Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод реферирования




III. Материалы для подготовки и проведения занятия (информационная справка о методах, реализуемых на занятии)

3.1. Метод «Составление опорного конспекта»

Опорный конспект – это конспект, в котором в краткой форме передаются основные сведения из исходного текста. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Опорный конспект может представлять собой рисунок, схему, таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у учащихся выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и интерес к такой работе. Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или учащимися (учитель оценит, насколько они поняли исходный текст), или совместными усилиями учителя и учащихся в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

 

Реферирование (написание реферата) -сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами изложение основного содержания одного или нескольких источников. Слово «реферат» в переводе с латинского означает буквально «пусть он доложит». Реферат предназначен для защиты его идей перед аудиторией и совместного их обсуждения. Реферат может стать пособием для устного выступления с элементами импровизации или может быть дословно зачитан вслух. В последнем случае особое внимание следует обратить на стиль изложения. Написание реферата, также как и составление конспекта, предполагает овладение методикой составления их частей: выписок, планов, тезисов.

3.3. Метод «Дискуссия» основан на обмене мнениями между учителем и учащимися. Высказываемые мнения отражают собственные взгляды участников дискуссии или опираются на мнения других лиц. Дискуссия наряду с полемикой является разновидностью спора. Технологически она представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых несколькими лицами (группами), общающимися между собой по одной и той же теме. Цель дискуссии – достижение определенной степени согласия её участников относительно дискутируемого тезиса. Итог дискуссии – не сумма всех имеющихся представлений, а лишь то, что является общим для разных точек представлений. Это групповое решение, которое разделяется если не всеми, то большинством участников. Вместе с тем, дискуссия может закончиться и тем, что оппоненты утвердятся в своей позиции, найдя для её защиты дополнительные аргументы. В психолого-педагогической литературе к технологии проведения дискуссии предъявляется ряд требований. Дискуссия должна иметь свою тему, предмет, которые не могут подменяться другими на всем протяжении дискуссии Дискуссия предполагает наличие общих исходных позиций сторон, их начальное взаимопонимание. Кроме того, она требует известного знания тех вещей, о которых идет речь. Это знание должно быть обширным, но не полным. В ходе дискуссии необходимо стремиться к истине: участник дискуссии не будет искать слабые пункты аргументации оппонента, а будет стремиться извлечь из его утверждения все ценное, что поможет выявить истину. Ведение дискуссии предполагает определенное знание логики: необходимо умение выводить следствия из своих и чужых утверждений, замечать противоречия, выявлять отсутствие логических связей между утверждениями, соблюдать основные требования к аргументам (достоверность, достаточность, обоснованность и др.).

В целом учебная дискуссия нуждается в четкой методической подготовке. Должны быть установлены правила ведения спора (например, ограничено время выступления и т.п.). Результативность дискуссии зависит также от уровня сформированности умений учащихся ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, уважительно относиться к иным точкам зрения.

Разновидностью дискуссии является перекрестная дискуссия.

Алгоритмреализации (на семинарском занятии № 3):

1. Студенты работают в малых группах (четверках) над таблицами (задание 1.6).

2. Малые группы представляют результаты своей работы.

3. Студенты занимают позиции «За», «Против», «Сомневающиеся».

4. Обсуждение в новых малых группах аргументов в защиту своей позиции.

5. Проведение дискуссии: одна из сторон высказывает свою позицию и один из аргументов. Противоположная сторона выслушивает аргумент, повторяя и перефразируя его, и готовит контраргумент, который в свою очередь выдвигает противоположной стороне. Далее эта же сторона сообщает свой аргумент в защиту своей позиции. И так поочередно высказывается каждая из сторон. «Сомневающиеся» («середина») задают вопросы обеим сторонам, проясняя позицию. Ведущий время от времени для этого обращается к ним: не возникло ли у них вопросов. Ведущий также периодически задает вопрос: «Кто хотел бы поменять позицию?» Желающие могут это сделать.

6. Подведение итогов.

 

3.4.Метод «Кто знает больше?» относится к игровым методам.

Алгоритм реализации на семинарском занятии № 3:

1. Студенты делятся на две команды.

2. Каждая команда по очереди называет известные ей права ребенка, не повторяя уже сказанные

3. Права фиксируются на доске представителями команд.

4. Проигрывает та команда, которая первая не справится с заданием.

3.5. Метод «Цепочка пожеланий» состоит в том, что каждый участник состоявшегося взаимодействия по цепочке обращается с пожеланиями к другим и себе по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на будущие дела. Педагог заканчивает цепочку пожеланий, подводит итог взаимодействия и занятия в целом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.