Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический процесс. Любой процесс (от лат. processus – продвижение) означает движение вперед, последовательную смену явлений




Любой процесс (от лат. processus – продвижение) означает движение вперед, последовательную смену явлений, состояний в развитии чего‑либо и представляет собой совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

Термином «педагогический процесс» обозначается организованный в соответствии с требованиями педагогики учебно‑воспитательный процесс, деятельность воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся. В педагогическом процессе происходит движение от индивида, от биологической сущности человека, к его социальной сущности, т. е. формирование личности. Целостность же, характеризующая внутреннее единство объекта, его автономность, – объективное свойство предметов внешнего мира. Таким образом, целостный педагогический процесс – это единый процесс всестороннего развития личности, включающий:

1) процесс обучения как приобретение системы знаний, умений и навыков, а также определенной суммы мировоззренческих и нравственно‑эти­че­ских идей;

2) процесс воспитания как целенаправленное формирование социальных и духовных отношений, интеллектуальных, духовных и физических сил человека;

3) процесс развития как количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.

Принцип целостности, с точки зрения ряда авторов (В. В. Краевский, И. Я. Лернер), реализуется в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процессов обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

Необходимо отметить, что содержание понятия «целостный педагогический процесс» менялось вместе с развитием мировой и отечественной дидактики и теории воспитания.

И. Ф. Гербарт считал, что цель воспитания – формирование морально сильных характеров, где особая роль отводится воспитывающему обучению, которое не только передает учащимся знания, но увязывает и объединяет эти знания с развитием чувств и воли. Концепция Гербарта санкционировала интеллектуальный характер обучения, пренебрегала формированием и развитием самостоятельной деятельности учащихся, весь процесс обучения подчинялся процессу преподавания.

В отличие от гербартовской дидактики прагматическая концепция (О. Дек­роли, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи и др.) поставила во главу угла организацию самостоятельной работы учащихся, выдвигалось требование создания такой школы, которая учитывала бы интересы учащихся, развивала их интеллект и чувства.

В российской педагогике проводником идеи единства обучения и воспитания был К. Д. Ушинский. «Ученье, – писал он, – есть могущественный орган воспитания... Все в школе и в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях». В дальнейшем концепция развивающего обучения (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, Л. В. Занков и др.) ставила целью достижение более высокой эффективности обучения для общего развития школьника на принципах обучения на высоком уровне трудности и быстрого темпа изучения программного материала.

Современная российская педагогическая теория рассматривает обучение, воспитание и развитие в единстве. В определенном смысле педагогический процесс можно считать процессом непрерывного слияния обучения и воспитания, но при этом каждый из этих двух разделов педагогической деятельности сохраняет относительную автономию. Дидактика в соответствии со своей спецификой выделяет в учебно‑воспитательном процессе то, что относится к обучению, не теряя из виду и воспитательного аспекта. Что касается теории воспитания, то она стремится на основе дидактического анализа обучения разработать средства реализации его воспитательной функции.

Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определенных знаний, умений и навыков, но и как условие полного развития, формирования необходимых качеств личности учащегося. Именно поэтому он может обеспечивать решение важных воспитательных задач. Оперативные знания, приобретаемые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработки определенных критериев оценки различных природных, общественных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки поступков как других людей, так и своих собственных, таким образом они влияют на процесс формирования общественно значимых позиций и убеждений. Именно поэтому мы не делим процесс обучения на «части», в рамках которых у учащихся отдельно формируются и развиваются определенные качества, с одной стороны, и передаются знания, умения и навыки – с другой. Мы говорим о едином и целостном педагогическом процессе. Ю. К. Бабанский выделяет следующие свойства и закономерности целостного педагогического процесса. Педагогический процесс:

1) взаимно усиливает составляющие его процессы, т. е. рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизирует образовательное влияние целостного процесса;

2) создает возможности для взаимопроникновения методов обучения и воспитания;

3) ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив, который выступает в роли субъекта полного развития учеников.

Закономерности целостного педагогического процесса

1. Цель, задачи, содержание, формы и методы целостного педагогического процесса обусловлены социально‑экономическими потребностями общества, его идеологией и политикой.

2. Задачи, содержание, методы и формы педагогического процесса зависят также от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.

Психолого‑педагогические исследования Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева и других позволяют утверждать, что воспитание и обучение идут впереди развития, определяют его. Как писал Л. С. Выготский, «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития... создает зону ближайшего развития ребенка, т. е. вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития».

 

Тема 4. Целеполагание и содержание непрерывного образования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.