Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком




Воспитательное взаимодействие с ребенком школьного возраста на индивидуальном уровне предполагает создание возможностей для становления и проявления субъектного начала растущей личности, для осознания ребенком своего отличия от других одноклассников, принятия слабых и сильных сторон своей личности.

Что стоит за этой задачей? Довольно серьезная и тонкая воспитательная работа, которая включает:

□ создание условий для реализации полученного каждым ребенком от природы большого фонда задатков и возможностей;

□ индивидуально ориентированную помощь детям в реализации их познавательных потребностей и потребностей в общении;

□ помощь растущей личности в творческом самовоплощении, в духовном самосовершенствовании, в развитии способностей к жизненному самоопределению.

 

Как технологически строить взаимодействие с индивидуальностью, если ее проявления у конкретных детей бесконечно разнообразны? Изучать индивидуальные особенности детей. Иного не дано.

Воспитателю недостаточно только признавать, что все дети разные. Требуется как-то определить и выразить различия, то есть установить некую типологию индивидуальностей в классе. Здесь нужно быть готовым к большой сложности: ребенок, даже маленький, так многообразен в своих проявлениях, а взгляды ученых столь различны, а иногда и противоречивы, что какую-то единую, общепризнанную классификацию типов личностей искать не стоит. Многие современные исследователи человека вообще утверждают, что инди­видуальность по сути своей нетипологизируема: сколько людей — столько ин­дивидуальностей.

И все-таки следует присмотреться к самым значимым проявлениям личности ребенка. Психологи давно признали, что существуют врожденные черты личности, которые почти не изменяются с возрастом. Это различия поведения людей в динамических аспектах, или типы темперамента, так как темперамент — интегративная характеристика индивидных свойств личности.

Холерик — тип сильный и неустойчивый, активный, оптимистичный, способный на высокое напряжение, однако не длительное; он поддается перепадам настроения, может проявить упадок духа; обидчивый, а иногда даже агрессивный.

Сангвиник — сильный, уравновешенный тип, отличается общительностью, инициативностью в деятельности, оптимизмом, способен к длительному напряжению своих сил и готов прийти на помощь.

Флегматик — сильный, устойчивый тип, спокойный, размеренный, надежный в деятельности, миролюбивый в общении, но не склонный к инициативе, в случае неудачи может уйти в себя, замкнуться.

Меланхолик — слабый, неустойчивый тип, не способный ни на сильное, ни на длительное напряжение, очень тревожный и раздражительный, но при этом тонко чувствующий и глубоко переживающий.

В детском возрасте тип темперамента начинает «вырисовываться» примерно с пяти лет. Конечно, следует учитывать, что условия классно-урочной системы обучения в школе сглаживают проявления индивидуальных врожденных психологических особенностей, да и сами характеристики типов темпераментов слишком общие, в жизни типичных сочетаний проявлений темперамента гораздо больше. Но воспитателю полезно ориентироваться на индивидуальные проявления типов нервной системы детей не для того, чтобы учитывать «хорошие» и «плохие» темпераменты, а для того, чтобы понимать психические характеристики поведения детей в различных видах деятельности и в общении. Кроме того, общие для всех педагогические требования дети, как правило, выполняют различными способами, в разной последовательности и своим темпом.

Можно избрать и другое основание для типологии индивидуальностей детей в классе. Например, типология индивидуальностей устанавливается по устойчивым интересам и склонностям:

□ дети с доминантой интересов в интеллектуальной сфере деятельности («интеллектуалы»);

□дети с доминантой интересов в сфере социальных отношений (потенциальные организаторы, руководители, заводилы, затейники);

□ дети, ориентированные в своих интересах на художественную деятельность, сферу культуры («художники», «артисты», «коллекционеры»);

□ дети, склонные к решению практических, инструментальных задач («ма­стеровые»).

 

При организации совместной деятельности детей в классе, в микрогруппах классный руководитель должен учитывать эти различия, иначе многое из того, что он затевает, не состоится, так как поручения могут оказаться данными «не по адресу».

Наконец, типология индивидуальностей в классе может быть выстроена вокруг самооценки детей.

Ребенок как индивидуальность развивается в представлении и отношении к самому себе. Образ собственного «Я» (или «Я-концепция») — совокупность множества различных представлений о себе самом и самооценок — формируется в течение всей жизни и может включать правильные и неправильные, точные и противоречивые «штрихи». На основе известных методических процедур изучения самооценки можно выделить в классе группы школьников:

□ с адекватной (реальной, объективной) самооценкой;

□ с завышенной самооценкой;

□ с заниженной самооценкой.

Самоуверенные, некритичные дети с завышенной самооценкой должны получать от воспитателя только заслуженную похвалу и только за настоящие усилия в общем деле. Робкие, застенчивые дети с заниженной самооценкой будут чаше других нуждаться в специально организованных «ситуациях успеха», маленьких победах, признании одноклассников. Но и детям, проявившим при диагностике адекватную самооценку, в реальных ситуациях классной жизни объективное самовосприятие может изменить. Одни вдруг растеряются, если новое поручение классного руководителя потребует большей самостоятельно­сти и ответственности, чем это было всегда; другие утрачивают реальное само­восприятие, когда их публично сравнивают с более успешными одноклассни­ками, а критерии такого сравнения им непонятны.

Поэтому непременным условием технологии воспитания является умение выдвигать реалистические цели деятельности детей, умение строить разнооб­разные формы деятельности, чтобы она была успешной для каждого из них. Известно, что неуспешная учеба, в первую очередь, формирует у школьников заниженную самооценку. А если вновь вернуться на избранную нами «тропинку» технологии воспитания, то лучшим напутствием, пожалуй, будет мудрая в своей ясности мысль В. А. Сухомлинского о том, что все более глубокое понимание ребенка — это и есть воспитание его.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.