Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды социологических исследований




1. Разведывательное (наиболее простой вид) – охватывает небольшие исследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом инструментарии. Разведывательное исследование иногда называют «пилотаж», или «зондаж». Оно применяется, в частности, для получения дополнительной информации о предмете и объекте исследования, уточнения и корректировки гипотез, инструментария и т.д.

Экспресс-опрос – поставщик оперативной информации. Может быть нацелен на выявление:

· отношения людей к актуальным событиям (например, выборы);

· степени эффективности только что проведенного мероприятия (например, после презентации, лекции, собрания).

2. Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа.

Его цель – получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об объекте (например, когда объектом выступает коллектив крупного предприятия, население района, города, области).

3. Аналитическое исследование - самый углубленный вид социологического анализа.

Его цель – не только описание, но и выявление причин, которые лежат в основе явления и обуславливают характер, масштабы явлений и т.д.

Методы сбора данных: анализ документов и материалов; наблюдение; опросные методы: анкетирование; интервью, в т.ч. телефонный опрос социометрический опрос; опрос экспертовэксперимент;

1. ОДИ – организационно-деятельностные и деловые игры. Могут использоваться в качестве источников получения информации о социологических процесса и явлениях, т.к. они позволяют создать имитационную модель деятельности, смоделировать ситуации, в которых проявляется характерные нововведения людей.

6. метод фокус-групп, который в принципе может быть отнесен и к групповому интервью, и к деловой игре или представлять синтез данных методов. Он требует тщательной подготовки модератора (ведущего), специального отбора участников, ситуации опроса и т.д. Это один из новых, перспективных методов, с успехом используемых за рубежом при проведении маркетинговых исследований, определении эффективности рекламных воздействий, в психологии и социологии политики и т.д. Метод фокус-групп позволяет глубоко выявлять мотивы людей, не ограничиваясь их поверхностными оценками и суждениями.

При определении метода сбора данных следует принять во внимание следующие принципиальные моменты:

1. Ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко ограниченные познавательные возможности (что можно узнать с помощью анализа документов, нельзя узнать при опросе, например, в силу свойств памяти человека; или при наблюдении).

2. Не существует «хороших» и «плохих» методов. Есть методы адекватные и неадекватные исследовательским задачам. Следовательно, необходимо правильно выбрать надежный метод или синтез методов. Это задача исследователя.

3. Оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных (это главное требование, соблюдение которого характеризует профессиональное мастерство)

4. Надежность метода обеспечивается не только обоснованностью его выбора (соответствия поставленным задачам), но и соблюдением техники и правил его применения.

5. Адекватность и надежность метода проверяется в пилотажном (пробном) исследовании.

 

Опрос – метод сбора первичной, вербальной информации, который предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы.

Источник информации – сообщения, суждения опрашиваемых (респондентов), с помощью которых выясняется их мнение или оценка каких-либо процессов или мотивов поведения. Это основная особенность метода, которая определяет его достоинства и недостатки.

Достоинства опросного метода, делающие его наиболее распространенным и популярным:

1. Позволяет в максимально короткие сроки получить большие объемы информации;

2. Широта охвата различных областей практики (опрашиваются большие совокупности людей, широкие познавательные возможности). Может использоваться почти в любой сфере, следовательно, универсальность этого метода.

3. Метод уникален и незаменим при изучении состояния и уровня общественного сознания и мнения, социально-психологических факторов: когда нужна информация о потребностях, интересах, мотивациях, настроениях, ценностях, убеждениях людей. Эта информация не может быть получена другими путями: не отражается в документах, не доступна наблюдателю.

4. Позволяет использовать вычислительную технику для обработки и анализа информации, математический аппарат, что делает метод более точным и формализованным.

5. Часто бывает дешевле других методов, например, фокус-групп.

Недостатки метода опроса:

1. Искажение информации может быть:

· умышленное - по вине респондента – желания приукрасить себя, зависимость ответов от настроений, ситуации опроса, построения вопросника;

· неумышленное – свойство памяти, восприятия;

2. общение социолога с респондентом часто с помощью опросника – опосредуется анкетой, опросным листком;

3. требование к четкой организации опроса, строгому выполнению правил (иначе страдает качество получаемых данных), следовательно, затратность метода (людских, финансовых ресурсов);

4. результаты зависят от других субъективных факторов – желание людей участвовать в опросе, их социально-психологического состояния в момент опроса, ситуации опроса, условий.

Опрос предоставляет информацию 5 видов:

1. Факты – биографические сведения о респонденте. Они могут оказаться существенными при интерпретации других сведений.

2. Знания – суждения респондентов об окружающем мире: то, что он знает (или ему кажется, что он знает)…

3. Мнения – суждения респондентов об их взглядах (предпочтениях) на определенные события.

4. Отношение – относительно устойчивые настроения и оценки явлений, событий, людей (рейтинг относится к этой группе).

5. Поведенческие отчеты – ответы о том, как респонденты поступают в том или ином случае.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.