КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текст 64
В июле 1941 года я ехал на военной грузовой машине в Тирасполь. Я сидел в кабине рядом с молчаливым водителем. Солнце дымилось в небе. Вода в алюминиевой фляге была горячая. За Днестром гремела канонада. В кузове ехали несколько молодых лейтенантов. Случалось, начинали стучать кулаками но крыше кабины и кричали: «Воздух!» Водитель останавливал машину, мы выскакивали, отбегали подальше от дороги и ложились. Тотчас со злорадным воем на дорогу пикировали чёрные немецкие «мессеры». Иногда они замечали нас и били из пулемётов. Пули подымали смерчи пыли. «Мессеры» исчезали, и оставался только жар во всём геле от раскалённой земли, гул в голове и жажда. После одного из таких налётов водитель неожиданно спросил меня: - Вы о чём думаете, когда лежите под пулями? Вспоминаете? - Вспоминаю, - ответил я. - И я вспоминаю, - сказал, помолчав, водитель. - Леса наши вспоминаю костромские. Останусь жив, вернусь на родину - буду проситься в лесники. Поверите ли, как подумаю об этом, так с сердцем делаются перебои. Пожалуй, никогда я не вспоминал с такой остротой любимые места, как на войне. Я ловил себя на том, что нетерпеливо жду ночи, когда где-нибудь в сухой степной балке, лёжа в кузове грузовой машины и укрывшись шинелью, можно вернуться мыслью к этим местам и пройти по ним медленно и спокойно, вдыхая сосновый воздух. Я говорил себе: «Сегодня я пойду на Чёрное озеро, а завтра, если буду жив, па берега Пры или на Требутино». Я с замиранием сердца думал об этих воображаемых походах. Вот так однажды я лежал под шинелью и представлял в мельчайших подробностях путь на Чёрное озеро. Мне казалось, что не может быть в жизни большего счастья, чем опять увидеть эти места и пройти по ним, забыв обо всех заботах и невзгодах, слушая, как легко стучит в груди сердце.
Я думал обо всех этих местах с такой саднящей болью, как будто я потерял их навсегда, как будто больше никогда в жизни их не увижу. И, очевидно, от этого чувства они приобретали в моём сознании необыкновенную прелесть. Я спрашивал себя, почему я не замечал этого раньше, и тут же догадывался, что, конечно, я всё это видел и чувствовал, но только в разлуке все эти черты родного пейзажа возникали перед моим внутренним взором во всей своей захватывающей сердце красоте. Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесём в ощущение её своё человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша радость или печаль придут в полное соответствие с ней и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. Проще говоря, природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. (По К. Паустовскому*) *Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968)- русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров. ТЕКСТ 65 Я полюбил читать потому, что первая моя книга оказалась счастливой: она была интересной, я поверил ей, и мне очень, очень нравилась та жизнь, о которой писал её автор. Было это в годы войны, телевизоров в ту пору не было, каждый кинофильм показывали подряд несколько месяцев, и мы, ребята военного времени, любили читать. ...А новая книжка! В военные и первые послевоенные годы новая книжка была редкостью, праздником - и я начитал в те юные свои годы такое множество книг, такой набрал багаж, что до сих пор мне помогает.
Для меня лично книга гораздо выше телевидения и кино, и прежде всего потому, что телевидение и кино не даёт простора фантазии, самотворчеству: и обстановку, и образы героев тебе преподносят в готовом, абсолютно материализованном виде, в то же время, как скажем, Наташа Ростова в воображении каждого человека - разная. И эта множественность воображения, возникающая индивидуально, в зависимости от индивидуального опыта и знания каждого читателя, создаёт тот мир самотворчества, который столь дорог и для развития всего мира. Наташу Ростову в кино мы все воспринимаем в целом одинаково, а в книге всегда по-разному. Но Наташа - персонаж всем известный, в какой-то мере захрестоматизированный. А как велика сила воображения, как она важна, когда речь идёт о других героях великого мира литературы!
Каждый читатель, на мой взгляд, это созидатель, соавтор писателя; каждый зритель, как правило, потребитель тех или иных категорий, созданных режиссёром и актёром. Было бы бессмысленно отрицать кино, театр, телевидение, они несут человеку много важного; в том числе, как и книга, воспитывают чувства, мысль, но мне кажется: первым этапом в судьбе художественного воспитания должна быть всё-таки книга. В нынешние времена ребёнок ещё не может читать, а он уже постоянны теле- и кинозритель. Не облегчает ли такое «перепрыгивание» через книгу, через литературу становление личности в новые времена? В этих словах моих боль, идущая от того, что дети сейчас смотрят гораздо больше, чем читают... А я по - прежнему преданно верен книге, и жизнь без книги для меня невозможна. (По А. Лиханову*) *Альберт Анатольевич Лиханов (род. В 1935г) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |