Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка инструментария к проведению наблюдения




 

Социологическое наблюдение – направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов и событий.

Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими социологическими методами. Главные из них - непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации.

Плюсы наблюдений очевидны:

осуществляется одновременно с развитием событий, явлений, процессов;

возможно непосредственно воспринимать их и фиксировать поведение людей в конкретных условиях;

с поля зрения не ускользает ни один мало-мальски важный для социолога факт;

события возможно отслеживать не изолированно, а во взаимодействии всех участников.

Однако достоинства не исключают ряд недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Минусы наблюдения можно объединить в две группы: объективные (независимо от наблюдения) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями исследователя). К первым из них относится ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации, что не дает возможность обобщения результатов и распространения их на всю совокупность других аналогичных явлений. Сюда же можно отнести неповторимость наблюдения в первоначальном виде, так как события уже уходят в прошлое (социальные события неповторимы и их нельзя «прокрутить» заново). Минусом указанной группы является трудоемкость метода.

Наблюдение в социологии классифицируются по различным основаниям:

1) по степени формализованности процедуры (структурализованное и неструктурализованное);

2) в зависимости от степени участия наблюдателя в исследовании (включенное (скрытое – наблюдение-инкогнито и открытое) и невключенное);

3) по месту проведения (лабораторное, полевое);

4) по регулярности проведения (систематическое и несистематическое).

Не всякое визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта является наблюдением в научном понимании. Чтобы превратить его в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

1. Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.

2. Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:

- объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);

- предмет наблюдения, то есть совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

- категории наблюдения, то есть конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез; выражают те операционалистические понятия, которые определены в программе; имеют количественный характер, то есть могут быть замерены;

- наблюдаемые ситуации, то есть те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

- условия наблюдения, то есть те требования к ситуации, при наличии которых можно производить наблюдение (или нельзя);

- единицы наблюдения, то есть те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

3. Подготовить инструментарий наблюдения:

- дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;

- карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);

- протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;

- коэффициент устойчивости наблюдения (КУН), характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время;

- коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время;

- классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;

- аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

- программу обработки данных наблюдения.

4. Апробировать инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

5. Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).

6. Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.

7. Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

Успешность использования наблюдения во многом зависит от того, насколько профессиональные и личностные качества соответствуют специфике типа наблюдения. Поэтому подбор, подготовка и инструктирование наблюдателей – весьма ответственный этап реализации данного метода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.