Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика ролей в управленческой команде




Образец-ключ для обработки и интерпретации испытуемого

Обработка и интерпретация результатов

Ответы испытуемого

 

Вопрос А Б В Г Д Ε Ж  
                 

6. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже образцом — «дефис-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствую­щей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту отве­та в табл. 4.5.

7. Найдите сумму баллов по каждому из столбцов.

8. Выделите те столбцы дефис-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе.

9. Прочтите и проанализируйте описание ролей в групповом взаимодействии:

Роли Вопросы I II III IV V VI VII VIII
  Г Ε В З Ж Б А Д
  Б Д Ж Г А Ε В  
  А В Г Ж З Д Ε Б
  З Д Б В Г А Ж Ε
  Ε Г З А Б В Д Ж
  В Ж А Д Ε Б З Г
  Ж А Ε Б Д З Г В
Сумма                

 

I. Председатель: функции — впитывает все возможные мнения и прини­мает решения; свойства — умеет слушать; хорошо говорит, логичный, решительный; тип — спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

II. Формирователь: функции — лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства — динамичный, решительный, напористый; тип — доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной умелой группе. I и II — два противоположных подхода к общему управлению группой.

III. Генератор идей: функции — источник идей; свойства — умен, богатое воображение, креативен; тип — нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV. Оценщик идей (критик): функции — анализ и логические выводы, кон­троль; свойства — аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы»; возвращает к реальности; тип — рассудительный воле­вой, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V. Организатор работы: функции — преобразование идей в конкретные за­дания и организация их выполнения; свойства — организатор, волевой, решительный; тип — волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.

VI. Организатор группы: функции — способствует согласию группы, ула­живает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свой­ства — чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникатив­ность; тип — эмпатийность и коммуникативность, нуждается в посто­янном контакте со всеми членами группы.

VII. Исследователь ресурсов: функции — связующее звено с внешней сре­дой; свойства — общительный, увлекающийся, энергичный, привлека­тельный; тип — «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII. Завершитель: функции — побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства — профессиональная педантичность, обязательность, от­ветственность; тип — педантичен, нуждается в групповой ответственно­сти, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг дру­га (иногда один член группы может выполнять две и больше ролей).

Список литературы

Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной под­готовки // Высшее образование в России. 1993. № 3.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А.Бодалева и др. -M., 1980.

Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Ч. II. M.: МЭСИ, 1997. С. 50.

Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее об­разование в России. 1996. № 3.

Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — M., 1974.

Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономер­ные основы и методы. — M.: Высшая школа, 1980.

Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразователь­ной школе. — M.: Просвещение, 1985.

Балл Γ.Α., Бургин M. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое влияние // Вопросы психологии. 1994. № 4.

Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург, 1994.

Белянин Β.Π., Бутенко И.Л. Живая речь. Словарь разговорных выражений.-М., 1994.

Берак O., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Ве­стник высшей школы. 1990. № 10.

Бершадский A.M., Кревский И.Г. Дистанционное образование на базе новых ИТ. — Пенза, 1997. С. 55.

Бойко B.B. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты. — Л.: Знание, 1987.

Бреслав Т.Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. Педагогика. — M., 1990.

Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова H. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. 1996.

Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — M., 1990.

Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И.Журав­лева. M., 1988.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусстворечи. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный под­ход. — M.: Высшая школа, 1991.

Высокие интеллектуальные технологии образования и науки. Материа­лы III Международной научно-методической конференции. — Санкт-Петербург, 1996.

Габай T.B. Учебная деятельность и ее средства. -M., 1988.

Гальперин П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности. — M.: МГУ, 1965.

Гамаюнов K.K. Самостоятельная работа студентов. Методические peкомендации преподавателям. —Л., 1988.

Гапонов П.М. Лекция в высшей школе. — Воронеж: Издательство Boронежского университета, 1977.

Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. M., 1993.

Горлов O.A. Анализ использования студентами свободного времени в дни самостоятельных занятий // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Экспериментальная, профилактичес­кая и тропическая медицина. 1995. № 2.

Готт B.C. и др. Категории современной науки. — M., 1984.

Громкова M.T. Педагогика образования взрослых. — M., 1995.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — M.: ИНТОР, 1996.

Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей шко­лы. Бюллетень, 1995. № 3.

Дистанционное обучение и новые технологии в образовании — M.: Изд-во МГУ, 1995. С. 54.

Доклад ЮНЕСКО о положении дел в мировом образовании за 1991 год. — Париж, 1991.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. — Минск: Изд-во БГУ, 1981.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: особен­ности деятельности студентов и преподавателей. — Минск: Изд-во БГУ, 1978.

Жуков B.M. Критерий оценки деятельности преподавателя вуза // Ве­теринария. 1994. № 7.

Журавлев Е.М. Педагогика в системе наук о человеке. — M., 1990.

Загвязинсшй В.И. Дидактика высшей школы: текст лекций. — Челя­бинск, 1990.

Занков Л.В. Дидактика и жизнь // Избранные труды. M., 1990.

Зубов O.E. Общественно-политические и национально-культурные ори­ентации студенчества // Вестник Мордовского университета. 1995.

Ильина Т. А. Педагогика. — M.: Просвещение, 1984.

Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Тезисы докл. Международной научной конфер. 11—14 сентября 1996. Краснодар, 1996.

Иудин A., Макробайт M. Студенты России и Канады (сходство и раз­личие жизненных установок) // Высшее образование в России. 1995. №4.

Казанская В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. — M.: Высшая школа, 1990.

Ковалева T.B. Российское студенчество в условиях переходного перио­да // Социологические исследования. 1995. № 1.

Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. 1996. № 3.

Козаржевский А. Ч. Мастерство устной речи лектора. M.: МГУ, 1983.

Кан-Калик B.A. Учителю о педагогическом общении. — M., 1987.

Кон И.С. Психология ранней юности. M.: Просвещение, 1989.

Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России, — M.: Госкомвуз, 1995.

Концепция дистанционного образования // Бюллетень APB. Июнь, 1995.

Корнилов Т.Е., Григоренко Б.А. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов // Вопросы психологии. 1995. №5.

Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара, 1994.

Кротков E. Пока не поздно... // Высшее образование в России. 1996. №1.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — M., 1986.

Леднев В.С. Содержание образования. — M., 1989.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — M., 1981.

Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — M., 1980.

Лисовский B.T. Советское студенчество. — M.: Высшая школа, 1990.

Лисовский B.T., Дмитриев A.B. Личность студента. — Л.: Изд-во Ле­нинградского университета, 1974.

Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. Л.: Дет. лит., 1989.

Лобачев С.Л, Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные техно­логии: информационный аспект. — M: МЭСИ, 1998. С. 104.

Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психоло­гический журнал. 1981. № 1. Т. 2.

Марев И. Методологические основы дидактики. — M., 1987.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. M., 1972.

Махмутов М.И. Проблемное обучение. — M., 1975.

Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. M: Педагогика, 1998. С. 192

Мигиренко Г.С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер. — Но­восибирск, 1992.

Милорадова Н.Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и стро­ительство России. 1995. № 9.

Мостовая Е.Б. Ценностное сознание студенчества // ЭКО. 1994. № 11.

Назарова Т. C., Полат E. С. Средства обучения (Технология создания и использования). M.: УРАО, 1998. С. 203.

Назмутдинов В.Я. Дневник индивидуальной воспитательной работы с учащимися. — Чебоксары, 1994.

Национальный доклад РФ «Политика в области бразования и НИТ» на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информа­тика» //ИНФО. №5,1996. C.l-32.

Нинциев К., Иванов В. Социально-экономический портрет преподавате­ля университета // Высшее образование в России. 1995. № 3.

Недоспасова B.A. О некоторых особенностях перехода от игровой дея­тельности к учебной. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. — M., 1976.

Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. 1994. Т. 19. № 3.

Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. — M., 1972.

Овчаренко Р. В. Справочная книга школьного психолога. M., 1993.

Одаренные дети. — M., 1991.

Окомков О. П. Современные технологии обучения в вузе: их сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образо­вание в России. 1994. № 2, 7.

Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Пет­ровского. — M., 1986.

Основы педагогического мастерства. — Киев, 1987.

Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. — M.: «Экономика», 1990.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — M., 1995.

Педагогическая и возрастная психология. — M., 1988.

Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и допол­нительном образовании. Уч. пособ. M.: Интерпакс, 1995.

Пейсахов И. M. и др. Прикладная психология в высшей школе. — Ка­зань: Изд-во Казанского университета, 1979.

Пергаменщиков и др. Психодиагностика и психокоррекция в воспита­тельном процессе. Минск, 1993.

Петровский А.В., Брушлинский A.B., Зинченко В.П. и др. Общая психо­логия / Подред. А.В.Петровского. — M., 1986.

Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. — M., 1988.

Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. — ЛГУ, 1983.

Психологические и психофизические особенности студентов. M., 1977.

Психология профессиональной подготовки. СПб, 1993.

Реан А.Л. Педагогические особенности взаимодействия педагога и сту­дента // Вопросы психологии. 1983. № 5.

Рейс Фил. 500 советов студентам. — M., 1996.

Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - МГУ, 1985.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образова­нии. — M.: Школа-Пресс, 1994. С. 205.

Рогинскый В.М. Азбука педагогического труда. — M., 1990.

Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) // Высшее образование в России. 1996. № 2.

Розет И.М. Психология фантазии. — Минск, 1991.

Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1995. № 1.

Романов K.M. Понимание преподавателем студентов как условие ин­дивидуализации процесса обучения // Вестник Мордовского уни­верситета. 1993. № 3.

Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. T.1. M., 1993.

Савельев А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Со­временная высшая школа. — Варшава. 1990. № 3—4.

Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего обра­зования // Высшее образование в России. 1994. № 2.

Сапунов Б. Встать в строй! // Высшее образование в России. 1996. № 1.

Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирова­ние научных произведений. — M.: Высшая школа, 1976.

Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). — M., 1986.

Скаткин М.Н, Проблемы современной дидактики. — M., 1980.

Скилбек M. Потребности студентов в эру массового высшего образова­ния // Высшее образование в Европе. Т. 19. 1994. № 3.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от дея­тельности к личности. — M.: Аспект Пресс, 1995.

Смыслы культуры. Международная научная конференция. Санкт-Пе­тербург, 11—13 июня 1996 г. Материалы. — СПб., 1996.

Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л.:Изд-воЛГУ, 1985.

Соколов B.H. Педагогическая эвристика. — M., 1995.

Соколова E. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — M., 1980.C.213.

Соколова E.T., Николаева B.B. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. — M., 1975.

Состояние и развитие ДО в мире. Аналитический доклад Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. — M.: Магистр, 1999. С. 45.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2002.

Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. — M., 1984. Студенческая семья: состояние, проблемы, перспективы. — Минск, 1991.

Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. — M., 1980. С. 47.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — M., 1983.

Талызина Η.Φ., Карлов Ю.В. Педагогическая психология // Психодиагностика интеллекта. — M.: МГУ, 1987.

Теория и практика преподавания учебных дисциплин в техническом вузе. Сб. статей по проблемам высшей школы. — Новочеркасск, 1996.

Фурманец Б. Имидж преподавателя (о психологических принципах) // Вестник противовоздушной обороны. 1992. № 10.

Хуторской А.В. Современная дидактика. — СПб.: Питер, 2001.

Хуторской А.В. Эвристическое обучение. — M.: МПА, 1998. С. 266.

Цапкин B.H. Личность как группа — группа как личность // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 4.

Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии — M.: ФиС, 1998. С. 288.

Чернов Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1994. № 4, С. 76—79.

Шадриков В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. — M., 1982.

Шапоринский C.A. Обучение и научное познание. — M., 1981.

Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романова Л.М. Через развитие образования — к новой России. — M.: MAH ВШ, 1993.

Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности. Обучение и развитие. -M., 1966.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — M.: Педагогика, 1989.

Этюды дидактики высшей школы: монография / Под ред. А. П. Чернышева. — M., 1995.

Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. — Казань, 1991.

Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. — M., 1984.

 

 

Содержание

Часть 1. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ............................................................................. 3

Глава 1. Современное развитие образования в России и за рубежом.................................................... 3

1. Роль высшего образования в современной цивилизации............................................................... 3

2. Место технического университета в российском образовательном пространстве...................... 8

3. Фундаментализация образования в высшей школе......................................................................... 9

4. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе.................................................. 11

5. Интеграционные процессы в современном образовании............................................................. 15

6. Воспитательная компонента в профессиональном образовании................................................. 20

7. Информатизация образовательного процесса................................................................................ 22

Глава 2. Педагогика как наука................................................................................................................. 26

1. Предмет педагогической науки. Ее основные категории............................................................. 26

2. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками...................................... 28

Глава 3. Основы дидактики высшей школы........................................................................................... 30

1. Общее понятие о дидактике............................................................................................................. 30

2. Сущность, структура и движущие силы обучения........................................................................ 32

3. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности................... 34

4. Методы обучения в высшей школе.................................................................................................. 36

Глава 4. Структура педагогической деятельности................................................................................. 38

1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность................................... 38

2. Самосознание педагога и структура педагогической деятепьности............................................ 41

3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы... 44

4. Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы................................... 50

Глава 5. Формы организации учебного процесса ввысшей школе..................................................... 51

1. Лекция................................................................................................................................................. 51

2. Семинарские и практические занятия в ВШ.................................................................................. 56

3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых.... 61

3.6. Коллоквиум..................................................................................................................................... 68

4. Основы педагогического контроля в высшей школе.................................................................... 68

Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии.......................................... 76

1. Этапы и формы педагогического проектирования........................................................................ 76

2. Классификация технологий обучения высшей школы................................................................. 80

3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль............................. 83

4. Интенсификация обучения и проблемное обучение..................................................................... 88

5. Активное обучение............................................................................................................................ 95

6. Деловая игра как форма активного обучения................................................................................. 97

7. Эвристические технологии обучения*.......................................................................................... 104

8. Технология знаково-контекстного обучения................................................................................ 117

9. Технологии развивающего обучения............................................................................................ 119

10. Информационные технологии обучения.................................................................................... 123

11. Технологии дистанционного образования................................................................................. 130

Глава 7. Основы подготовки лекционных курсов............................................................................... 145

Глава 8. Основы коммуникативной культуры педагога..................................................................... 156

Глава 9. Педагогическая коммуникация............................................................................................... 164

Часть 2. ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ........................................................................................ 171

Глава 1. Особенности развития личности студента............................................................................. 171

Глава 2. Типология личности студента и преподавателя.................................................................... 180

Глава 3. Психолого-педагогическое изучение личности студента.................................................... 188

Приложение 1. Психологические схемы «индивидуально-психологические особенности личности»........................................................................................................................................................................ 201

Приложение 2. Психологические схемы «общение и социально-психологическое воздействие» 210

Глава 4. Психология профессионального образования....................................................................... 226

1. Психологические основы профессионального самоопределения*........................................ 226

2. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии.... 236

3. Психология профессионального становления личности............................................................ 238

4. Психологические особенности обучения студентов................................................................... 240

5. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов......................................... 251

6. Психологические основы формирования профессионального системного мышления.......... 262

7. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп................ 269

Приложение. Психологические схемы «Социальные феномены и формирование коллектива».. 276

Список литературы.................................................................................................................................. 290

 

 

Учебное пособие

Второе издание, переработанное и дополненное

 

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

Ответственный редактор Э. А. Юсупянц,

Художник А. Пащенко

Корректоры: Г. Бибикова, В. Югобашян, О. Милованова

 

Лицензия ЛР № 065194 от 2 июня 1997 г.

Сдано в набор 15.01.02. Подписано в печать 25.05.02.

Формат 84 x 108/32. Бум. тип № 2.

Гарнитура CG Times. Печать высокая. Усл. п. л. 28,56.

Тираж 5000 экз. Зак. № 282

 

Издательство «Феникс»

344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17

 

Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга»

344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.