КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Его логика и движущие силы
Обучение в структуре целостного педагогического процесса, Педагогический процесс — это процесс развития и формирования личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Воспитание как педагогическое явление – та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством и в результате специальной деятельности учителя или воспитателя. Воспитание как общественное явление – сложный противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами. Обучение – работа с умом человека, направленная на становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение знаний, умений, навыков. Обучение – специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение ЗУН, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Обучение – двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимися (учение), направленный на разрешение педагогических задач. Преподавание – специальная профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу обучаемым ЗУН и их воспитание в процессе обучения. Это упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения и обеспечение осознанного практического применения знаний. Учение – особым образом организованное познание, познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение ЗУН и способами учебной деятельности.
Двусторонний характер обучения определяется наличием двух субъектов учебного процесса, их субъект-субъектными взаимоотношениями, где личность ученика в контексте гуманистической и демократической парадигмы, субъект приоритетный. Логика учебного процесса: 1. подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала; 2. усвоение нового материала; 3. восприятие учебного материала – субъективный психологический процесс, в результате которого складывается образ предмета или явления, непосредственно воздействующего на человеческий мозг; 4. осмысление; 5. закрепление – предупреждает забывание учебного материала и обеспечивает сохранение в долговременной оперативной памяти основных и значительных базовых понятий; 6. выработка практических умений и навыков. Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполненным быстро, точно, сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Навык – действие, доведенное до автоматизма, формируется путем многократного повторения. 7. обратная связь направлена на выявление ЗУН учащихся, их способностей, уровня развития.
Для оценки дидактической теории или концепции выдвигают следующие критерии:
Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Концепция – система взглядов на какую-либо проблему, основная идея, ведущий замысел.
Концепция обучения – система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на процесс обучения, его сущность, цели, принципы, содержание и способы организации, а также на выявление критериев и показателей эффективности процесса обучения. Концепции обучения: 1. Традиционная – доминирующую роль играет преподавание. Представители – Коменский, Песталоцци, Гербарт. Суть – целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Принцип воспитывающего обучения – организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность, обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знание с развитием чувств и воли. Ступени: · Ясность – выделение материала и углубленное его рассмотрение; · Ассоциации – связь нового материала с прошлыми знаниями; · Система – обнаружение выводов, формулировка понятий, законов; · Метод – понимание теорий, применение их к новым явлениям и ситуациям. 2. Педоцентристская – доминирующую роль играет деятельность ученика. Представители – Дьюи, Кершенштейнер, Лай. Суть - построение процесса обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ученика. 3. Современная – преподавание и учение. Программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (Гальперин, Занков, Давыдов), гуманистическая психология (Роджерс), когнитивная психология (Брунер). Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальных выбор форм, методов, способов и приемов обучения, а также воспитательных средств. Педагогическая технология – организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). Педагогическая технология – содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько). Структура педагогической технологии: · Концептуальная основа; · Содержательная часть – цели, задачи обучения, содержание учебного материала. · Процессуальная часть – технологический процесс, организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников и учителя.
Эффективность технологии – педагогическая технология должна быть эффективна по результатам и оптимальным затратам и гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизведение педагогической технологии подразумевает возможность применения ее в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами. Классификация педагогических технологий:
· общепедагогические; · частно методические (предметные); · локальные (модульные).
· материалистические и идеалистические; · диалогические и метафизические; · научные и религиозные; · гуманистические и антигуманные; · свободного воспитания и принуждения.
· ассоциативно-рефлекторные; · развивающие; · гештальт-технологии.
· информационные – формирование ЗУН; · операционные – формирование способов умственной деятельности (СУД); · эмоционально-художественные – формирование сферы эстетических отношений; · эмоционально-нравственные – формирование сферы нравственных отношений; · технологии саморазвития – формирование самоуправленческих механизмов личности; · эвристические – развитие творческих способностей учащихся; · прикладные – формирование действенно-практической сферы личности.
· авторитарные; · дидакто-центрические – приоритет обучения над воспитанием; · личностно-ориентированные; · гуманно-личностные; · технологии сотрудничества; · технологии свободного воспитания; · педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся – проблемное, игровые, портфолио.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |