Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие школы и органов образования




Новые условия, обеспечивающие деятельность органов народного образования и школ, породили различные фор-

мы взаимоотношений и связей, существенно отли­чающиеся от ранее существующих.

Несмотря на внешнюю демократизацию, провозгла­шение свобод и прав, в ряде областей и районов сохрани­лась жесткая диктатура органов образования. По-прежнему инспектора и главные специалисты контроли­руют, указывают, требуют исполнения, навязывают реше­ния и даже нововведения, инновации предписываются сверху. Многие школы смирились с административным консерватизмом и робко выполняют указания.

В других районах органы народного образования ви­дят свой долг в "быстрейшем", немедленном включении школ своей территории в инновационный процесс: боль­ше лицеев, гимназий, авторских школ, часто без учета возможностей и потребностей. На каждом шагу только и слышно: "новое", "новое","новое". Демонстрации, показу­ха, лозунги. Но, к сожалению, не более того. Ни глубокого анализа, ни помощи, ни научного обоснования. Школы "экспериментируют" на внешнем, показательном уровне, мало заботясь об интересах детей, уровне образования, ре­зультатах труда.

В третьих районах пошли еще по более облегченному пути: все пустили на самотек, свобода так свобода. Делай­те, что хотите, только у нас ничего не просите и нас не беспокойте.

Отделы народного образования занимаются распреде­лительными функциями и собственным благополучием:

повышением зарплаты сотрудников и расширением шта­тов. Они не помогают ни финансами, ни кадрами, ни на­учными идеями. В лучшем случае проводят дежурные ме­роприятия с приглашением специалистов, ученых, новато­ров, мало заботясь о реальной отдаче от всех этих демон­страций преобразований и новаторства.

К счастью, имеется и положительный опыт. Если кратко его суммировать, то он представляется в следую­щем виде.

Во многих районах созданы своеобразные мозговые центры: это и советы директоров школ, и практикумы, и школы передового опыта. Тщательно подобранные квали­фицированные главные специалисты, изучая результаты научных исследований и передового опыта совместно с ИПК, разрабатывают рекомендации для школ региона с учетом местных возможностей и потребностей. Так сдела-

ли в Ульяновской, Тамбовской, Челябинской, Волгоград­ской и других областях. Широкая образовательная система знакомит с лучшими достижениями педагогической тео­рии и практики и путями внедрения этих достижений в работу школ.

Вычленяются школы, желающие по-новому решать вопросы обучения и воспитания, создаются эксперимен­тальные площадки, оказывается всесторонняя помощь всем школам, вставшим на путь научного поиска. Союз школы и органов народного образования дает свои плоды. Меняется характер контроля и помощи. В отличие от прежних инспекторов и фронтальных и тематических про­верок в передовых районах специалисты и главные спе­циалисты не просто контролируют, а являются соучастни­ками процесса, не только совместно изучая и практику и передовой опыт, но и тут же намечают пути распростране­ния передового опыта. Контроль становится не каратель­ной мерой, а способом помощи и совершенствования ра­боты школ.

Вместе с тем не на словах, а на деле происходит деле­гирование управленческих функций вниз: руководителям школ предоставляются широкие права и в области экспе­риментальной работы, и в финансировании и распределе­нии средств, и в организации коммерческих структур.

Нельзя утверждать, что все вопросы демократизации управления функционированием и развитием школы уже решены. Все еще нет четкого распределения функций, не продуманы критерии оценки деятельности школ и учителя, формы аттестации учителей и руководителей школ, оплаты труда с учетом квалификации и достигнутых результатов. По­иски продолжаются. Ряд исследователей (М. М. Поташник, B. C. Лазарев и др.) предлагают новые структуры отделов на­родного образования, включающие кроме Советов руководи­телей учреждений образования, экспертные советы, периоди­ческую службу, районную хозяйственную группу, главных специалистов по социальной защите и реабилитации детей, специалистов по стабилизации образования, развитию обра­зования, программно-методическому обеспечению, диаг­ностическую службу, службу информации и нововведений, методический кабинет.

Как показал опыт ряда районов, такое нововведение способствует упорядочению работы органов народного об­разования.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем особенности понятий управления и руководства?

2. Каковы отличительные особенности линейной и функ­циональной системы управления?

3. Какова суть системного подхода в управлении?

4. В чем особенности демократизации управления в системе образования?

5. Каковы основные требования "Закона об образовании"?

6. Какие виды и типы школ Вы знаете и дайте им краткую характеристику?

7. Устав школы. Каким ему быть?

Литература для самостоятельной работы

Закон об образовании Российской Федерации. Кондаков М. И. Теоретические основы школоведения. М., 1982. Поташник М. М., Лазарев B. C. Управление развитием шко­лы. М. 1995.

Поташник М. М. Управление современной школой. М. 1992. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руко­водства педагогическим коллективом. М., 1992.

Худоминский П. В. Управление современной общеобразова­тельной школы. М., 1995.

Конаршевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой.

Пикельная B. C. Теоретические основы управления. Школоведческий аспект. М., 1990.

Глава 22




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.