Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование миссии, стратегических целей и направлений развития городского округа город Воронеж




 

При обосновании миссии городского округа город Воронеж приняты во внимание:

- место названного муниципального образования в системе социально-экономических координат Воронежской области и Центрального Федерального округа (ЦФО) и его конкурентные преимущества (существующие и прогнозируемые);

- сложившиеся позитивные тренды и предпосылки развития социально-экономической системы городского округа город Воронеж;

- миссии других городов, являющихся потенциальными конкурентами Воронежа на рынках инвестиционных и кадровых ресурсов, товаров и услуг;

- экспертные оценки представителей научного сообщества, бизнеса, молодежи, прежде всего, студенческой, органов власти и управления регионального и местного уровней;

- ожидания и имиджевые предпочтения разных страт населения города, выявленные путем интерактивного опроса.

В числе конкурентных преимуществ, которые определяют базовое содержание миссии, выделяются:

- масштабность, высокий уровень качества и диверсифицированная структура услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями;

- развернутая сеть организаций, ведущих фундаментальные исследования и осуществляющих прикладные разработки в сферах инновационных технологий и современных технических систем;

- разнообразие структуры промышленного производства, наличие производств, конкурентоспособных на национальном и мировом рынках товаров гражданского и военного назначения;

- высокий уровень предпринимательской активности населения, проявляющийся в сегменте малого бизнеса;

- наличие мощного центра межрегионального значения по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи в области диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний;

- повышенная насыщенность города учреждениями банковской системы;

- культурный центр Черноземья.

Миссии городов, в том числе, являющихся потенциальными конкурентами Воронежа на рынках инвестиционных и кадровых ресурсов, товаров и услуг, систематизированы в табл. 8. Их анализ свидетельствует о преимущественно эндогенной направленности миссии городов-конкурентов, что, безусловно, является благоприятным фактором для Воронежа.

 

Таблица 8 – Миссии городов

Город Миссия
Белгород От благоустройства – к благополучию
Курск Динамично развивающийся промышленный и культурный центр области, перспективный для инвестиций и комфортный для проживания
Липецк Город многоотраслевой, сбалансированной экономики и комфортной среды проживания
Орел Развитие и функционирование города как ноополиса (города науки, образования, культуры, производственных и социальных инноваций)
Тамбов Динамично развивающийся многопрофильный промышленный и культурный центр региона, перспективный для инвестиций и комфортный для проживания

 

Анализ экспертных оценок и имиджевых предпочтений населения позволил сфокусировать внимание на следующих основных характеристиках городского округа город Воронеж:

- один из сложившихся в ЦФО центров предоставления высококачественных образовательных услуг, в т.ч. на экспорт;

- существующий потенциал для формирования в ЦЧР центра фундаментальных исследований и прикладных разработок в сферах инновационных технологий и современных средств связи;

- лидер в ЦЧР по развитию малого бизнеса и банковских услуг;

- наличие точек роста в реальном секторе экономики, имеющих инновационный и экспортный потенциалы.

Обобщение основных ожиданий представителей разных страт населения города зафиксировало в качестве приоритетных следующие ориентиры развития муниципального образования:

- превращение Воронежа в лидера качества жизни в ЦЧР;

- создание в Воронеже социальной, политической и экономической среды, благоприятной для широкомасштабного и продуктивного привлечения молодежи к участию в развитии города;

- развитие коммуникационных связей Воронежа посредством дополнения его географических преимуществ экономическими (формирование адекватных рыночным потребностям транспортно-логистических систем).

Учет факторов, детерминирующих профиль миссии и ее базовое содержание, реализован в вариантах ее формулировки, последовательно дополняющих друг друга.

Миссия городского округа город Воронеж рассматривается как социально-экономическое и пространственное предназначение названного муниципального образования для ЦЧР, его наиболее значительные функции в российском и глобальном развитии.

Варианты миссии городского округа город Воронеж:

1. Воронеж – образовательный, научный и культурный центр Черноземья.

2. Воронеж – образовательный, научный и культурный центр Черноземья, лидер по разработке инновационных технологий и технических систем, развитию малого наукоемкого бизнеса.

3. Воронеж - лидер качества жизни, центр высшего образования, науки и культуры, малого инновационного бизнеса и наукоемкого машиностроения Черноземья, город молодежи, экономическое, социальное и политическое пространство для реализации ее потенциала.

При обосновании состава стратегических целей социально-экономического развития городского округа город Воронеж приняты во внимание:

- стратегические векторы развития России, Воронежской области, других регионов ЦФО;

- стратегические цели и направления развития городов-конкурентов (табл. 9);

- сильные стороны социально-экономической системы городского округа город Воронеж;

- возможности, создаваемые во внешней среде названного муниципального образования;

- экспертные оценки представителей научного сообщества, бизнеса, органов власти и управления регионального и местного уровней.

Таблица 9 – Стратегические цели и направления городов ЦЧР

Город Цели Направления
     
Белгород - повышение устойчивости систем жизнеобеспечения и благоустройства города; - повышение экологической устойчивости города; - увеличение экономического потенциала города; - повышение доходов широких слоев населения; - обеспечение доступности жилья для населения; - сохранение и укрепление здоровья жителей города; - развитие интеллектуального и духовного потенциала населения, создание условий для творческой самореализации личности; - повышение степени социальной защищенности отдельных категорий граждан; - обеспечение безопасности жизнедеятельности горожан; - совершенствование системы местного самоуправления - обеспечение устойчивого развития города; - инвестиции в человека; - развитие местного самоуправления
Тамбов Стратегическая цель развития: повышение качества жизни населения города на основе динамичного развития экономики и социальной сферы города. Подцели: - формирование в городе благоприятных условий для динамичного развития производственного сектора экономики; - создание условий для повышения качества жизни горожан на основе развития социальной сферы; - повышение качества городской среды обитания, развитие городской инфраструктуры; - развитие внешних отношений, интеграция города в экономику страны и мировую экономику - развитие промышленного производства; - развитие малого бизнеса   .
Курск Главная цель - повышение уровня и качества жизни населения города на основе динамичного развития экономики и социальной сферы города Подцели: - модернизация и техническое перевооружение действующего производства, создание новых мощностей; - формирование необходимых условий для благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; - развитие потребительского рынка с целью обеспечения населения качественными товарами и услугами; - создание и сохранение рабочих мест, обеспечение эффективной занятости и снижение безработицы; - улучшение городской среды, устойчивое функционирование и развитие систем жизнеобеспечения города; - постепенная ликвидация аварийного и ветхого жилья; - обеспечение населения качественными транспортными услугами; - развитие и укрепление социальной инфраструктуры города; - обеспечение экологической и общественной безопасности города; - укрепление финансового состояния города - развитие реального сектора экономики - достижение социальной стабильности - повышение эффективности муниципального управления  
Липецк Главная стратегическая цель - устойчивый рост качества жизни населения Подцели: - содействие развитию эффективного инновационного производства, комплекса сферы услуг на основе развития рыночных институтов и малого бизнеса; - формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни; - улучшение городской среды путем устойчивого функционирования и развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города; улучшение экологической обстановки в городе - социальная сфера; - городское хозяйство; - производственно-хозяйственный комплекс; - управление муниципальной собственностью
Орел Стратегическая цель осуществляется проведением активной городской политики, направленной на достижение равновесия между различными сферами, секторами и видами деятельности, на обеспечение гражданских прав и наилучших условий жизни, с учетом интересов всех тех, кто работает в городе, кто в нем учится, посещает его, ищет в нем возможности для саморазвития, культуру, информацию, знания Подцели: - формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие граждан повышение уровня общественной безопасности; - развитие эффективного инновационного производства, сферы услуг, обеспечивающих интеграцию в региональную, национальную и мировую экономику; - создание благоприятного социально-экономического и правового климата для жителей города и предпринимателей; - улучшение городской среды, устойчивое функционирование и развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города; - формирование гражданского общества и развитие городского местного самоуправления - структурная политика и развитие малого бизнеса; - научно-инновационная политика; - социально-культурная политика и профилактика правонарушений; - политика занятости и подготовки специалистов; - экологическая политика; - политика развития и повышения эффективности производственной инфраструктуры и коммунального хозяйства; - политика развития объектов рыночной инфраструктуры; - внешнеэкономическая политика и развитие международных связей; - инвестиционная политика; - финансовая и денежно-кредитная политика; - политика комплексной застройки и улучшения архитектурного облика города; - совершенствование управления развитием города

 

В решении задачи выбора показателей количественных характеристик целей социально-экономического развития городского округа город Воронеж приняты во внимание:

- состав параметров, адекватно характеризующих уровень и качество жизни населения, позитивные изменения в социально-экономической системе муниципального образования

- система показателей, применяемых в региональной и муниципальной статистике;

- индикаторы, используемые в стратегическом планировании городов-конкурентов.

Применение итерационной технологии обоснования целевой функции позволило следующим образом определить состав целей долгосрочного социально-экономического развития городского округа город Воронеж.

Основная цель – достижение самого высокого в ЦЧР уровня и качества жизни жителей городского округа город Воронеж.

Подцели:

- рост человеческого потенциала города;

- улучшение социальной структуры населения города;

- стабилизация численности населения города и его трудового потенциала;

- повышение качества городской среды обитания (обеспечение качества, доступности и охвата населения услугами здравоохранения, образования, устойчивого функционирования и развития систем водоснабжения, теплоснабжения, ликвидация аварийного и ветхого жилья);

- развитие действующих и формирование новых наукоемких производств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках, устойчивый рост объемов и доли инновационной продукции;

- обеспечение эффективной занятости и снижение безработицы, создание новых рабочих мест, рост производительности труда;

- формирование благоприятного инвестиционного климата и рост инвестиционной активности субъектов хозяйствования;

- содействие росту малого инновационного бизнеса и повышению его вклада в экономику города и региона;

- интеграция города в экономику страны и мировую экономику;

- повышение экологической и общественной безопасности города;

- формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни;

- активизация участия молодежи в социально-экономическом развитии города, деятельности органов власти и управления.

По каждой из поставленных подцелей определены ключевые индикаторы (см. табл. 10).

Таблица 10 – Индикаторы достижения стратегических целей развития городского округа город Воронеж

Стратегические цели Индикаторы
   
Улучшение социальной структуры населения города доля населения с доходами выше прожиточного минимума; индекс Джини; среднемесячная заработная плата в целом по муниципальному образованию; покупательная способность населения (количество наборов прожиточного минимума, которое население может приобрести на номинальные денежные доходы)
Стабилизация численности населения города и его трудового потенциала коэффициент естественного движения населения; число родившихся на 1000 женщин репродуктивного возраста; продолжительность жизни при рождении; численность трудоспособного населения
Повышение качества городской среды обитания численность врачей и среднего медицинского персонала на 10000 населения, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений; коэффициент износа инженерных сетей коммунального хозяйства; доля жилищного фонда, находящегося в ветхом или аварийном состоянии; удельный вес жилищного фонда, обеспеченного горячим водоснабжением, отоплением, канализацией; среднесуточный отпуск воды на 1 жителя
Развитие действующих и формирование новых наукоемких производств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках, устойчивый рост объемов и доли инновационной продукции   число инновационно-активных предприятий; удельный вес предприятий, осуществляющих технологические и организационные инновации; доля производства инновационной продукции в общем объеме производства  
Обеспечение эффективной занятости и снижение безработицы, создание новых рабочих мест, рост производительности труда уровень безработицы (общей, регистрируемой); занятость лиц с пониженной конкурентоспособностью на местном рынке труда; число созданных рабочих мест; производительность труда в основных секторах экономики
Формирование благоприятного инвестиционного климата и рост инвестиционной активности субъектов хозяйствования объем инвестиций в основной капитала на душу населения  
Содействие росту малого инновационного бизнеса и повышению его вклада в экономику города и региона число малых инновационных предприятий; численность занятых и доля производства малого инновационного бизнеса в общем объеме производства в регионе
Интеграция города в экономику страны и мировую экономику объем внешнеторгового оборота на душу населения; объем иностранных инвестиций в экономику и социальную сферу города, численность иностранных студентов
Повышение экологической и общественной безопасности города выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; число зарегистрированных преступлений на 10000 чел. населения
Формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни численность учащихся и студентов на 10000 населения; обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями; затраты на образование и культуру из местного бюджета; число детей, посещающих спортивные секции
Активизация участия молодежи в социально-экономическом развитии города, деятельности органов власти и управления   доля молодежи в органах власти и управления; доля молодежи, имеющей высшее и незаконченное высшее образование; уровень безработицы среди молодежи

 

 

При обосновании стратегии развития городского округа город Воронеж приняты во внимание:

- конкурентные преимущества городского округа город Воронеж;

- сложившиеся позитивные тренды и предпосылки развития социально-экономической системы городского округа город Воронеж;

- угрозы и возможности, ожидаемые (прогнозируемые) во внешней среде городского округа город Воронеж;

- стратегии развития других городов, являющихся потенциальными конкурентами Воронежа;

- экспертные оценки представителей научного сообщества, бизнеса.

Определены три стратегических вектора социально-экономического развития городского округа город Воронеж:

1. Развитие человеческого потенциала и формирование благоприятной среды обитания.

2. Формирование эффективной городской агломерации.

3. Инновационное развитие экономики, ее интеграция в российское и мировое пространство.

По каждому из названных векторов обоснованы основные сферы деятельности местных органов (фокусировка зон внимания) и ее экономико-организационное обеспечение.

1. Развитие человеческого потенциала и формирование благоприятной среды обитания.

Основные сферы деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж:

- создание предпосылок для стабилизации численности населения и дальнейшего демографического роста на основе использования как воспроизводственных, так и миграционных ресурсов;

- содействие генерации новых конкурентоспособных рабочих мест с минимальной заработной платой в размере не ниже трех прожиточных минимумов, что позволит гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень жизни и социального потребления;

- расширение возможностей для трудоустройства молодежи, развитие системы профессионального образования молодежи до 20 лет;

- обеспечение доступности и качества базовых социальных благ (медицинское обслуживание, дошкольное и общее образование), в том числе для социально уязвимых слоев населения;

- обеспечение устойчивого функционирования и развития систем водоснабжения, теплоснабжения;

- развитие экологической составляющей производственного и коммунального секторов, обеспечивающее превращение города в экологически чистую и безопасную зону жизнедеятельности;

- оптимизация сети организаций торговли и услуг, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан;

- реконструкция рынков, позволяющих обеспечить санитарную безопасность и антитеррористическую защищенность;

- планировка строительства жилых комплексов с размещением объектов торгово-бытовой сферы;

- содействие развитию сетевой торговли, торгово-развлекательных и торгово-офисных центров, соответствующих европейским бизнес-стандартам;

- повышение общественной безопасности города;

- создание условий для соблюдения прав и свобод жителей, сформулированных в Европейской хартии городов, принятой Советом Европы: прав на работу, безопасность, жилье, свободу передвижений, образование и здравоохранение, социальную защиту, благоприятную экологическую среду, культуру и досуг, экономическое развитие, участие в управлении городом.

В составе основных мер по применению продуктивных инструментов управления процессами развития человеческого потенциала и формирования благоприятной среды обитания:

- использование проектного финансирования в муниципальном секторе образования и здравоохранения, позволяющего перейти от исполнения сметных затрат к достижению планируемых результатов, выражающихся в показателях образования и здоровья населения на единицу затрат;

- осуществление сертификации управления и производственных процессов в муниципальном секторе образования и здравоохранения по международным стандартам качества;

- создание открытой для населения информационной базы в области муниципального здравоохранения и образования с целью информирования граждан о гарантированных государством правах потребителей названных услуг;

- внедрение системы стратегического планирования деятельности учреждений социальной сферы города;

- разработка стандартов качества муниципальных услуг;

- формирование института муниципально-частного партнерства для привлечения бизнеса к инвестиционной деятельности в социальной сфере города;

- использование концессий для развития коммунального хозяйства;

- использование возможностей института социального партнерства (территориальных соглашений) в регулировании процессов и параметров, имеющих отношение к факторам образования, здоровья, экологии;

- повышение уровня экономической самостоятельности и ответственности муниципальных учреждений образования и здравоохранения;

- использование муниципальных субсидий на погашение части процентной ставки по ипотечным кредитам, предоставляемых банками молодым семьям, имеющим детей;

- предоставление муниципальных субсидий малому инновационному бизнесу на ввод новых конкурентоспособных рабочих мест;

- квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи на муниципальных предприятия и учреждениях.

2. Формирование эффективной городской агломерации.

Основные сферы деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж:

- создание современной урбанистической среды, продвижение современного образа жизни, связанного с инновационным бизнесом, сферой современных услуг, новыми форматами торговли, развлечений;

- качественное изменение в формировании транспортной и коммунальной инфраструктуры, ориентированное на разгрузку традиционной зоны застройки и расширение территории селитебной зоны города.

- наращивание объемов новых и дополнительных функций города в отношении других территорий: логистика, дистрибуция, инновационная деятельность, концентрация штаб-квартир крупных бизнес-структур;

- расширение городской агломерации вдоль крупных транспортных магистралей (прежде всего – автомобильных) посредством реализации проектов: транспортных, рекреационно-оздоровительных, торгово-логистических, сервисных.

В имиджевом отношении важным инструментарием развития городской агломерации является увеличение политических, социальных и экономических мероприятий макрорегионального и национального уровня в Воронеже – выработка и продвижение уникальных культурных инициатив, актуальных для всего ЦФО.

В организационном плане актуализировано содействие органов власти и управления созданию в Воронеже макрорегиональных логистических центров – транспортных узлов, крупных складских терминалов, размещение логистических объектов крупных торговых сетей.

Для создания в г. Воронеже современной урбанистической среды, выделяющей его в системе расселения Центрального Черноземья по качеству и интенсивности предложения современных услуг, городу необходима широкомасштабная программа модернизации, включающая:

- повышение качества градостроительного планирования;

- переход к стратегическому планированию социально-экономического развития;

- разработка на городском уровне политики активного территориального маркетинга;

- разработка и реализация программы развития торгово-развлекательных и деловых центров города (установление специальных требований к застройке, организации транспортного и пешеходного движения; программы городского дизайна; разработка схем движения общественного транспорта; планирование промышленных зон, инфраструктурного обеспечения);

- реализация программ жилищного строительства доступного и комфортного жилья;

- повышение комфортности городской среды, в том числе посредством формирования современных форматов жилой застройки, специальных программ обеспечения безопасности в публичных местах, развития коммерческих услуг, торговых систем и современных форматов торговли;

- проведение активной культурной политики и развитие культурной индустрии, создающей один из самых сильных мотивов для посещения городов. При этом современная культурная индустрия первоначально возникает как система специализированных или диверсифицированных точек (выставочных залов, коммерческих галерей, кинотеатров, ориентированных на привлечение публики музеев, торгово-развлекательных центров). Затем посредством публичных мероприятий, формирования новых стандартов культуроемкого потребления, культурная индустрия дорастает до экономически значимого сектора.

Чрезвычайно важным для изменения имиджевой характеристики региона является предотвращение угроз техногенного характера и улучшение состояния природной и урбанистической среды, а также широкое информирование о достигнутых на данном направлении результатов. В качестве приемлемого инструментария наиболее эффективными могут быть областные и муниципальные программы содействия строительству доступного и комфортного жилья, развития жилищно-коммунального хозяйства, создания рекреационных зон различной мощности, включая городское парковое хозяйство.

Актуализирована постановка задачи создания и эксплуатации муниципальной геоинформационной системы, основанной на использовании информационных технологий для решения задач, оперирующих пространственной информацией.

3. Инновационное развитие экономики, ее интеграция в российское и мировое пространство.

Основные сферы деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж:

- содействие формированию и развитию новых наукоемких производств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках, устойчивому росту объемов и доли инновационной продукции;

- содействие росту малого инновационного бизнеса и повышению его вклада в экономику города и региона;

- участие в процессах кластеризации социально-экономического пространства города;

- формирование благоприятного инвестиционного климата;

- активизация процессов интеграции города в социально-экономическое пространство страны, мировое образовательное, научное и информационное пространство.

В составе основных мер, ориентированных на инновационное развитие экономики города, ее интеграция в российское и мировое пространство:

- разработка и реализация муниципальной промышленной, инвестиционной, инновационной политики;

- разработка целевых программ развития действующих и создания новых наукоемких производств, финансируемых в рамках общественно-частного партнерства;

- предоставление субъектам малого инновационного бизнеса помещений, находящихся в муниципальной собственности, на льготных условиях;

- содействие инновационно-активным предприятиям, субъектам малого инновационного производственного бизнеса в принятии региональной энергетической комиссией мер по снижению для них тарифов на энергоносители;

- формирование совместно с региональными властями пакета соглашений с лидерами основных финансово-промышленных коалиций, действующих на территории города;

- содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями;

- создание и ведение реестров и баз данных производственных предприятий, внедряющих (использующих) наукоемкие производства.

Ключевую роль в обеспечении инновационного развития экономики и социальной сферы городского округа город Воронеж призваны сыграть технопарки и кластеры, формирование и развитие которых сопряжено с деятельностью региональных и местных властей.

Технопарки изначально ориентированы на создание инновационной, высокотехнологичной продукции, как вновь разрабатываемой, так и имеющейся в технологических заделах предприятий. Такая целевая функция предопределяет включение в число участников наряду с промышленными предприятиями организаций, имеющих и реализующих креативный потенциал (НИИ, КБ, вузы).

Принимая во внимание конкурентные преимущества индустриального сектора экономики Воронежа, создаваемые технопарки могут быть специализированы по следующим направлениям: электротехника; радиоэлектроника; IT-технологии. Наиболее вероятными реципиентами внешних инвестиций могут выступать производства: бытовой, сельскохозяйственной, медицинской техники; оборудования для ЖКХ (электродвигатели, электроприводы, светильники и др.); сельхозсамолетов, корпоративных самолетов, навигационного оборудования; средств связи; и нформационных технологий (оборудование беспроводного доступа, технология передачи сигналов для мобильных беспроводных мультимедийных систем и др.).

На территории города, исходя из его конкурентных преимуществ, можно выделить две группы кластеров.

Первую – образуют кластеры, связанные с уже выявившимися векторами экономического развития. Их ядро уже определилось и главным для региональных и местных властей является содействие формированию устойчивых долговременных связей между ключевыми участниками бизнес-групп, а также между ними и инфраструктурой.

Вторая группа – представлена кластерами, состав которых отражает прогнозируемые в перспективе точки роста. Задача региональных и местных властей состоит в первую очередь в институциональном обеспечении процессов формирования ядра бизнес-групп.

К первой группе могут быть отнесены следующие кластеры.

1. Кластеры, ядро которых образуют предприятия ОПК, функционирующие в ракетно-космическом и электронном комплексах, производстве систем и средств связи.

Базовая функция таких кластеров - реализация научно-технического и экспортного потенциалов регионаи м униципального образования.

Местная поддержка предприятий, образующих ядро кластеров, может включать следующие формы и инструменты:

- налоговые льготы, субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам банков, дополняющие финансовые ресурсы, поступающие по федеральной целевой программе «Реформирование оборонно-промышленного комплекса РФ»;

- гранты на научно-технические разработки, софинансируемые из бюджета развития субъекта РФ и местного бюджета;

- PR-компания инвестиционной привлекательности кластеров (проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям, организация участия в международных выставках и др.).

Важное направление деятельности местных властей – инициирование процессов формирования долгосрочных хозяйственных связей между ядром кластера и субъектами, представляющими его инфраструктурное обеспечение: кадровое, научное, финансовое.

Заметим, что такие связи устойчиво воспроизводились в прежней системе хозяйствования и получают импульс к развитию в современных условиях. Их активными участниками со стороны высшей школы становятся, в т.ч. Воронежский государственный университет, Воронежский государственный технический университет.

2. Кластеры, ядро которых образуют организации, развивающие образовательный и креативный потенциал региона, муниципального образования. Их базовая функция - развитие инновационного компонента экономической и социальной сферы, интеграция ведущих организаций в национальное и мировое научное и образовательное пространство.

Основные направления специализации кластеров:

- разработка и внедрение IT-технологий;

- экспорт образовательных услуг, переподготовка и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов для инновационной экономики;

- разработка и апробация новых методов лечения, медицинской аппаратуры.

В обосновании кластера, одним из направлений деятельности которого, является экспорт образовательных услуг, следует учесть ряд моментов.

Во-первых, сильные стороны системы высшего образования Воронежа (фундаментальность образования; наличие значительного числа общепризнанных в России и за рубежом научны школ ведущих вузов; накопленный опыт международного сотрудничества в сфере образования; наличие институциональной структуры поддержки экспорта образовательных услуг; значительный педагогический и научный потенциал).

Во-вторых, объективную тенденцию роста спроса на образовательные услуги со стороны зарубежных потребителей.

В обосновании кластера, ориентированного на разработку и апробацию новых методов лечения, медицинской аппаратуры, обратим внимание на следующее.

При наличии в регионе предприятий и вузов, занимающихся производством современной медицинской техники, новых лекарственных препаратов, разработкой новых методов лечения, мощных кардиологического и диагностического центров перспективным является вариант создания кластера по разработке и апробации новых медицинской аппаратуры (с томатологического оборудования и материалов, инструментов для биполярной электрохирургии, эндоскопического оборудования, серии приборов на базе ультразвукового скальпеля, оборудования для инвалидов и др.), методов лечения.

Такой кластер может быть ориентирован не только на удовлетворение потребностей лечебно-профилактических учреждений Воронежской области, но и соседних (в частности, Липецкой области с ее мощным индустриальным блоком, более высоким уровнем доходов населения, но не имеющей собственного медицинского вуза, традиций производства медицинской техники, лекарственных препаратов, разработки новых методов лечения).

В качестве одного из этапов формирования такого кластера могло бы стать вхождение предприятий, занимающихся производством медицинской техники, а также вузов (в т.ч. Воронежского государственного университета, Воронежского государственного технического университета, Воронежской государственной медицинской академии) в действующие в городе Воронеже технопарки для отработки форм экономического и организационного взаимодействия в решении задач совершенствования материально-технического обеспечения здравоохранения региона. е в городе технопарки для отработки форм огло бы стать вхождение названных предприятий

Местные власти совместно с региональными могут стимулировать процессы развития кооперационных связей между медицинскими организациями и бизнесом, используя разнообразные формы. В их числе: проектное финансирование, система областных грантов на научно-технические разработки, налоговые льготы, предоставляемые участникам внедрения новшеств, пониженные ставки арендной платы участникам технопарка.

В составе форм и инструментов поддержки названной группы кластеров:

- гранты на научно-технические разработки, софинансируемые из бюджета развития субъекта РФ и местного бюджета;

- PR-компания инвестиционной привлекательности кластеров;

- долевое (с участие государства, местных органов и частного бизнеса) финансирование разработки новых образовательных программ, значимых, как для отечественных предпринимательских структур, так и для зарубежных инвесторов;

- государственные и муниципальные стипендии, выделяемые иностранным студентам, для компенсации части стоимости обучения;

- организационное содействие развитию аутсорсинга образовательных услуг для зарубежных компаний, экспансирующихся на рынки товаров и услуг Черноземья.

Ко второй группе кластеров, состав которых отражает прогнозируемые в перспективе точки ее экономического роста могут быть отнесены следующие кластеры.

1. Ядро кластера образуют организации, формирующие туристско-рекреационный потенциал муниципального образования. Базовая функция – повышение уровня разнообразия объектов инвестиций, расширение емкости потребительского рынка, диверсификация экспорта. К основным направлениям его деятельности могут быть отнесены: санаторно-курортное обслуживание (по широкому спектру лечения); культурно-познавательный туризм.

В составе форм и инструментов государственной и местной поддержки кластера:

- бюджетные субсидии на развитие материально-технической базы учреждений санаторно-курортного обслуживания, восстановление и сохранение памятников культуры;

- долевое (с участие государства, местных органов и частного бизнеса) финансирование расширения спектра услуг санаторно-курортного обслуживания, восстановления памятников культуры;

- PR-компания инвестиционной привлекательности кластера (проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям и др.).

Участие местных органов власти в развитии процессов кластеризации социально-экономического пространства городского округа город Воронеж будет способствовать расширению точек роста его экономики и социальной сферы, возможностей интеграции производственных, образовательных и научных организаций в национальное и мировое пространство.

 

 

ЗАДАНИЯ

1. Проведите SWOT-анализ городского округа город Воронеж, используя новые статистические данные.

2. Принимая во внимание проведенный Вами SWOT-анализ, предложите свою версию миссии городского округа город Воронеж

3. Учитывая предложенную Вами миссию, определите состав стратегических целей и направлений развития городского округа город Воронеж.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.