Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология игры




Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр. Известные отече­ственные исследователи теории и технологии педагогически организованной игры (Ю. П. Азаров, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, В. Ф. Матве­ев, С. А. Шмаков, М. Г. Яновская) классифицируют их по разным основаниям:

□ по предметному оснащению — с природными материалами, игрушка­ми, спортивным инвентарем;

□ по отношению к учебной деятельности — дидактические и досуговые;

□ по мере творчества — игры по правилам, творческие игры;

□ по характеру ролевого начала — сюжетно-ролевые, игры-драматизации;

□ по продолжительности — кратковременные, длительные многофункци­ональные конкурсы и турниры и т. д.

 

Организуя игру, воспитателю следует выбрать ее типообразно конкретной ситуации воспитания.

Технологический алгоритм игры в процессе воспитания представлен тремя основными компонентами.

 

1. Создание у участников игрового состояния.

Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Опытный и творческий воспитатель для этой цели использует разные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, бумажные ша­почки, он переставит мебель в помещении и изменит интерьер, организует неожиданный приход «почтальона» с «секретным» пакетом и др. Ребенку по­рой достаточно надеть гюйс и бескозырку, чтобы он сразу себя почувствовал моряком, готовым отправляться в дальнее плавание.

В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональ­ное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется романтическое настроение, предчувствие чего-то загадочного и интересного.

Игра, в которой момент начала не связан с созданием игрового состояния, а построен на запоминании правил игры, рассаживании или построении участ­ников, прямых дисциплинарных установках, обречена на неудачу.

2. Организация игрового общения.

Игровое общение по своей природе — процесс двуединый: оно предполага­ет как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей, принятых ролей. Поэтому при организации иг­ровых групп, при распределении ролей важно учитывать реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии. Но не менее важно обес­печить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии {«капитан» — «боцман», «вождь племе­ни» — «разведчик»).

Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических опе­раций:

□ установления личного контакта участников игры;

□ добровольного принятия детьми игровой роли;

□ установления игровых правил, обязательных для всех участников;

□ обеспечение авторитетного судейства, контроля за выполнением правил

игры;

□ организации общения «от ребенка» (воспитатель должен эмоционально

идентифицировать себя с играющими детьми).

 

Очень важно включение самого воспитателя в игровое общение детей, при­нятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания не может существо­вать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом участии воспитателя игра становится важнейшим средством воспитания. Поэтому про­фессиональный воспитатель должен уметь играть, осмысленно выстраивать свою игровую позицию в детской игре. Типичные проявления игровой позиции воспитателя:

□быстрый и органичный переход от реального плана поведения к игрово­му поведению (например, совершенно серьезное подчинение приказу ре­бенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях);

□ проявление доброжелательного отношения к детям, оптимизма, чувства юмора, определенное внутреннее состояние обращения к своему дет­скому опыту, своеобразная «инфантилизация» своего поведения;

□ тонко скрытое педагогическое руководство детской игрой, незаметные подсказки, помощь, без выхода из игровой роли.

 

3. Организация игрового действия.

Игровое действие всегда связано с психической и физической активно­стью воспитанников и проявляется в выполнении ими определенных движе­ний (командная игра в мяч), трудовых операций («Мастерская Деда Мороза»), поведенческих действий (сюжетно-ролевая игра «В поисках таинственного острова»). Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Нередки случаи, когда детей нужно обучить первым игровым действиям: познакомить с правилами игры, показать приемы ориентирования на мест­ности и др. Но технология педагогически организованной игры обязывает «скрывать» прямое обучающее начало, считаясь с особенностями этого вида деятельности ребенка.

Настоящая игра всегда произвольна: ребенка нельзя заставить играть, он может только сам захотеть участвовать в игре и испытывать от этого удоволь­ствие, удовлетворение. Поэтому педагогическая организация игры и должна искать «скрытые» способы, «вплетенные» в естественную ткань игры.

Воспитатель, организующий игру, всегда ставит перед собой определенную педагогическую цель, например; развить двигательные навыки детей, расши­рить их кругозор, дать представление о тех или иных сторонах социальной жиз­ни, раскрыть творческие возможности воспитанников, создать для них ситуации переживания успеха, обогатить опыт дружеского общения в коллективе и др. Но ребенок в игре прямо не реализует эти педагогические цели, они долж­ны быть преобразованы в его индивидуальные цели, которые связаны со стремле­нием, «чтобы было весело, интересно», «чтобы выиграть», «чтобы победить противника», «чтобы доказать, что мы лучше», «чтобы получить приз» и др.

Детская игра должна иметь результативное завершение. И это не только факт состоявшейся победы, поражения (или «победила дружба»), но и яркое эмоцио­нальное переживание итога игрового действия. В педагогически организован­ной детской игре важно отметить всех участников: победителей — особыми призами, присвоением «званий» и «титулов»; проигравших — за проявленные достижения в ходе игры, за особые творческие «взлеты», за стремление к побе­де, за выручку и взаимопомощь...

Таким образом, основная идея технологии игры направлена на то, чтобы вос­питательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Воспитание в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше воспитатель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.