Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 15. Массовая коммуникация: особенности и основные виды




Массовая коммуникация - процесс распространения информации (зна­ний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно боль­шие, рассредоточенные аудитории.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

1) наличие технических средств, обеспечивающих регуляр­ность и тиражированность массовой коммуникации. Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействия и собственно технические средства. К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио и телевидение. К средствам массового воздействия относятся кино, театр, цирк, все зрелищны представления и художественная литература. Средства массового воздействия не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории. Технические средства коммуникации (телефон, телетайп и т.п.) не имеют массового охвата аудитории и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми реалиями.

2) социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации; Широкий диапазон смыс­ловой информации и возможности передачи оценочной инфор­мации делают СМИ весьма привлекательными для массовой аудитории и повышают ее мотивированность. Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на ауди­торию в самых разнообразных формах. Это может быть обу­чение, убеждение, внушение и т.п. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации, большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно "ожидает" оце­ночную информацию. Ожидание оценочной информации от СМИ объясняется тем, что они как социальные институты имеют статус официального источника информации, к которо­му массовая аудитория имеет доверие.

3) массовая аудитория, которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценнос­тной ориентации; Массовая аудитория как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимностью.

4) многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации. Массовая коммуникация отличается многоканальностью — используются визуальный, аудитивный и аудитивно-визуальный каналы, обусловленные спецификой СМИ. Основное различие между ними заключается в преимущественном использовании письменной или устной форм коммуникации.

Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами:

- диахронностъ — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

- диатопностъ — коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;

- мультиплицирование — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

- симулътанность — свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;

- репликация — свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.

Обычно массовая коммуникация характеризуется однонап­равленностью, поскольку обратная связь отсутствует. С введе­нием в практику писем и звонков читателей, слушателей и зрителей в редакции СМИ стало возможным определять такой вид коммуникации, как взаимонаправленный. Гораздо больший интерес в плане теории и практики пред­ставляет так называемая скрытая обратная связь, характерная преимущественно для радио и телевидения.

Средства массовой коммуникации (СМК) — это специальные ка­налы и передатчики, благодаря которым происходит распростра­нение информационных сообщений на большие территории.

Структура МК. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обяза­тельных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом.

Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с по- мощью искусственных каналов. Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды — экономическая, политическая, научно-техническая, художественная, религиозная и др.

Средства передачи массовой информации. Виды. На третье место в структуре массовой информации (по какому каналу сообщается) Лассуэлл ставит средства передачи массовой информации — СМК. Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.

СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом:

пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.);

аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.);

информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, ПР-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

Пресса — это массовые периодические печатные издания. Пресса — единственное средство, дающее потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.

Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио — в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами.

Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, синте­зируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуни­кативные возможности. Телевидение способно создать «эффект присутствия», который не могут создать ни радио, ни газеты. «Эффект личного общения» как результат использования телеведущими приемов диалогичности, доверительности сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения. Телевидению свойственна программность, т.е. передача аудитории сообщений, организован­ных определенным образом.

Информационные службы — это организации, соби­рающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются подписчикам — газетам, жур­налам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам. В наши дни ни одна газета крупного масштаба или крупная телерадиокомпания не может обойтись при сборе ин­формации лишь своим штатом корреспондентов. Поэтому мировые информационные службы часто занимают ведущее место при подготовке новостей национальными СМИ.

ПР-фирмы — это организации, разрабатывающие и предла­гающие руководству коммерческих, политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или отдель­ные рекомендации в сфере связей с общественностью.

Телекоммуникация - это технические службы, обеспечивающие переда­чу и прием сообщений. Специалисты по телекоммуникации — инжене­ры и техники. Они в основном работают с кодами, сигналами, шу­мами. Традиция поиска в области кодирования информации, эко­номии и надежности ее передачи уходит во времена посольств и секретных служб, использовавших шифровку и кодирование для на­писания секретных писем.

Информатика - это система средств обработки данных при помощи вычислительных машин (компьютеров). Данное СМК занимает­ся исследованием человеческого языка и его логических основ с точки зрения проблемы создания нового языка и воплощения его коммуникативных функций. Для специалистов в сфере информатики (программистов) глав­ное — поиск логического смысла, анализ и сохранение информа­ции.

Все виды СМК объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций — Интернете. Интернет - относительно новое информационное средство, постепен­но обретающее черты СМИ. Это гигантская сеть компьютеров, размещенная по всему миру и создающая новое информационное про­странство (киберпространство), в котором можно обмениваться Посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людей; получать доступ к удаленному компьютеру, располагающему ба­зами данных, и извлекать эти данные; подписываться на дискуссионные листы и другие материалы; участвовать в обсуждении раз-личных вопросов, в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.