Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст 64




 

В июле 1941 года я ехал на военной грузовой машине в Тирасполь. Я сидел в кабине рядом с молчаливым водителем.

Солнце дымилось в небе. Вода в алюминиевой фляге была горя­чая. За Днестром гремела канонада.

В кузове ехали несколько молодых лейтенантов. Случалось, начи­нали стучать кулаками но крыше кабины и кричали: «Воздух!» Води­тель останавливал машину, мы выскакивали, отбегали подальше от дороги и ложились. Тотчас со злорадным воем на дорогу пикировали чёрные немецкие «мессеры».

Иногда они замечали нас и били из пулемётов. Пули подымали смерчи пыли. «Мессеры» исчезали, и оставался только жар во всём геле от раскалённой земли, гул в голове и жажда.

После одного из таких налётов водитель неожиданно спросил меня:

- Вы о чём думаете, когда лежите под пулями? Вспоминаете?

- Вспоминаю, - ответил я.

- И я вспоминаю, - сказал, помолчав, водитель. - Леса наши вспо­минаю костромские. Останусь жив, вернусь на родину - буду про­ситься в лесники. Поверите ли, как подумаю об этом, так с сердцем

делаются перебои.

Пожалуй, никогда я не вспоминал с такой остротой любимые мес­та, как на войне. Я ловил себя на том, что нетерпеливо жду ночи, ко­гда где-нибудь в сухой степной балке, лёжа в кузове грузовой маши­ны и укрывшись шинелью, можно вернуться мыслью к этим местам и пройти по ним медленно и спокойно, вдыхая сосновый воздух. Я гово­рил себе: «Сегодня я пойду на Чёрное озеро, а завтра, если буду жив, па берега Пры или на Требутино». Я с замиранием сердца думал об этих воображаемых походах. Вот так однажды я лежал под шинелью и представлял в мельчайших подробностях путь на Чёрное озеро. Мне казалось, что не может быть в жизни большего счастья, чем опять увидеть эти места и пройти по ним, забыв обо всех заботах и невзго­дах, слушая, как легко стучит в груди сердце.

Я думал обо всех этих местах с такой саднящей болью, как будто я потерял их навсегда, как будто больше никогда в жизни их не уви­жу. И, очевидно, от этого чувства они приобретали в моём сознании

необыкновенную прелесть.

Я спрашивал себя, почему я не замечал этого раньше, и тут же до­гадывался, что, конечно, я всё это видел и чувствовал, но только в разлуке все эти черты родного пейзажа возникали перед моим внут­ренним взором во всей своей захватывающей сердце красоте.

Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесём в ощущение её своё человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша радость или печаль придут в полное соот­ветствие с ней и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света лю­бимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.

Проще говоря, природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. (По К. Паустовскому*)

*Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968)- русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров. ТЕКСТ 65

Я полюбил читать потому, что первая моя книга оказалась счаст­ливой: она была интересной, я поверил ей, и мне очень, очень нрави­лась та жизнь, о которой писал её автор. Было это в годы войны, теле­визоров в ту пору не было, каждый кинофильм показывали подряд несколько месяцев, и мы, ребята военного времени, любили читать.

...А новая книжка! В военные и первые послевоенные годы новая книжка была редкостью, праздником - и я начитал в те юные свои годы такое множество книг, такой набрал багаж, что до сих пор мне помогает.

 

Для меня лично книга гораздо выше телевидения и кино, и преж­де всего потому, что телевидение и кино не даёт простора фантазии, самотворчеству: и обстановку, и образы героев тебе преподносят в го­товом, абсолютно материализованном виде, в то же время, как ска­жем, Наташа Ростова в воображении каждого человека - разная. И эта множественность воображения, возникающая индивидуально, в зависимости от индивидуального опыта и знания каждого читателя, создаёт тот мир самотворчества, который столь дорог и для развития всего мира. Наташу Ростову в кино мы все воспринимаем в целом оди­наково, а в книге всегда по-разному. Но Наташа - персонаж всем из­вестный, в какой-то мере захрестоматизированный. А как велика си­ла воображения, как она важна, когда речь идёт о других героях ве­ликого мира литературы!

Каждый читатель, на мой взгляд, это созидатель, соавтор писате­ля; каждый зритель, как правило, потребитель тех или иных катего­рий, созданных режиссёром и актёром.

Было бы бессмысленно отрицать кино, театр, телевидение, они не­сут человеку много важного; в том числе, как и книга, воспитывают чувства, мысль, но мне кажется: первым этапом в судьбе художест­венного воспитания должна быть всё-таки книга.

В нынешние времена ребёнок ещё не может читать, а он уже по­стоянны теле- и кинозритель. Не облегчает ли такое «перепрыгива­ние» через книгу, через литературу становление личности в новые времена? В этих словах моих боль, идущая от того, что дети сейчас смотрят гораздо больше, чем читают...

А я по - прежнему преданно верен книге, и жизнь без книги для ме­ня невозможна. (По А. Лиханову*)

*Альберт Анатольевич Лиханов (род. В 1935г) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.