Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б30-1.Игрушка в жизни дошкольника, ее воспитательно-образовательное значение. Виды игрушек, их характеристики




 

По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. Однако игрушка – это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ, который имеет выразительную форму, подвижность, яркость, что влечет ребенка с ним поиграть.

С точки зрения воспитания игрушка представляет собой своеобразный эталон (знак) тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребенку. В связи с этим игрушка выполняет различные функции:

- средство создания мнимой реальности;

- средство становления идентичности ребенка;

- партнер по диалогическому общению;

- лингвистические символы, язык детства, «мост» между взрослым и детским миром.

Главная функция игрушки состоит в воспитании ребенка дошкольного возраста, его личности. И здесь роль игрушки велика, т.к. она позволяет познать природный и социальный мир; сформировать собственную идентичность; выступает как психотерапевтическое средство; позволяет самореализоваться. Кроме того, игрушка для ребенка выступает источником радости

В связи с такой высокой значимость игрушки в жизни ребенка, ее воспитательным эффектом, в научной литературе были разработаны и существуют различные классификации игрушек.

Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину. В своей классификации в основу Е.А. Аркин положил внешние факторы и выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки;

б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей и т.д.;

в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;

г) образные игрушки – изображения животных и куклы;

д) веревочку, из которой делают различные фигуры.

Он подчеркивал, что «только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика». Однако данная классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка.

Отсюда в современной литературе были созданы такие классификации, которые отражали сущность воспитательного эффекта игрушек. Так, в основе типологии игрушек Е.А. Флериной лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

1) игрушки моторно-спортивные – мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. – способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;

2) игрушка сюжетная – люди, животные, транспорт, мебель и пр. – содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

3) творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. – развивает конструкторские способности и изобретательство;

4) техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. – также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;

5) настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;

6) веселая игрушка – прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;

7) музыкальные игрушки – поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией – служат средством развития музыкального слуха;

8) театральная игрушка – теневой театр, театр игрушек, марионеток – подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие [6, c. 79].

Эта классификация является наиболее распространенной в теории и практике дошкольного воспитания.

В психологии же наибольшей популярностью пользуется типология, разработанная В.С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

- игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки – изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

В первой группе выделяются:

а) погремушки, которые определяют содержание поведенческой активности ребенка, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение);

б) дидактические, то есть обучающие, игрушки, в действиях с которыми ребенок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся народные игрушки – мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, матрешки, пирамидки. Такие игрушки часто называют автодидактическими;

в) игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Во второй группе особенно выделяются:

Ø мягкие игрушки – они занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение – радость и доброжелательность. Кроме фактуры материала большое значение имеет размер игрушки, ее пропорции и цвет;

Ø куклы – их можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

а) «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие – белые, золотистые, рыжие, черные – волосы. Среди них выделяются куклы для любования – в рост человека и средних размеров;

б) характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;

в) куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению;

г) этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

В целом все игрушки, с точки зрения классификации Мухиной, имеют психотерапевтическое воздействие на ребенка.

Существуют и другие классификации игрушек. Проанализировав их всех, для подчеркивания огромной роли игрушки в воспитании детей дошкольного возраста можно выделить три больших группы игрушек:

Ø игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами;

Ø игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей;

Ø игрушки, развивающие физическое здоровье и воспитание детей.

Такое разделение позволяет определить для каждого возраста главную линию развития и соответствующую ей деятельность, т.е. выделить приоритетные виды игрушек. Так, например, для детей от одного года до 3 лет главная, ведущая деятельность – предметная, в которой ребенок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей. Поэтому нужны прежде всего игрушки второй группы. А в дошкольном возрасте – от 3 до 6 лет – ведущей деятельностью становится ролевая игра, для которой необходимы игрушки первой группы. Игрушки третьей группы могут применяться в любой возрастной период, с учетом развития ребенка.


 

Б20-2.Подберите из предложенного наглядного математического материала предметно-схематические и графические модели, позволяющие сформировать временные и пространственные представления у детей старшего дошкольного возраста. Дайте психолого-педагогическое обоснование использования моделей для математического развития детей. Сформулируйте программные задачи, которые будете решать с помощью моделей. Продемонстрируйте приемы работы с моделями.

 

Предметно-схематические модели – в них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки.

Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад).

Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии детей с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней ребенка.

Временные представления — это представления о последовательности смены явлений и состояний материи, т.е. имеем в виду смену времени суток, времен года и других регулярно повторяющихся явлений.

У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержание деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени -- явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Кроме того, в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года.

В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям. У ребенка старшего дошкольного возраста развивают и закрепляют умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений (стрелок -- указателей движения), планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное положение. Умение правильно показывать, называть и двигаться вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево. Ребенок должен устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня — стол, позади — шкаф, справа — дверь, а слева — окно, вверху — потолок, а внизу — пол). Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт (трамвай, троллейбус, автобус), входить и выходить из него и т. д. Освоение этих правил (алгоритмов) прежде всего связано с дифференцировкой «правого» и «левого» и других пространственных направлений. «Выпускники» детского сада должны не только безошибочно устанавливать направления движений, пространственные отношения между собой и предметами, между самими предметами, но и свободно ориентироваться на листе бумаги.

 

Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

Для математического развития детей широко используется такой метод, как моделирование. Так, в исследовании О. А. Фунтиковой показана роль и значение моделей, схем в формировании знаний о времени. Именно знаково-символические модели помогли детям пятого года жизни осознавать существенные количественно-качественные признаки суток, прошедшие и будущие сутки (вчера, сегодня, завтра) и на их основе наглядно представить главные и существенные признаки времени. Дети шестого года жизни уже могут понимать смысл задачи, поставленной педагогом, успешно овладевать элементарными действиями контроля и оценки собственной деятельности.

В своей работе «Освоение средств отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования» А.М. Вербенец говорит о том: «что ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность. Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования».

Как показывают многочисленные исследования, для детей дошкольного возраста в старшей группы, появляется возможность использовать различные модели. В моделях – квадратах, кружках – обычно цветом символизируется один из значительных признаков временного отрезка. Обобщенные знаки-модели выступают наглядным материалом, как для установления отдельных эталонов, так и для установления последовательности между ними. Детям 5-6 лет предлагаются только плоскостные модели и только одна форма движения – линейная. Кружки или квадраты разного цвета выкладывают слева направо друг за другом. При этом решается очень важная задача. Ребенок, выкладывая отдельные элементы, запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность их, происходит развитие звуковой стороны речи. В конце пятого года жизни и в старшем дошкольном возрасте есть возможность познакомить детей с иной формой движения – по кругу. И это очень важно. «Круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени. Важно показать, что новый день тоже состоит из тех же частей что и прошедший, но это уже не вчерашнее утро и не вчерашний вечер, а совершенно новые. Идет повторение, но на новом «витке». При этом для детей необходимо начинать с простых предложений и заканчивать более сложными и только убедившись, что они поняли простые предложения. В старшей группе на занятиях задания постепенно усложняются, широко используются модели, в том числе объемные и модели часов.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.

 

Задачи при работе с моделями:

* последовательно усложнять систему работы по освоению моделирования как средства познания пространства и времени детьми старшего дошкольного возраста, развивать умения осваивать моделирование;

* использовать разнообразные виды моделей (по отражению содержания, по степени условности содержания, по способу выражения), оптимально сочетая познание самой модели и новые знания об окружающем мире при ее применении;

* накапливать опыт познания посредством моделирования и использования модели в повседневной деятельности через обогащение предметно-развивающей среды;

* повысить интерес детей к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать с пространственными и временными моделями.

 

Приемы моделирования:

-приемы наглядного моделирования - дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие;

- моделирование сказок – существует 3 вида моделирования сказки: 1) сериационный (самый простой, сказки «Репка» и «Теремок»); 2) двигательный (сказки «Курочка - ряба» и «Заюшкина избушка»); 3) временно-пространственный (это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели. Если раньше важно было, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), то основание, которое являлось для них отправной точкой для общения, чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Далее детям предлагался уже более сложный признак - не наглядный, связанный с характером персонажа. Отмечала с детьми: если это добрый, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым; а если злой - черным и т.д. Так, постепенно ребенок делал первые шаги, знакомясь с «символической» культурой отраженной в сказках. Сказка «Лисичка - сестричка и серый волк»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.