Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Его» мозг и «ее» мозг




Стремясь объяснить различия между женщиной и мужчиной, биологи уже давно исследуют

деятельность мозга. Этот подход также имеет долгую историю. В XVIII в. сравнительные

измерения мозга позволили экспертам утверждать что, поскольку женский мозг по размеру

меньше и легче мозга мужчины, женщины являются неполноценными существами. Позже,

конечно, оказалось, что мозг женщины ничуть не меньше и не легче по отношению к размеру

и весу тела, и такие измерения не могут служить показателями в когнитивных различиях. В

конце XIX в. исследования мозга оказались особенно востребованными, поскольку ученые

изучали этот губчатый и студенистый шарик, чтобы обнаружить различия между белыми и

черными, евреями и не-евреями, иммигрантами и «нормальными», «истинными»

американцами, преступниками и законопослушными гражданами. Например, один

исследователь того времени утверждал, что мозг «среднего взрослого нефа схож в том, что

касается его интеллектуальных способностей, с мозгом ребенка, женщины и выжившего из

ума белого старика» (остается только гадать, куда же он поставил в этом списке черную жен-

щину). Но несмотря на то, что ни одно из подобных гипотетических различий не имело

никакого научного подтверждения, все они прекрасно вписывались в политические и

расистские идеологии того времени24.

Исследования мозга поныне остаются особенно плодородной областью науки, и в том числе

продолжаются попытки обнаружить различия между мужским и женским мозгом. Так, один

ученый пишет, что «многие различия в функциях мозга мужчины и женщины являются

врожденными, биологически обусловленными и относительно устойчивыми к изменениям

под влиянием культуры». Авторы популярных книжек настаивают именно на том, насколько

 

существенны эти различия. Мужской мозг «не так быстро можно увлечь поверхностной

информацией», он «устроен аккуратнее и точнее», чем женский мозг, который явно «менее

способен отделять эмоции от рассудка»25. (Заметим, что они не приходят к другим выводам,

которые вполне можно сделать на основе тех же данных, — что мозг женщины способен

интегрировать большее разнообразие источников информации и лучше приспособлен к

синтезированию чувств и мысли.)

Исследования мозга — и это не совпадение — прекрасно встраиваются в предвзятые идеи о

мужских и женских ролях (уж не характерна ли такая предвзятость для мужского мозга?). В

большинстве случаев исследователи деятельности мозга (как и многие другие исследователи)

находят именно то, что ищут. А ищут они различия, основанные на деятельности мозга, чтобы

объяснить наблюдаемые различия в поведении взрослых

мужчин и женщин. Здесь достаточно привести пару примеров из истории. «Наука»

краниология появилась к концу XIX в., имея целью регистрацию и измерение различий в

строении мозга людей, принадлежащих к разным группам. Но ученые никогда не могли

прийти к соглашению, какие же измерения следует использовать. Они знали, что мозг

мужчины следует представить как наиболее развитый, но различные тесты давали разные

результаты. Например, если взять в качестве показателя соотношение площади поверхности

мозга к площади поверхности тела, то «победа» окажется на стороне мужчины. Если

использовать соотношение веса мозга к весу тела, то окажется, что здесь превосходство вроде

бы на стороне женщины. Никакой ученый не может терпеть такую неопределенность:

следовало найти более точные методы для демонстрации превосходства мозга мужчины над

мозгом женщины26.

Результаты тестов оказались не лучшим индикатором. На рубеже веков было обнаружено, что

у женщин результаты общих экзаменов в Университете Нью-Йорка выше, чем у мужчин. Но

ученые-то «знали», что женщины не могут быть более интеллектуальны, чем мужчины.

Следовало найти иное объяснение. «В конце концов, мужчины намного более

интеллектуальны, чем женщины, будь то на экзаменах или вне экзаменов, — проком-

ментировал ситуацию декан колледжа Р. Тернер. — У женщин память лучше, и они

занимаются упорней, вот и все. В задачах, где требуются терпение и усидчивость, женщины

выигрывают. Но когда мужчина и терпелив, и работоспособен, то он в любое время победит

женщину». (Интересно, что желание, амбиции и работоспособность женщины используются

против нее же, но при этом проблема мужской импульсивности, нетерпеливости и лени даже

не обозначена.) В двадцатых годах XX в., с изобретением тестов на интеллектуальные

способности (IQ), женщины снова показали более высокие результаты. Тогда экс-

периментаторы просто поменяли вопросы27.

Современные исследования мозга сконцентрированы в трех основных областях: 1) различия

между правым и левым полушариями; 2) различия в тканях, соединяющих эти полушария; 3)

способы использования мужчиной и женщиной различных частей мозга для выполнения

одинаковых функций.

Ученые заметили, что правое и левое полушария мозга связаны с различными когнитивными

функциями и способностями человека. Доминирование правого полушария связано с разви-

тием визуальных и пространственных способностей, например со способностью узнавать

объекты в пространстве. От левого

полушария зависит развитие более практических функций, таких как чтение и язык. Норман

Гешвинд и Питер Бехан обнаружили, что процесс формирования половых различий начи-

нается в материнской утробе. Мужской плод выделяет тестостерон, который омывает мозг,

выборочно атакует части левого полушария и замедляет их развитие. Так, согласно Гешвинду,

у мужчин развиваются «такие высшие таланты правого полушария, как, например,

артистический, музыкальный или математический талант». Гешвинд считает, что мозг

мужчины более разнонаправлен и одно полушарие доминирует над вторым. У женщины же

разнонаправленность мозга менее выражена, и оба полушария теснее взаимодействуют, чем у

мужчины28.

Тут есть одна небольшая проблема: ученые не могут прийти к согласию в вопросе, которым

 

же из двух полушарий обладать лучше и (навряд ли здесь снова совпадение) которое из них

доминирует у какого пола. Они постоянно меняют точку зрения по поводу превосходства того

или другого полушария, после чего это превосходство присваивается мужчинам. Сначала

именно левое полушарие полагалось хранилищем разума и интеллекта, в то время как правое

считалось вместилищем психических заболеваний, страсти и инстинкта. Поэтому мужчины

считались в подавляющем числе лево-, а не правопо-лушарными. Но к 1970-м гг. ученые

доказали, что истина не такова и именно правое полушарие отвечает за гениальность, талант,

творчество и вдохновение, в то время как левое полушарие вмещает лишь практический

разум, способность к подсчетам и основные когнитивные функции. Тогда мужчин объявили

предрасположенными к правополушарности. Наконец, невролог Рут Блейер, проанализировав

данные Гешвинда и Бехана, обнаружила, что более чем в пятистах случаях эти ученые не

нашли значимых половых различий в мозге плода от десяти до сорока четырех недель

внутриутробного развития, несмотря на столь громкое оповещение ими же о существовании

тестосте-роновой «ванночки»39.

Скорее, дело не столько в том, какое полушарие доминирует, сколько в степени, до которой

мозг развивает разнонаправленные (мультипериферииные) функции в обоих полушариях.

Иными словами, речь идет об уровне дифференциации между полушариями, определяющем

половые различия. Баф-фри и Грей пришли к выводу, что женский мозг более разно-

направлен, чем мужской, и это, как они утверждают, приводит к нарушениям в

пространственном функционировании и делает женщин менее способными выполнять задачи

пространствен-

ного характера. Но в том же самом году Леви обнаружил, что мозг женщины обладает

меньшей разнонаправленностью, чем мозг мужчины, и заявил на этом основании, что именно

меньшая степень разнонаправленности влияет на пространственные функции женщин.

(Практически не существует никаких современных данных в пользу ни одной из этих

позиций, но это не помешало большинству авторов принять точку зрения Леви30.)

Ученые решили, что если этот курс оказался неудачным, то, возможно, и мужчины, и

женщины используют оба полушария, но по-разному. В популярной книжке, объясняющей

тонкости в различиях мозга женщины и мужчины, Джо Дерден-Смит и Дайана де Саймон

предполагают, что женское левое полушарие отвечает за язык как средство коммуникации, в

то время как для мужчин оно является инструментом решения более визуально-

пространственных задач, например, аналитических рассуждений. Точно таким же образом,

утверждают они, в правом полушарии мозга мужчины больше нейронного пространства для

решения визуально-пространственных задач, в то время как в мозге женщины остается

больше пространства для других видов невербальных коммуникационных навыков, таких, как

эмоциональная чувствительность и интуиция31.

Но разве различия в математических способностях и в навыках чтения не доказывают, что

различные части мозга бывают доминантными и у мужчин, и у женщин? Мало кто будет оспа-

ривать, что разные полушария мозга отвечают за различные способности и практически все

люди, как мужчины, так к женщины, используют оба полушария к наибольшей для себя

выгоде. Если это так, то, по мнению нейропсихиатра Джерри Леви, «в своей эмоциональной

жизни мужчины могут оказаться в двойном проигрыше. Они могут быть менее развитыми

эмоционально. А из-за слабого взаимодействия между полушариями мозга способность

мужчин перевести эмоции на вербальный уровень оказывается тоже ограниченной»32.

Верно, что среди гениальных математиков гораздо больше мужчин, чем женщин. Но означает

ли это, что в среднем мужчины более способны к математике, а у женщин лучше вербальные

способности? Дженет Хайд, психолог из Университета штата Висконсин, провела масштабное

исследование по данному вопросу. Она сделала обзор 165 исследований по вербальным

способностям, включая словарь, навыки правописания и чтения. Они содержали информацию

более чем о 1,4 млн чел. Хайд не обнаружила никаких тендерных различий в вербальных спо-

собностях мужчин и женщин. Проанализировав же данные по

ста исследованиям математических способностей, в которых в общей сложности

анализировались результаты тестов почти 4 млн чел., она нашла небольшие тендерные

 

различия. В исследованиях общего характера результаты женщин в математике оказались

выше, чем у мужчин, за исключением результатов вундеркиндов33. Но что определенно

выявила работа Хайд и ее коллег — равно как и практически любое отдельное исследование

— так это то, что существуют гораздо более сильные различия среди женщин как группы и

среди мужчин как группы, чем между мужчинами и женщинами. Иными словами, вариации

внутри группы намного превышают вариации между группами, несмотря на возможные

различия в средних межгрупповых показаниях.

Но что, если дело не в различиях между полушариями и даже не в том, что мужчины и

женщины используют те же самые полушария по-разному? Возможно, дело в связях между

полушариями. Некоторые ученые исследовали связку тканей, известную как мозолистое

тело, соединяющую оба полушария в качестве проводника информации. По результатам

одного исследования, область этой соединяющей сети, называемой сплениум, оказывается

намного крупнее и объемнее у женщин. Это исследование четырнадцати образцов мозга при

помощи аутопсии дало возможность предположить, что такое различие в размере

свидетельствует о меньшей полушарнои латеризации (т.е. специализации полушарий),

отвечающей за визуальное и пространственное функционирование, в мозге женщины. Но

дальнейшие исследования не подтвердили сделанных выводов. Другие ученые не нашли

никаких различий в размерах мозолистого тела мозга у мужчин и женщин. Это же показала и

магнитно-резонансная томография, проведенная на добровольцах34.

Однако это не останавливает некоторых популярных писателей от впечатляющих, но

поверхностных экстраполяции. Так, Роберт Пул в своей популярной работе «Ребро Евы»

пишет: «В среднем у женщин вербальные навыки лучше, чем у мужчин. Сплениум у мужчин

и женщин отличается если и не по размеру, то по форме, а вербальные способности, по

меньшей мере у женщин, зависят от размера сплениума». На самом деле существует не так уж

много связных данных о значимых различиях в строении мозга у женщин и мужчин.

Джонатан Бэквит, профессор микробиологии и молекулярной генетики в медицинской школе

Гарварда, считает, что «даже при обнаружении различий ни в коем случае нет смысла

проводить связь между различиями

в строении мозга и какой-либо определенной моделью поведения или любой определенной

способностью»35.

Если не существует данных для подтверждения таких аргументов, то почему на них все равно

настаивают? Марсель Кинс-бурн, специалист в области исследований мозга, предполагает,

что это происходит «из-за того, что исследования половых различий отличаются от других

направлений в психологии. Под давлением такого набирающего мощь явления, как феминизм,

и, возможно, в результате обратной реакции на него, многие исследователи, похоже,

стремятся все же доказать, что женщины и мужчины разные „на самом деле". Кажется, что,

если половых различий не существует, их следует изобрести»36.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.