Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократизация управления школой




Во всех решениях о школе особое место уделяется во­просам демократизации управления школой. Отмечается недопустимость командно-административного стиля руко­водства, подавляющего инициативу, активность членов коллектива, свободу личности. Вместе с тем везде подчер­кивается важность дисциплины, необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве школы, роль педагогического совета, профсоюза, родительского комитета, детского самоуправления.

Задача педагогической науки - найти оптимальный ва­риант в управлении школой, определив место директора в системе руководства, четко разграничить его права и обя­занности подчиненных.

Конечно, если директор школы будет уповать в основном на свои права, единолично принимать решения, действовать путем окрика и угроз - успеха не будет. Глав­ное - это умелая организация, глубокое уважение к колле­гам, умение поддерживать любую полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и его представителей.

В связи с этим следует различать в руководстве две линии: стратегическую-перспективную, долговременную и оперативную — тактическую, конкретно-исполнительскую.

Стратегическая линия предполагает принятие тща­тельно подготовленных решений: подбор и расстановка кадров, планирование, выбор профиля образования и учебного плана, систему дополнительных платных услуг, совершенствование учебно-воспитательного процесса и т. д. Принятие подобных управленческих решений следует проводить поэтапно: изучить Законы, положения дел в школе, посоветоваться с советом школы, родительским со­ветом, специалистами, детскими организациями. Только полная гласность, опора на коллектив и разумная требова-

тельность с оказанием своевременной необходимой помо­щи обеспечивают активность коллектива, высокое каче­ство учебно-воспитательного процесса.

Ущемляет ли подобный подход авторитет руководите­ля, принцип единоначалия? Ни в коем случае. Наоборот, укрепляет, ибо создает необходимое единство, обеспечи­вает поддержку основной массы исполнителей.

Другое дело - при осуществлении оперативного, каж­додневного руководства, когда решение нужно принимать немедленно, по ходу дела. Правда, и здесь бывают случаи, когда есть время посоветоваться, поразмыслить. Но встре­чается масса дел, требующих немедленного решения. Ра­зумеется, директор не обязан по каждому вопросу бегать за советом к тем или иным лицам, он принимает решение самостоятельно, с должной твердостью и ответствен­ностью.

Демократический стиль руководства предполагает от­четность руководителей школы перед советом школы, коллективом, свободу критики, гласность и право на лю­бую постановку вопросов, связанных с руководством шко­лы и положением дел в коллективе.

Встает вопрос: выбирать или назначать директора школы? В Законе об образовании допускаются разные ва­рианты: назначение, выборы и заключение контракта.

Практика показала, что выборы директора очень ред­ко дают положительный результат, даже если проходят на конкурсной основе. Многие коллективы предпочитают выбирать "удобного" человека, который поменьше бы их беспокоил. Кроме того, зависимость директора от "вы­борщиков" снижает его требовательность и принципиаль­ность. Тем не менее и такую форму отбрасывать нельзя.

Что касается контракта, то и здесь имеются слож­ности. Если контракт заключается единолично руководи­телем по своему усмотрению, то зависимость учителя или директора от вышестоящего руководства усиливается. По­этому заключение контракта требует серьезной юриди­ческой подготовки, чтобы обе стороны чувствовали уве­ренность и защиту закона.

Права и обязанности руководителя, совета школы, учителей и учащихся полезно обсудить на педагогическом совете и собрании коллектива.

Школьный совет. Нужен ли школьный совет?

Там, где совет школы вписался в систему управления и стал органической частью этой системы, он, как показал опыт, стал крайне полезным и важным органом управле­ния. Наиболее эффективен школьный Совет, состоящий из трех секторов:

1. Педагогический сектор занимается кадровыми во­просами (распределение нагрузки, назначение классных руководителей, ответственных за те или иные участки ра­боты), повышением квалификации учителей, их аттеста­цией, осуществляет общественный контроль и т. д. Изби­рается педагогическим Советом.

2. Родительский сектор, созданный вместо родитель­ского комитета, помогает решению вопросов детского пи­тания, ремонта школы, организует педагогический всеобуч родителей, работает с родителями, помогает в проведении воспитательных мероприятий, создает кооперативы и т. д. Совет родительского сектора избирается из представите­лей классных родительских комитетов и утверждается на общешкольном родительском собрании.

3. Ученический сектор создается вместо учкома: он осу­ществляет функции детского самоуправления. Избирается со­бранием представителей учащихся 5—11 классов. Его обязан­ности - организации дежурств, трудовых дел, спортивных со­ревнований, вечеров, походов, олимпиад, стенной печати и т. д.

В школе могут действовать кружки, общества, детские организации, их представители входят в состав учениче­ского сектора Совета школы.

Общешкольный Совет в полном составе собирается один-два раза в год и решает стратегически важные вопро­сы: заслушивает и обсуждает доклад директора о перспек­тивах и задачах школы на текущий год, рассматривает и утверждает планы работы школы, факультативы, сметы, платные дополнительные расходы и т. д. Председателем Совета школы, как правило, является родитель или один из руководителей подшефного предприятия, дети которого учатся в школе, или директор школы.

В течение года основную работу ведут сектора, они собираются раз в четверть, заслушивают ответственных за тот или иной участок деятельности, намечают пути реали­зации принятых решений. Текущую работу ведет президи­ум Совета. Он собирается раз в две недели и осуществляет оперативное руководство школой. В президиум входят ру­ководители секторов и члены администрации.

Такая организация деятельности школьного Совета делает его полезным инструментом в системе управления, подключения к руководству школой лучших представите­лей учителей, родителей, школьников.

Одним из трудных вопросов в системе управления яв­ляется распределение учебной нагрузки.

Существуют правовые нормы регламентации распреде­ления учебной нагрузки. Приводим ее основные положения:

— Объем учебной нагрузки (больше или меньше нормы часов) устанавливаются с письменного согласия работника.

— Установленный по тарификации в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение года, за исключением случаев сокращения классов или уменьшения количества часов учебным планом и программой.

— Распределение учебной нагрузки на следующий учебный год обсуждается на Совете школы при участии профсоюзной организации гласно и доводится до сведения учителей до ухода в отпуск.

Решение принимается администрацией с учетом мне­ния общественности.

Новым во взаимоотношениях с руководителями школ и при возникновении конфликтных ситуаций стал фактор морального вреда.

Что такое "моральный вред" и в каких случаях воз­можна компенсация?

Впервые в России принят закон о компенсации за мо­ральный вред. Решение о компенсации принимает суд.

Статьей 151 части 1 Гражданского кодекса РФ, кото­рая введена в действие с 1 января 1995 г., возмещение ущерба происходит, если гражданину причиняется вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права. В частности, суд вправе обязать работодателя (например, администрацию школы) компенсировать при­чиненные работнику нравственные, физические страдания в связи с незаконным увольнением, переводом на другую работу, необоснованным применением дисциплинарного взыскания, отказом в переводе на другую работу в соот­ветствии с медицинскими рекомендациями и т. д.

Размер денежной компенсации, присуждаемой судом, зависит от объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, связанных, например, с вынужден­ным прогулом при незаконном увольнении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.