векселей и др.).

2. Межрегиональная конкуренция. Ее объектами выступают: во-первых, наиболее мобильная и высококвалифицированная часть трудовых ресурсов города; во-вторых, традиционная продукция воронежских предприятий, имеющая продукты-аналоги и продукты-заменители широкой номенклатуры, производимые в других регионах страны и за рубежом (мясо – молочная продукция, мебель, одежда).

3. Внутрирегиональная конкуренция. Она связана, прежде всего, с формированием и развитием в районах области сети предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. В перспективе высоко вероятен процесс смещения значительной части малого бизнеса, занятого производственной деятельностью, в районы области. Его объективной основой являются: относительная дешевизна и значительный резерв неиспользуемых земельных ресурсов, наличие незанятых и маломобильных трудовых ресурсов. Развитию этого процесса к тому же будет содействовать администрация области, реализуя цель продуктивного использования экономического пространства региона.

4. Существует дефицит рабочих кадров, как следствие, во-первых, заметного сжатия системы среднего профессионального образования, во-вторых, слабой мотивации работников, занятых на традиционных производствах. В настоящее время в производственной сфере ощущается недостаток рабочих по достаточно широкому спектру профессий (токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля и др.).

Ситуация усугубляется старением кадров: уходящих на пенсию квалифицированных специалистов во многих случаях некем заменить. Это свидетельствует о том, что существующая система подготовки кадров не справляется с удовлетворением потребностей экономики.

5. Ожидаемое обострение конкуренции с западными фирмами на традиционных для воронежских предприятий товарных рынках в связи с ожидаемым вступлением России в ВТО.

6. Обострение конкуренции на национальном рынке образовательных услуг, вызванное более активной рыночной трансформацией систем высшего образования в ряде регионов страны (Москва, Ростовская, Нижегородская, Самарская области и др.). Следует учесть, что названные регионы и ряд других в реализуемых стратегиях социально-экономического развития отводят высшей школе ключевую роль в создании и развитии новой экономики, определяют экспорт образовательных услуг в качестве стратегического направления развития ее деятельности.

7. Сохранение угроз безопасности личности (возникающих, в том числе, на национально-расовой почве), высокий уровень криминогенности среды проживания иностранных граждан.

8. Отсутствие у иногородних, в т.ч. иностранных, студентов возможностей временного трудоустройства в период обучения, получения финансовой поддержки со стороны государства, местных органов власти.

9. Усиление централизации финансовых ресурсов. Данный процесс характерен как для российской федерации в целом, так и для Воронежской области, о чем свидетельствует нарастающая тенденция консолидации доходов в федеральном и областном бюджетах. Угрозой является устойчивое сокращение доли собственных доходов муниципального образования.

10. Криминальная и «серая» экономика. Существо угрозы состоит в том, что доходы теневого оборота не участвуют в формировании городского бюджета, а часть их конвертируется в СКВ и вывозится за пределы города. К тому же наемные работники, занятые в теневом бизнесе, лишены социальных гарантий, а их трудовые отношения с работодателями полностью выведены из сферы контроля государства и муниципалитета.

11. Сохранение нынешнего уровня централизации финансовых ресурсов на верхних уровнях бюджетной системы страны, тем более, его повышение, будет означать относительное уменьшение доли собственных доходов бюджета муниципального образования.

12. Отсутствие достаточных внешних инвестиций (в рамках общественно-частного партнерства) для качественного обновления объектов, эксплуатируемых, предприятиями коммунального хозяйства, ЖКХ приведет к резкому возрастанию издержек, связанных с содержанием и текущим ремонтом водопроводных и тепловых сетей, очистных сооружений канализации и др.

Возможности развития городского округа город Воронеж

1.Потребность в широкомасштабной модернизации материально-технической базы экономики России. Предприятия городского округа могут участвовать в ее удовлетворении при своевременной ориентации на формирующийся в стране рынок машин и оборудования. К тому же использование имеющегося диверсифицированного потенциала промышленного производства города способно в перспективе удовлетворить внутренний спрос и обеспечить техническую реконструкцию существенной части городских предприятий.

2. Интеграция промышленности, образования, науки в национальное и мировое экономическое, научное и образовательное пространство. Эти возможности связаны с экспансией предприятий индустриального сектора и организаций сферы науки и высшего образования городского округа город Воронеж на новые рынки товаров и услуг.

3. Формирование в регионе, прежде всего, в городском округе город Воронеж, инновационной системы, позволяющей обеспечить интеграцию ресурсов и видов деятельности, ориентированной на разработку и освоение новых технологий, видов продукции, форм и методов организации производства.

4. Вхождение воронежских предприятий в интегрируемые структуры межрегионального и национального масштаба, их участие в перспективных формах научно-производственного кооперирования (кластеры, технопарки, технико-внедренческие зоны, промышленные округа).

5. Участие предприятий города в реализации федеральных и областных целевых программ, ориентированных на реформирование и инновационное обновление промышленных производств.

6. Становление и развитие института общественно-частного партнерства, ориентированного на совместное финансирование перспективных инвестиционных проектов, в том числе, в пропульсивных отраслях промышленности.

7. Разработка и реализация региональными и местными органами власти и управления новой промышленной политики, учитывающей реальные ресурсные возможности государства и местного самоуправления влиять на состояние и потенциал развития индустриального сектора экономики.

8. Расширение внутрирегионального спроса на продукцию предприятий города. Ожидаемое сокращение разрыва в уровне развития районов области, происходящее под влиянием рыночных сил и действий региональных властей, предполагает расширение спроса, в том числе на традиционную продукцию предприятий городского округа.

9. Существующий интерес национальных и иностранных инвесторов к отдельным видам экономической деятельности (пищевая, химическая промышленность, самолетостроение, жилищное строительство, производство средств связи, высшее образование и др.).

10. Рост спроса на образовательные услуги со стороны зарубежных потребителей. Учитывая, что количество иностранных студентов в мире заметно растет, и в условиях глобализации, интеграционных процессов этот рост будет продолжаться: по прогнозу UNESCO к 2025 году численность иностранных студентов в мире достигнет 5-7 миллионов, причем две трети из них составят выходцы из Азии. Учитывая сложившиеся международные связи высшей школы Воронежской области, можно выделить следующие приоритетные группы рынков, значимые для нее:

1. Страны Азии: Китай, Вьетнам, Пакистан, Афганистан.

2. Страны Африки: Замбия, Нигерия, Конго.

3. Страны Ближнего Востока и Северной Африки – Сирия, Ирак. Палестина.

Такой выбор обоснован наибольшим спросом на образовательные услуги со стороны данных регионов и стран. Однако, безусловно, необходимо инициировать активизацию спроса со стороны стран СНГ.

11. Вступление России в ВТО, что способно существенно снизить трансакционные издержки потенциальных инвесторов образовательных услуг, связанные с поиском вузов-реципиентов, правовым обеспечением договорных отношений и др.

12. Переход вузов на двух- уровневую модель подготовки высококвалифицированных кадров (бакалавр-магистр), реализуемую в зарубежных вузах облегчает решение проблемы конвертируемости российских дипломов о высшем профессиональном образовании.

13. Конвертация доходов «серой» экономики в открытые финансовые ресурсы.

14. Использование потенциала бенчмаркинга для внедрения в практику управления муниципальной собственностью современных инструментов (трастового управления, концессионных соглашений и др.).

16. Использование научного потенциала ведущих вузов городского округа (ВГУ, ВГАСА и др.) для разработки концепции развития муниципальной собственности и совершенствования системы управления ее использованием.

17. Использование образовательного потенциала городского округа для формирования учебного центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов муниципального сектора экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.