Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование работы в школе




ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Научная организация труда - это комплекс рассчи­танных действий, способствующих совершенствованию трудового процесса и обеспечивающих высокие результаты труда при наименьшей затрате средств, времени и сил. Научная организация педагогического труда предполагает высокий уровень педагогической культуры, в первую оче-

 

 

редь наличия порядка в школе, четкой регламентации тру­да всех работников, применения рациональных методов управленческого труда - труда руководителей школы, пе­дагогического труда - труда учителей и учебного труда -труда учащихся.

Многие неудачи в работе школ объясняются именно отсутствием должных навыков организации труда. Наибо­лее распространенные ошибки с точки зрения внедрения НОТ следующие:

— нечеткое планирование работы;

— неумение руководителей школы четко определить обязанности каждого члена коллектива;

— перегрузка членов коллектива разными поручения­ми, собраниями, дежурством, вызовами, дополнительной документацией;

— отсутствие системы работы по изучению основ НОТ и продуманных действий по их внедрению в практику.

— неопытность в руководстве хозяйственной деятель­ностью школы, отсутствие коммерческих навыков.

В науке об управлении существуют два понятия -"действие" и "результат". Действие - это определенные операции, конкретные мероприятия, вечера, походы, со­брания и т. д. Они могут проходить регулярно, внешне эффектно и демонстрировать неплохую организационную деятельность исполнителей. Но действие — это только средство для достижения какой-то цели, а не сама цель.

Результат — это конечный итог, ради которого и про­ходили операции, это уровень знаний, воспитанности учащихся, их общекультурная подготовка, степень само­стоятельности и т. д.

Суть управления — в умении планировать результат, це­ленаправленно регулировать сам процесс обучения и воспи­тания, в умении выбирать такие операции, которые обеспе­чивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных задач и целей.

Разработать план — это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания.

Планирование — подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой.

Обоснованный конкретный план — один из показате­лей научной организации и управления школы.

План должен быть кратким, четким и ясным. По форме планирование может быть текстовым, гра­фическим и смешанным (текстовым и графическим). В любом случае в школе должно существовать календарное планирование, т. е. все общешкольные мероприятия долж­ны располагаться по четвертям, месяцам, неделям, отдель­ным числам. Каждая школа планирует свою работу, исхо­дя из местных условий и возможностей, но каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по вы­полнению поставленных задач.

В практике работы передовых школ имеют место сле­дующие виды планирования:

— перспективный план работы школы на 3-5 лет;

— план учебно-воспитательной работы школы (годовой);

— графический план организационной, методической и внеклассной работы (на четверть) (выписка из годового плана);

— план-график внутришкольного контроля (на четверть);

— планы общественных организаций.

Сроки планирования определяются целями планирования.

Перспективное планирование должно соответствовать срокам народнохозяйственных планов, годовое — цикл управления, т. е. с 1-го сентября по 1-е сентября, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году. Каких-либо отдельных планов, которые бы не вхо­дили в общешкольный план, от школы требовать не сле­дует — это нарушает принцип системности.

Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления и составляется на 1-е января текущего года.

Годовые планы составляются в мае-июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет.

Рекомендации о структуре и содержании предла­гаемых планов являются примерными, их нужно конкре­тизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных школ.

Перспективный план развития школы. Перспективный план развития школы предусматривает направления дея­тельности школы с учетом работы районных органов влас­ти, Этот план не должен быть слишком детальным, его за-

дача — наметить важнейшие ориентиры, главные вехи функционирования и развития школы на определенный период.

В перспективном плане следует отразить;

1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.

2. Потребность в учителях разной квалификации.

3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также наметить основ­ные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.

4. Строительно-ремонтные работы, оборудование ка­бинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, спортивного инвентаря, хозяй­ственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.

5. Финансовую, коммерческую деятельность.

Особое место в перспективном плане следует отвести си­стеме повышения квалификации учителей. Практика пока­зывает, что годовой план не может охватить все содержание и многообразие форм совершенствования мастерства учите­лей и ведет к недопустимой перегрузке, а значит, к поверх­ностному, неглубокому изучению материала.

В перспективном плане следует расписать все основ­ные темы по педагогике, психологии и отдельным предме­там по годам, наметить создание методических объедине­ний, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию и т. д.

Таким образом, перспективный план работы школы обеспечивает распределение сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учи­телей цикличный, законченный характер, устанавливает спокойный ритм деятельности школы без излишнего на­пряжения и позволяет при этом охватить все важнейшие элементы работы.

План учебно-воспитательной работы школы на учебный год. План работы школы не следует- загромождать методиче­скими советами, правилами внутреннего распорядка, об­щими рассуждениями. Нередко планы сочиняются едино­лично директором и формально утверждаются на педсовете.

Изучение лучших школьных планов и проверка их выполнения позволяет предложить следующий вариант

структуры годового плана, включающего основные вопро­сы, над которыми нужно работать коллективу.

1. Введение: а) особенности микрорайона и условия работы школы; б) краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год;

2. Повышение квалификации и методическая работа;

3. Изучение и распространение передового опыта;

4. Научно-педагогическая информация в школе.

5. Руководство учебно-воспитательным процессом:

а) организация учебно-воспитательного процесса; б) вне­урочная учебно-воспитательная работа в школе.

6. Педагогический контроль за учебно-воспитатель­ным процессам.

7. Работа с родителями, с шефами и общественностью.

8. Укрепление материально-технической базы в школе

и хозяйственная работа.

Приложения: а) планы работы методических объедине­ний; б) план работы библиотеки; в) план работы родитель­ского комитета; г) план летней оздоровительной работы с

детьми.

Рассмотрим более подробно основные требования к плану работы школы на учебный год.

Введение. В этом разделе дается очень краткая харак­теристика микрорайона, его жителей, наличие культурных учреждений и неблагоприятных условий, затрудняющих работу школы. Затем проводится выборочный анализ наи­более важных аспектов работы школы за прошлый период и выдвигаются задачи на новый учебный год, а также на­зываются темы, над которыми собирается работать школа.

Введение затрагивает главные вопросы: качество зна­ний и воспитанность учащихся, уровень преподавания и воспитательных мероприятий, связь с родителями и си­стему повышения квалификации учителей. Конкретно пе­речисляются нерешенные проблемы, указываются причи­ны, предлагаются пути совершенствования учебно-воспи­тательного процесса.

Выполнение Закона об образовании. В этом разделе определяются границы микрорайона школы, формы и сроки оперативного учета детей школьного возраста и на­зываются ответственные за те или иные участки работы по выполнению указанного Закона. Здесь же планируются формы использования средств (фонда), оформление и ве­дение документации, работа с подопечными детьми, обес-

печение медицинского надзора, питания детей, их подвоз, создание групп продленного дня. Намечается работа с трудными детьми, помощь отстающим и связь с местными органами власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.