Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология разноуровневого обучения




Основная идея разноуровневого обучения состоит в том, что школьники обучаются на разных уровнях сложности усвоения учебного материала. Эта технология относится к личностно-ориентированным технологиям, поскольку основной ее целью является обеспечение усвоения учебного материала, каждым ребенком индивидуально, сообразуясь с его индивидуальными особенностями, жизненным опытом, сензетивным периодом и «зоной ближайшего развития».

Использование технологии разноуровневого обучения позволяет работать учителю с детьми, имеющими разный уровень подготовки и разный уровень овладения программным материалом. Для того, что ответить на вопрос «Как это делать?», необходимо разобраться в сути разноуровневого обучения. Его основные характеристики лежат в области дифференцированного обучения. Следовательно, будем рассматривать технологию использования разных уровней с точки зрения дифференциации учебного процесса. Чтобы не запутаться в понятиях, используем объединяющий признак характеризуемого феномена и назовем его - «уровневая дифференциация». Следовательно, будем рассматривать технологию использования разных уровней с точки зрения дифференциации учебного процесса. В педагогике под дифференциацией обучения подразумевают форму организации учебной деятельности, учитывающую способности, интересы и склонности учащихся, способствующую овладению учебным материалом на разных уровнях сложности в учебных группах и позволяющую сделать содержание обучения и предъявляемые требования к ученикам существенно различными. Выделяют внутреннюю и внешнюю уровневую дифференциацию.

Внутренняя уровневая дифференциация предполагает такую разноуровневую организацию учебного процесса, при которой внутри класса учитываются индивидуальные особенности школьника. Это может осуществиться только за счет применения специальной системы методов и приемов, специальной технологии. Учитывая тот факт, что в каждом классе можно выделить учащихся с разным уровнем готовности к усвоению учебного материала, учитель, стремящийся работать в личностно-ориентированном поле, неизбежно приходит к внутренней дифференциации. Его главной задачей становится «деление» учебного материала применительно к разным уровням. Если школьник требует большого количества времени на усвоение материала, то работа с ним будет строиться на этой особенности. Если же, ученик обладает способностью усваивать материал в соответствии с отведенным для этого временем, то технология работы с такими детьми будет ориентирована на расширенное усвоение учебного материала. Если же ученик сильный, то он может работать с учебным материалом повышенной сложности. Каждый ученик, даже если они слабенький, гарантированно может овладеть базисным уровнем образования, предусмотренным стандартом обучения, если ему будет отводиться на уроке «индивидуальное» время для усвоения учебного материала. Чтобы технология разноуровневого обучения была эффективной учителю необходимо учитывать особенности психического развития детей, способность к усвоению получаемых знаний, опыт его учебной деятельности и личностные характеристики.

Внешняя уровневая дифференциация предполагает специальное объединение школьников в группы по какому-либо объединяющему признаку. Это может быть разный уровень обученности, разные интересы, разные способности и склонности. Рассмотрим некоторые из признаков, способствующих выделение специальных учебных групп:

Общие способности. При уровневой дифференциации в разработке учебных заданий учитель использует особенности памяти, мышления, внимания, восприятия – всех компонентов психического развития ребенка, способствующих усвоению материала. В разработке дифференцированных заданий необходимо также учитывать задатки, индивидуальные возможности и способности. Важнейшим фактором выступает объединение детей в группы. Оно должно носить добровольный характер и задача учителя, содействовать этой добровольности. Работа в группах тем успешней, чем более тесные коммуникативные связи ее характеризуют. В этом случае, школьники уже справившиеся с заданием, могут помочь отстающим. Взаимопомощь мощный фактор групповой деятельности детей.

Трудности усвоения программного материала. В такие группы, как правило, входят дети, которым трудно усвоить учебный материал в отведенное для этого время. Это могут быть школьники с ЗПР (задержкой психического развития), или просто отстающие в обучении ученики, или дети со слабо развитой памятью, или дети группы риска. Всех их объединяет одно – трудность в усвоении теоретических знаний и практического их применения.

Еще вчера педагогика старалась избавиться от таких детей, отправляя их в группы и классы коррекции, но сегодня, когда проповедуется инклюзивность образования, когда предлагается организовывать образовательное пространство для детей с различными образовательными способностями и потребностями, возрастает роль уровневой дифференциации, способствующей индивидуальному продвижению слабых учеников по лестнице учебных успехов.

Интересы и склонности школьников. Этот вид уровневой дифференциации рассчитан на детей, объединенных общими интересами и склонностями. Эти интересы и склонности могут лежать как в области одного предмета, так и цикла предметов. На практике подобная дифференциация реализуется в классах с углубленным изучением, какого либо предмета. Мотивация детей, входящих в такие группы может быть различной. Кто-то просто интересуется отдельными предметами, расширяя свой кругозор, кто-то связывает углубленное изучение с будущей профессией, кому-то просто интересно быть в группе или классе, где обучаются «продвинутые» ученики.

Рассмотрев кратко дифференцированное обучение и спроецировав его на разноуровновую технологию, мы подошли к необходимости разобрать более детально эту самую технологию. Построим свои рассуждения по трем направлениями:

  действия учителя – действия учеников – условия реализации технологии  

 

Действия учителя.

Действия учителя целесообразно на наш взгляд рассмотреть с точки зрения использования уровневой дифференциации применительно к структуре урока. Что касается структуры урока, то за последние десятилетия она не претерпела особых изменений. Новшества в этой области коснулись скорее, иерархии основных компонентов. Долгие годы структура урока была неизменна и включала следующие компоненты:

§ вводная часть

§ объяснение нового материала

§ формулировку обобщений и выводов

§ закрепление знаний

§ контроль и оценку знаний

§ домашнее задание

В современной педагогической практике используется скорее традиционная структура урока, но изменение месторасположения ее звеньев происходит более свободно. Объясним более подробно, используя некоторые звенья традиционной структуры урока.

На этапе подготовки (вводная часть) целесообразно провести диагностику усвоения знаний. Сообщается цель урока и для каждой из выделенных групп объем обязательной и дополнительной учебной работы. Очень важно заранее ученикам предъявить критерии оценивания. Здесь мастерство учителя должно помочь тонко технологически инструментировать этот момент, чтобы у детей не сложилось впечатления, что оценка обусловлена трудностью задания – чем труднее задание, тем выше оценка.

Объяснение нового материала – пожалуй, самый сложный структурный компонент в уровневой дифференциации. Он требует от учителя мобильности, четкости и внутренней дисциплинированности. Новый материал объясняется всему классу с последующим переводом основной части на самостоятельную работу. Учащиеся «продвинутые» могут получить карточки с усложненными заданиями для усвоения или, если используется компьютер тестовые материалы, а слабым придется еще раз объяснить с использованием дополнительной наглядности. Занятие проводится в малых группах, и после усвоения целесообразно устроить совместное обобщение, обсуждение трудных мест, ответы на вопросы учителя и учащихся.

Закрепление знаний. Целесообразно обратиться к опыту взаимопроверки. Это особенно эффективно в работах групп. Если учитель использует компьютерные технологии, то с их помощью достаточно просто провести разноуровневую проверку. Важно, при этом предъявить результаты классу. Особенно это ценно для слабых детей. Создание ситуации успеха для них является гарантией их продвижения в овладении и закреплении новых знаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.