Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многомерные стили представляют собой комплекс взаимодополняющих, смешанных подходов, каждый из которых независим от других и поэтому может реализовываться наряду с ними




Непоследовательный (алогичный) стиль. Проявляется в непредсказуемом переходе менеджера от одного стиля к другому (то авторитарный, то демократический, то попустительский, то вновь авторитарный), что обусловливает крайне низкие результаты работы коллектива и максимальное количество конфликтов и проблем. Подобная неустойчивость в стиле характерна для молодого менеджера, пытающегося познать психологию управления и найти оптимальный стиль работы с людьми. Часто непоследовательность в управлении сочетается с осторожностью, слабой профессиональной подготовкой, сильной внушаемостью или слабоволием менеджера.

Ситуативный (гибкий) стиль. Учитывает характер решаемых задач, условий, уровней развития коллектива и профессионализма сотрудников. Так, при низком или среднем профессиональном уровне (или недобросовестности) подчиненных менеджер применяет авторитарные приемы воздействия, дает четкие указания, контролирует работу каждого и когда необходимо наказывает нерадивых. При хорошей квалификации, дисциплинированности и сознательности сотрудников менеджер применяет демократические приемы воздействия на коллектив, поощряет инициативу подчиненных, создает систему самоконтроля и привлекает наиболее способных к управлению. При высокой ответственности и профессиональной подготовки сотрудников, сплоченности коллектива, менеджер развивает самоуправление: ставит проблему, проясняет цели и предоставляет необходимые права и полномочия сотрудникам для самоконтроля и самостоятельного решения проблемы.

Простым и наглядным примером многомерных стилей менеджмента является разработанная Робертом Блейкоми Джейном Моутоном «Решетка менеджмента» или «Решетка поведения (Manageral Grid), а также иногда называемая «Управленческая решетка».

Американские исследователи Роберт Блейк и Джейн Моутон, наблюдая за работой менеджеров, убедились, что вся их деятельность протекает в «силовом поле» между вектором, направленным на «человека» (нацеленностью на гуманистическое отношение к людям) и между вектором, направленным на «производство» (нацеленностью на производство товаров, работ и услуг). Между этими векторами существуют определенные противоречия:

1) если стремиться повышать только производительность труда, не обращая внимания на потребности и желания человека, то результат будет плачевным: возрастет степень неудовлетворенности работой, увеличится текучесть кадров, социально-психологический климат в коллективе будет очень низким;

2) если все внимание уделять только человеку и человеческим взаимоотношениям, тогда не будут достигнуты поставленные организационные цели и результаты будут невысокими.

3) Блейк и Моутон разграфили «силовое поле» на девять градаций по каждому вектору и получили соответствующую «решетку». Эта решетка позволяет выделить пять основных типов управленческого поведения: а) автократа; б) демократа; в) либерала; г) манипулятора; д) организатора.

Составители «решетки» (рисунок 1) дали соответствующие характеристики стилям менеджеров.

Рисунок Решетка менеджмента

 

Стиль 9.1 означает автократический стиль управления, без остатка ориентированный на производство и уделяющий минимум внимания конкретным людям. Это жесткий курс администратора, для которого результат – все, а человек, - в лучшем случае исполнитель, призванный четко выполнять свои функциональные обязанности.

Работа в таких в условиях в никому не приносит удовлетворения. Каждый пытается из-под давления диктатора. Ответ диктатора – повсеместный контроль.

Стиль 1.9 – демократический (корпоративный) стиль, прямо противоположный предшествующему. Для руководителя важно установить благоприятный социально-психологический климат в коллективе. Во главу угла ставится принцип – «надо всюду быть самим собою». Работникам во многом нравится обстановка, создаваемая данным типом менеджера. Удовлетворенность коллективом, работой, поддержание дружеских отношений, взаимовыручка, поддержка стоят на первом месте.

Стиль 5.5 (центр «Решетки») – это стиль манипулятора. Менеджер данного типа ориентируется на средние показатели труда среднюю удовлетворенность сотрудников. Его девиз» Не хватать звезд с неба». Главная тактическая цель здесь – «компромисс». Характерная особенность менеджера данного типа – заинтересованность в производстве, и в людях. Здесь проявляется склонность менеджера к манипулированию людьми.

Стиль 1.1 – это стиль пессимиста (либерала). Стиль, подобный стилю lasser-faire, не направлен ни на высокую производительность труда, ни на заботу о необходимости поддержания дружеских взаимоотношений в коллективе. Его девиз «Не вмешивайся в естественный ход событий». Обычно люди с таким взглядом на руководство — это случайные люди в менеджменте или «спустившиеся с неба», то есть назначенные кем. Польза от таких людей невелика.

Стиль 9.9 – это стиль организатора, самого продуктивного типа, учитывающего нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации. Предприятия, где действуют менеджеры типа 9.9, обычно процветают. Ведущие организации прилагают большие усилия к их поиску. Можно сказать, что менеджер данного типа в сущности представляет собой эталон современного управляющего.

Чтобы ответить на вопрос: «Какой я менеджер?», необходимо четко себе представлять, какое место каждый из нас занимает в «решетке менеджмента», на что способен, как действует в той или иной ситуации.

После проведения самооценки, определения своей позиции на управленческой решетке, предлагается провести два теста. С помощью теста «Ориентация» можно определить особенности управленческого поведения, Ваша приверженность к авторитарному, либеральному или демократическому стилю управления. Другой тест – «Взаимодействие» поможет выявить взаимоотношения между Вами и Вашим окружением.

Самый продуктивный тип, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Его важнейшая характеристика: устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации. Предприятия, где действуют такие менеджеры, обычно процветают. В принципе, менеджер данного типа представляет собой эталон современного управляющего.

Для того, чтобы понять, какой я менеджер, можно использовать тест «Ориентация».

Тест «Ориентация»

Приведенные ниже 35 утверждений отражают особенности управленческого поведения. Отвечайте по каждому пункту так, как бы Вы действовали, если бы руководили рабочей группой. Предлагают следующие варианты ответов: всегда (В), часто (Ч), иногда (И), редко (Р), никогда (Н).

1. Вероятно, всегда был бы лидером группы.

2. Решился бы на сверхурочную работу.

3. Предоставил бы членам группы полную свободу действия в работе.

4. Поддерживал бы одинаковые способы деятельности.

5. Позволил бы людям при решении проблемы критически мыслить.

6. Сделал бы все от меня зависящее, чтобы моя группа была лучше, чем конкурирующие группы.

7. Говорил бы как представитель своей группы.

8. Побуждал бы членов группы к большему старанию.

9. Испытывал бы свои идеи в группе.

10. Разрешил бы членам группы полную инициативу.

11. Много работал бы в надежде на повышение.

12. Терпел бы замедленные действия и неуверенность.

13. В присутствии похитителей выступал бы от имени группы.

14. Хочу поддерживать высокий ритм работы.

15. Даю работникам возможность работать с развязанными руками.

16. В конфликтных ситуациях в группе действую как посредник.

17. Утопаю в деталях.

18. Представляю группу в ее отношениях с внешним миром.

19. Не хотел бы предоставлять членам группы свободу действий.

20. Решаю, что делать и как делать.

21. Побуждал бы к росту производительности труда.

22. Делегировал бы некоторым работникам полномочия, которые мог бы оставить себе.

23. Обычно дела идут так, как я предсказывал.

24. Разрешаю группе выдвигать много инициативных предложений.

25. Даю членам группы конкретные задания

26. Хочу вносить изменения.

27. Прошу членов группы работать интенсивнее.

28. Считаю, что члены группы хорошо используют свои способности критически мыслить.

29. Составил бы график работы.

30. Отказался бы объяснять свои действия.

31. Убеждаю других в том, что мои идеи пошли бы им на пользу.

32. Разрешаю группе самостоятельно определять ритм своей работы.

33. Призвал бы группу превысить свои рекордные показатели.

34. Действовал бы, не советуясь сначала с группой.

35. Предполагал бы, что все члены группы соблюдают инструкции и предписания.

Обработка результатов:

1. Подчеркните следующие номера вопросов: 8, 12, 17, 18, 19, 30, 34, 35.

2. Поставьте цифру 1 (один) перед отмеченными номерами вопросов, на которые Вы ответили «Р» (редко) или «Н» (никогда).

3. Напишите цифру 1 (один) перед всеми остальными номерами вопросов, на которые Вы ответили «В» (всегда) или «Ч» (часто).

4. Обведите кружками цифры 1 (один), стоящие перед вопросами 3, 5, 8, 10, 15, 18, 19, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34,35.

5. Посчитайте число ответов, отмеченных единицей в кружках. Это количество баллов, указывающее на степень Вашей направленности на людей.

6. Подсчитайте количество ответов, не отмеченных цифрой 1 (единицей). Это количество баллов, указывающее на степень Вашей направленности на задачу (на план).

Тест «Взаимодействие»

Для прохождения теста предлагаются следующие варианты ответов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.