Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология коллективного дела




Эта технология родилась в практике «педагогики общей заботы», созданной замечательным ленинградским ученым-педагогом И.П. Ивановым. Ее блестящим воплощением стали в конце прошлого столетия Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Искатель» в Туле, «Каравелла» в Свердловске, «Бригантина» в Чите, яркая система воспитания во всероссийском лагере «Орленок». В наши дни из жизни детей и подростков ушла система пионерской и комсомольской организации, утрачено представление о коммунарской воспитательной системе, но технология коллективного дела по-прежнему востребована как современная организация содружества детей и взрослых, как технология твор­ческого самоопределения в коллективной деятельности.

Сама форма воспитания — «дело» — серьезно противостоит мероприятию и игре. Дело предполагает преобразование действительности на пользу людям. С точки зрения технологии воспитания, здесь важны четыре главных начала: про­дуктивность, общественная значимость, коллективность, творчество.

Какие педагогические условия обеспечивают эти составляющие коллективного дела?

 

1. Дело представляет собой самостоятельно (совместно с воспитателем и другими взрослыми) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника.

Коллективные дела могут выстраиваться в различных содержательных областях:

□ трудовые — «Город мастеров», «Радость малышам»;

□ общественно-политические — «Салют ветеранам», «Вахта памяти»;

□ познавательные — «Защита фантастических проектов», «Турнир звездочетов»;

□ художественные — «Фестиваль народных талантов», «Золотая осень»;

□ спортивные — «Снежная фантазия», «Веселая спартакиада».

 

Коллективное дело не может быть "спущено сверху», даже предложено вос­питателем. Его следует найти, обратив свое внимание к событиям и фактам реальной жизни, к поиску единомышленников и тех, кто нуждается в помощи. Этот прием у И.П. Иванова называется «разведка дел и друзей».

2. Коллективное дело — это проявление гражданской творческой заботы (это не «Труд-работа», а «Труд-забота»).

Любое дело должно проходить проверку определением: «На пользу кому?», «На радость кому?». Это могут быть незнакомые люди (пожилые пенсионеры), малыши в соседнем детском саду, родители, ровесники в сельской школе, зимующие в городе птицы, животные в зоопарке. Для того чтобы у воспитанников возникла такая направленность на заботу, воспитатель должен поддержать их желание действовать, увлечь перспективой поиска («Давайте вместе подумаем», «Давайте представим, как бы мы на месте...»), обратить внимание на области героического, необычного, малоизвестного (в истории, в изучении природы) или фантастического, веселого.

 

3. Коллективная организация деятельности участников дела.

«Краеугольным камнем» технологии коллективного дела является работа микрогрупп. Механизм включения микрогрупп в коллективную деятельность достаточно прост: все, что затевается («разведка», анализ идей и проектов, планирование, подготовка и проведение дела, коллективное обсуждение), начинается и заканчивается в микрогруппах. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, часто «по секрету» от других, но не изолированно. Тенденции соревнования не «перевешивают» возможности кооперации и сотрудничества, действия всех микрогрупп сливаются в единое общее дело.

Деятельностью микрогрупп руководит Совет дела. Его состав достаточно подвижен: каждое новое коллективное дело требует нового Совета. Сюда входят и те воспитанники, кто умеет придумывать что-то новое, интересное, и те, кто умеет «загораться», быстро включаться в деятельность.

Кроме того, в технологическом оснащении коллективного дела большое значение имеют «чередующиеся творческие поручения», которые даются отдельным участникам дела и микрогруппам. Поручение может быть зафиксировано в знаках отличия (повязках, эмблемах, значках и др.), и они при смене поручений переходят к новым исполнителям. Такие знаки отличия не только выражают содержательный смысл поручения (например, «затейники», «летописцы», «репортеры»), но и фиксируют определенный опыт, традиции этого поручения, которые передаются вместе со знаками отличия.

Важная роль в создании коллективных переживаний и коллективного опыта принадлежит «огонькам» — обсуждениям «в кругу». В конце каждого дня участники дела садятся в круг и друг за другом («по солнышку») высказывают свое мнение и оценку общему делу («что сегодня получилось, а что — нет; кому от наших дел сегодня было хорошо; что сделать, чтобы не повторить сегодняшнюю ошибку»).

4. Основное правило коллективного деда — «Все творчески — иначе зачем?!»

Дело должно строиться на механизме импровизации, выдумки, поиска но­вого. Длительная подготовка, репетиции, официально разработанные сценарии здесь неприемлемы. Ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как свою собственную, значимую и интересную лично тебе и твоим товарищам.

Атмосфера коллективного дела должна быть насыщена творчеством, сюрпризами, розыгрышами, шутками, здесь должны царить мажорное настрое­ние и готовность создать «радость по секрету».

Технологический алгоритм коллективного творческого дела представлен шестью последовательными стадиями. На каждой стадии создаются новые цели, обновляются отношения между участниками дела, меняются формы и способы их деятельности. (Технология каждой стадии коллективного дела и их наименования даны И.П. Ивановым.)

 

Первая стадия — «Предварительная работа»

Начинается организация различных направлений коллективного поиска дела: в какой области деятельности, в связи с какими знаменательными событиями, каким людям сможем помочь. Проводятся «нацеливающие» мероприятия: «стартовая беседа», «анкета желаний», «разведка дел и друзей».

 

Вторая стадия — «Коллективное планирование дела»

Проводится «сбор-старт»: сначала в каждой микрогруппе обсуждаются пред­варительные идеи дела (Что проведем? На радость и пользу кому? Где? Когда? С кем вместе?).

Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии. Представители групп по очереди берут слово, а остальные участники имеют право задавать вопросы, возражать или соглашаться. Эту воспитательную ситуацию иногда называют «время на шум». Ведущий сбора (воспитатель или кто-либо из ребят) сталкивает разные мнения, просит их обосновать, развивает наиболее интересные предложения.

Сбор-старт заканчивается принятием коллективного решения (голосованием), выбирается Совет дела.

Сразу после сбора-старта проводится первый сбор Совета дела, где избирается его председатель, составляется план проведения дела. Определяются примерные поручения каждой микрогруппе в общей организации дела, например: нарисовать плакаты, пригласить гостей, подобрать музыкальное сопровождение и др.

 

Третья стадия — «Коллективная подготовка дела»

Уточняется общий проект дела, его сроки и этапы. Каждая микрогруппа готовит свой «добрый сюрприз» как часть общего проекта. На этой стадии воспитатель и Совет дела должны приложить определенные усилия, чтобы между группами не возникло нездорового соперничества и вражды, чтобы более слабые в чем-то группы могли преодолеть трудности, увлечься делом, получить товарищескую помощь. Эта стадия — самая длительная по времени, поэтому здесь могут иметь место мероприятия и игры, которые будут способствовать расширению кругозора детей, создадут атмосферу увлеченности и романтики (например, экскурсия в Военно-морской музей, встреча с учеными-полярниками из Института Арктики и Антарктики, конкурсы песен о море и моряках). Иногда нужно организовать для отдельных микрогрупп (в тайне от других) ре­петиции песен, сценок. Кроме того, необходима специальная работа с ведущими главного сбора: стоит написать план-сценарий, продумать музыкальные паузы и тексты-связки.

 

Четвертая стадия — «Проведение коллективного дела»

Эта стадия — своеобразная кульминация коллективного дела: главный сбор, праздник, многочасовой конкурс или эстафета творческих дел. Каждая микрогруппа раскрывает свои «секреты», представляет свои «сюрпризы», и они складываются в реализацию общего проекта.

Воспитатель может сам вести праздник, если это первые шаги коллектив­ной творческой деятельности детей, или только открывать и закрывать его. Вполне допустимо создать команду из взрослых участников дела (учителей, родителей), которая будет выступать в конкурсах наравне с детьми.

 

Пятая стадия — «Коллективное подведение итогов дела»

Эта стадия организуется сразу, на следующий день после проведения коллективного дела. Его участники проводят анализ собственной деятельности. Для этой цели избирается форма «сбора-огонька», где обсуждение происходит «по кругу» и строится вокруг вопросов: «Что получилось хорошо?», «Что не удалось и почему?», «Что предлагаем на будущее?»

Главная задача этой стадии — закрепить коллективные переживания воспитанников и убедить их активно браться в дальнейшем за преобразование окружающих условий и обстоятельств жизни.

Шестая стадия — «Ближайшее последствие коллективного дела»

Здесь начинают осуществляться предложения, принятые на стадии коллективного подведения итогов: создаются творческие группы для разработки идей нового коллективного дела, происходит смена «чередующихся творческих поручений». Коллектив вновь «загорается» поиском новых дел и друзей.

Таким образом, технология коллективного дела представляет собой систему, которая своеобразно интегрирует технологию мероприятия и игры. Участники дела проводят экскурсию и устный журнал, «концерт-ромашку» и конкурс, играют в путешествие, в почту, в редакцию журнала... Они, по возможности, преобразуют реальные условия своей жизни или конструируют игровые обстоятельства, но главное, сообщают своей деятельности общественную значимость, рождающуюся в общей заботе об улучшении жизни. Эта технология реально обеспечивает детскому коллективу опыт субъекта воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.