Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модульная технология




Цель этой технологии заключается в том, что школьник самостоятельно достигает результатов обучения в процессе работы с модулем. Выбор пути самостоятельного достижения целей обусловлен уровнем обученности ребенка и индивидуальным темпом продвижения по лестнице учебных достижений. Что же дает модуль? Рассматривая его как функциональный узел, в котором объединяется учебное содержание и технология овладения им, смело можно сказать, что модульная технология позволяет интегрировать и дифференцировать содержание учебных программ. Это происходит путем группировки проблемных модулей, позволяющих разработать учебный курс, как в сокращении, так и в полном объеме. Такая интеграция и дифференциация позволяет использовать разный уровень подготовки школьников. Один модуль для тех детей, которые усваивают материал на воспроизводящем уровне. Другой, более сложный модуль для учащихся овладевающих учебным материалом на конструктивном уровне. И, наконец, третий вариант для сильных учеников, способных интегрировать знания на сложном уровне. Таким образом, использование различных по содержательной наполненности модулей позволяет индивидуализировать работу с отдельными учащимися, определяя меру помощи, которую им может оказать учитель, не покушаясь на самостоятельность ребенка в выборе пути.

В основе модульной технологии лежат две идеи:

 

· «сжатие» учебного материала, способствующего наполнению модуля · использование проблемных ситуаций, развивающих критичность и рефлексию школьников

 

«Сжатие» учебного материала одно из условий составления модуля. Для того чтобы модуль соответствовал разному уровню готовности школьника к овладению учебными знаниями, материал, входящий в него необходимо систематизировать, укрупнить и обобщить. Это дает возможность дифференциации учебного материала, составлению сокращенного или полного модуля.

Использование проблемных ситуаций в модуле направлено на умение школьников создавать и решать учебные задачи. Главным в таком поиске является умение «расправляться» с ошибками. Если учитель относится к совершаемым школьниками ошибкам в выполнении заданий, как к некому сигналу о том, нуждается ли данный ученик в дополнительных занятиях, то разрешение ошибок способствует рефлексии ребенка. Решая проблемные задачи и ситуации, ученик самостоятельно добывает знания, что значительно способствует развитию его творческого мышления и познавательной активности. Использование проблемных ситуаций является своеобразным мостиком от репродуктивной деятельности к творческой.

С помощью системы модулей педагог может управлять индивидуальной учебной деятельностью школьника. Технология такого управления предусматривает определенные этапы:

· разработку комплекса модулей в соответствии с поставленными дидактическими задачами;

· наполнение содержанием каждого модуля;

· последовательное усложнение дидактических задач;

· осуществление промежуточного и итогового контроля.

Структура самого проблемного модуля обусловливается задачами его применения, технологией решения проблемных ситуаций и мастерством учителя. От этого зависят этапы и количество входящих в него блоков. В качестве примера приведем структуру проблемного модуля, состоящую из 12 блоков (Т.И.Шамова):

 

  · контрольный блок предусматривает диагностику «входящих» знаний учащихся с помощью различных тестовых заданий; · исторический блок реализуется в получении исторических знаний о тех теоретических проблемах, которые будут решаться с помощью модуля; · блок актуализации предусматривает выбор опорных знаний и способов действий, необходимых для усвоения учебного материала; · экспериментальный блок включает описание учебного эксперимента; · проблемный блок выявляет основную проблему, на решение которой направлен проблемный модуль; · блок обобщения помогает получить первичное системное представление содержания проблемного модуля; · основной блок содержит основной учебный материал, расположенный в иерархическом порядке; · блок генерализации отражает решение крупной проблемы и конечное обобщение; · блок применения включает систему задач и упражнений на закрепление учебных умений и навыков; · блок стыковки отражает совмещение изучаемого учебного материала с другими, смежными дисциплинами; · блок углубления включает усложненный материал, предназначенный для «продвинутых» школьников; · блок контроля результатов выявляет полученный в ходе учебной работы ошибки и предусматривает «возвращение» школьника к элементу проблемного модуля, где они были допущены.  

 

В один модуль, как правило, входит цикл уроков по теме. Расположение и количество уроков в модуле может быть любое. Главное в другом – каждый урок является компонентом взаимосвязанных уроков, входящих в модуль и имеет свою структуру, зависящую от поставленных дидактических задач. Цель таких циклов – повышение самостоятельности школьников в поиске ответов на проблемные задачи и ситуации. Рассмотрим модуль, состоящий из пяти уроков:

На первом уроке можно провести повторение пройденного материала. Здесь целесообразно использовать различного рода тесты и другие контролирующие материалы, предназначенные для выявления, если таковые есть, ошибок.

Второй урок отводится для изучения нового материала. Здесь полезно предоставить каждому ученику развернутый план урока, или провести компьютерную презентацию, позволяющую не только объяснить новый материал, но и с помощью компьютерных опросников, закрепить его.

Третий урок полностью направлен на самостоятельное усвоение полученных новых знаний. Лучше если учебная работа будет проводиться в малых группах или парах. Используя мультимедиаустановку или компьютер, учитель демонстрирует план, представленный на прошлом уроке, и задает проблемные вопросы, на которые учащиеся должны ответить самостоятельно.

Четвертый урок посвящен закреплению полученного материала. На этом уроке учитель создает проблемную ситуацию, включающую новый материал и предназначенную или для малой группы, или для отдельных учащихся. В задачу школьников входит сформировать учебную цель; решить предложенную в ситуации проблему; провести анализ решения.

Пятый урок направлен на проведение контроля качества усвоенных знаний. Действия учителя направлены на:

· проверку умений учащихся выявлять причинно-следственные связи между понятиями;

· проверку умений по переносу выявленных закономерностей на новые учебные объекты;

· проверку умений решать новые проблемные задачи;

· проверку умений самоконтроля, полученных в ходе работы с проблемным модулем.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод об использовании модульного обучения. Он заключается в следующих положениях:

· школьник с большой долей самостоятельности овладевает новым учебным материалом;

· изучение учебного материала производится путем освоения программы, включающей комплекс модулей;

· формируются умения у школьников работать в парах;

· дифференцируется содержание обучения посредством группировки проблемных модулей;

· учитель управляет индивидуальной учебной деятельностью учащихся.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.