Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендерная система




Процесс гендерной идентичности эффективнее всего проходит в гендерной системе. Понятие «гендерная система» не имеет однозначного толкования. В зарубежной научной литературе это понятие используется достаточно широко. Шведская исследовательница U. Hirdman обозначает гендерную систему как совокупность гендерных контрактов – отношений между мужчинами и женщинами, включая туда идеи, неформальные и формальные правила и нормы, выделенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. Ученые рассматривают гендерную систему как институт, поведение и социальные взаимодействия которого предписываются полом. Наши ученые предлагают свою трактовку понятия, так, А. Темкина в понятие гендерной системы включает гендерный раздел труда в публичной и приватной сферах и социальную регуляцию сексуальности. Таким образом, можно сказать, что в понятие гендерной системы включены такие компоненты, как: социальные институты, социальное разделение труда, социальное поведение, социальное взаимодействие.

Вводя понятие гендерной системы в педагогическую концепцию, мы представляем гендерную систему как форму организации гендерной культуры, основанную на специально разработанной системе норм, правил, инструкций для выполняемых в ней социальных ролей. Примером гендерной системы может служить семья, коллектив. Объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, отношения и интересы в соответствии с биологическим полом.

К примеру, семья представляет из себя пока еще полоролевую систему, хотя появились уже семьи, где семья – это гендерная система, в которой нет четкого разграничения на то «кто и что должен» выполнять по дому.

Культура – это понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению. «Культура является продуктом человеческой психологии, но не наоборот». Гендерная культура – это совокупность стереотипов поведения, порожденных обществом и вложенных в сознание индивидуумов (гендерных контрактов) и множества проявлений культурных составляющих пола (гендерных дисплеев), определяющих соотношение между мужественностью и женственностью культуры.

У каждой гендерной системы формируются свои гендерные контракты, и человек, пытаясь войти в эту систему, предъявляя свой набор культурно составляющих характеристик личности (гендерный дисплей), может быть принят этой системой или отвергнут. Все зависит от понимания той социальной роли, которую необходимо проиграть. Великий В. Шекспир, конечно, прав: «Весь мир театр, а люди в нем актеры». Система может отвергнуть человека по разным причинам: либо он не захочет исполнять эту роль, либо не знает как ее исполнить, либо не имеет необходимых качеств.

Информация к размышлению

В интервью для журнала «Psychologies» американская актриса Рене Зель-вегер рассказала о своем замужестве, длившемся 4 месяца. Познакомились с будущем мужем во время участия в благотворительной кампании по сбору средств жертвам цунами в Азии. «Это был такой подъем... У твоей жизни вдруг появилась ясная, конкретная и, извините за пафос, возвышенная цельпомочь людям, выжившим в катастрофе. Это приподнятое состояние сказалось на нашем знакомстве: мы оба были в некой эйфории. Эйфория приняла за нас решение: мы поженились».

После этого события они приезжают в дом к актрисе, где в это время проживали(на время ремонта собственной квартиры) ее подруга с семьей. В результате оказалось...

Молодожен Кении приехал в дом, где кроме жены живут еще маленький ребенок, беременная женщина, незнакомый мужчина, три их кошки и моя кошка. А со всей этой компанией он делить меня был не готов. И я, и Кении "вчитали" друг в друга смыслы, которых в нас не было. Я перед замужеством явно начала искать какой-то другой жизни».

Популярная актриса, живущая в жестком графике дня: съемки, встреча с агентами, режиссерами, участие в церемониях и прочем официозе.

«Мне нужно было остановиться. Я остановилась на Кении. Я считала в него свой, ему несвойственный смысл. Я написала для него роль. Он какую-то роль написал для меня. Но оба мы оказались неважными исполнителями ролей, на которые были утверждены. Я даже думаю, что это самая распространенная причина распада отношений: мы сообщаем человеку некий смысл, вписываем в свои планы, а он другой и тоже имеет право на планы».

У каждого свое представление о семье и тех отношениях, какие должны ней быть. Проявляя свои личностные качества в новой ситуации, человек не учитывает тот факт, что новая семья (как гендерная система) выстраивается на тех отношениях, о которых договариваются.

Например, встречаются два человека из совершенно разных семей (гендерных систем), с различным представлением о семье и тех отношениях, которые должны быть (гендерный контракт). Мало того, что нужно просто договориться о тех нормах и правилах, которые могут быть в новой семье, нужно еще уметь адаптироваться к ним, проявляя соответствующие качества (гендерный дисплей). Вот он не простой процесс гендерной идентификации – соответствие тем новым социальным ролям, которые необходимо выполнить.

Самая сложная гендерная система – это педагогическая. Это система отношений, которую выстраивают в основном женщины, но исполняют различные гендерные роли. Выполнение этих ролей (педагог, классный руководитель, методист, руководитель, учитель – почему-то все мужского рода?) требует наличие качеств, присущих как мужчинам, так и женщинам, но все ли могут проявлять эти качества? И надо ли? Может быть, поэтому все школы у нас предназначены для обучения в основном девочек? Посмотрите, кто больше всего получает медалей окончанию школы? Девочки. И это не только потому, что их больше, просто методы преподавания основаны на транслировании информации (женское начало), а не на экспериментальной и исследовательской деятельности (мужское начало).

Информация к размышлению

«Да, урок 45 минут, когда проводить исследование? Успеть бы дать программу». Так и расписание (как лоскутное одеяло) состоит из различных предметов, не связанных по содержанию между собой (я пониманию, это идеальный вариант, мы так привыкли жить). Да, раньше при наличии одного учебника на предмет и отсутствии компьютерных технологий мы могли перестроиться с одной информации на другую. А сейчас... Когда по одному предмету несколько учебников, объем информации возрос в невероятных размерах, а методы преподавания пока в основном все те же.

В педагогическом процессе социализация личности или формирование гендера имеет свою особенность. Педагогическая система как гендерная система – это совокупность гендерных контрактов, то есть набор социально сконструированных стереотипов или идеальных представлений о социальной роли ученика. Понятие «хороший ученик» порождено обществом и может меняться в зависимости от направления образовательных реформ. Ребенок, попадая в образовательное учреждение, проходит процесс гендерной идентичности, то есть соответствия социальной роли «хорошего» ученика. Процесс гендерной идентичности в образовательной среде происходит на стыке двух процессов: проявления культурной составляющей личности (гендерный дисплей) и атмосферы социальных ожиданий, стереотипов (гендерный контракт). В педагогической концепции в основе процесса социализации личности находятся гендерные стереотипы и установки, которые создаются обществом под выполнение различных гендерных ролей, именно они служат эталоном или нормой соответствующего поведения личности, являются основополагающими в изменении соотношения биологического и социального, мужского и женского в человеке. «Основная цель общественно-социологических наук ХХ столетия заключалась в выявлении фактов влияния социальных условий на наше поведение» Педагогика – это наука, позволяющая использовать все новейшие достижения в процессе обучения и воспитания. Весь вопрос только в том, как это сделать. Изучением гендера (социального пола) занимаются многие науки, наступило время систематизировать знания о воспитании и обучении не просто ребенка, а мальчиков и девочек, опираясь на результаты научных исследований.

Питання для самоконтролю:

7. Какие типы ролевих конфликтов Вы знаете? Дайте краткую характеристику.

8. Что такое гендерный контракт? Гендерный дисплей?

9. В современном украинском обществе семья представляет собой полоролевую систему или гендерную? Ответ аргументируйте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.