КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды наблюдения
Метод наблюдения – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта, социальных процессов (явлений, ситуаций, событий), поведения людей. Особенности метода: 1. Исследователь имеет дело не с фактами сознания, а с фактами реального поведения. Существует неразрывная связь исследователя с объектам (позволяет исключить искажение информации). 2. Фиксация явлений и элементов человеческого поведения в момент их появления – конкретность ситуации и реальность времени. 3. Отсутствие зависимости от желания наблюдаемого высказываться, комментировать ситуацию, давать оценки. Вместе с тем, познавательные возможности каждого метода исследования ограничены. Недостатки метода наблюдения: 1. Непосредственная связь наблюдателя и ситуации может негативно повлиять на ход и результаты поведения, сам факт наблюдения может изменить поведение наблюдаемых. 2. Зависимость от эмоционального восприятия наблюдателем объекта наблюдения, его опыта, подготовленности. Наблюдатель – тоже человек! 3. Сложность повторных наблюдений. Ограниченность наблюдаемых фактов во времени. Ситуация может не повториться. Метод устранения – выбор типичных ситуаций для наблюдения. Наример, поведение посетителей магазина, банка, фирмы и пр. 4. Высокая трудоемкость метода: осуществление наблюдения предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации, а трудоемкость повышает затратность. 1. Контролируемое и неконтролируемое. a) Контролируемое. Проводится по заранее разработанному плану. Реализуется в целях проверки гипотез: увеличение числа наблюдателей и наблюдений, сравнение результатов, интенсификация наблюдения, – через проведение серии наблюдений. Условие: стандартизированные планы, таблицы, карточки (кино-фотоаппаратура).
b) Неконтролируемое. Определен только объект исследования. При неконтролируемом наблюдении мы исследуем реальные жизненные ситуации. Главное – общее описание социальной атмосферы, в которой происходит наблюдаемое явление или процесс. Например, такое наблюдение часто используется в монографических исследованиях (начальный этап социологического исследования). 2. Включенное и невключенное. Включенное наблюдение – наблюдение изнутри, когда исследователь становится на время участником процесса (прямой контакт), невключенное – наблюдение со стороны. a) Включенное. Исследователь "включен" в объект, находится в непосредственном контакте и участвует вместе с наблюдаемыми в одной сфере деятельности. Выделяют 4 типа включения (участия) наблюдателя, которые социологи еще называют «ролями» наблюдателя: 1) «участник», его истинные намерения и цели неизвестны наблюдаемым при исследовании закрытых групп (группа о нем не знает, наблюдатель инкогнито). Например, американский социолог В.Уайт стал на 3,5 года членом группы рэкета в итальянском квартале: изучал причины и процесс формирования преступных группировок. На основе этого появилась книга «Общество на углу улицы». 2) «участник-наблюдатель», который действует открыто, его научные цели известны группе (сначала его присутствие влияет, а затем перестает быть значимым). Пример. Изучение аренды на селе одним из НИИ города Москвы, когда ученые стали членами бригады фермеров-арендаторов, около года или несколько месяцев жили и работали вместе с ними. 3) «наблюдатель-участник» – пассивное поведение в группе. 4) «наблюдатель-роль» – близко к невключенному, намерения наблюдателя неизвестны, он контактирует с группой отрывочно (когда нужно).
Таким образом, степень включенности наблюдателя в процессе исследования может варьироваться в широком диапазоне. b) Невключенное. Наблюдатель не работает вместе с объектом и иногда даже и не контактирует с ним. 3. Структурированное и неструктурированное. a) Структурированным называют такое наблюдение, при котором мы заранее должны решить, какие признаки элементов ситуации будем фиксировать: их наличие, отсутствие, интенсивность проявления и появление условий – все категории и признаки выверены. Задача – систематизированное описание ситуации. b) Неструктурированное наблюдение близко к неконтролируемому. Наблюдатель заранее не знает, какие элементы социальной ситуации он будет наблюдать. Как правило, цель – наблюдение за объектом в целом. 4. Полевое и лабораторное. a) Полевое. Наиболее часто встречаемый вид наблюдения. Проявляется в реальной жизненной ситуации. В естественной обстановке. b) Лабораторное. Условия определяются наблюдателем. Часто осуществляется при эксперименте, при этом объект находится в искусственно созданных условиях.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |