Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития СМ. Сравнит-й ан. стратег-го и опреатив-го управления




Сущность и методы стратегического менеджмента. Сравнительный анализ стратегического и оперативного управления.

Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпо­ративного планирования: бюджетирование, долгосрочное планиро­вание, стратегическое планирование и стратегический ме­неджмент.

1. Бюджетирование. В эпоху формирования гигантских корпораций до второй мировой войны специальных служб планирования, осо­бенно долгосрочного, в компаниях не создавалось. Высшие руково­дители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы разви­тия своего бизнеса, однако формальное планирование, связанное с расчетами соответствующих показателей, ведением форм финансо­вой отчетности и т. д., ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет — бюджетов по статьям расходов на разные цели. Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направ­ленность, т. е. организация в этом случае рассматривается как закры­тая система. При использовании лишь бюджетно-финансовых мето­дов главной заботой менеджеров являются текущая прибыль и струк­тура затрат. Выбор таких приоритетов, естественно, создает угрозу долгосрочному развитию организации.

2. Долгосрочное планирование. В 1950-х — начале 1960-х годов ха­рактерными условиями хозяйствования американских компаний яв­лялись высокие темпы роста товарных рынков, относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства. Эти факторы обусловили необходимость расширения горизонта планиро­вания и создали условия для развития долгосрочного планирования. Стержневая идея метода — составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. При долгосрочное планиро­вание основывалось на экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. Главный показатель — прогноз сбыта — базировался на экстраполяции продаж в предыдущие годы. Далее на основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, опреде­лялись все функциональные планы по производству, маркетингу, снаб­жению. Наконец, все планы агрегировались в единый финансовый план корпорации. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, лимитирующих рост фирмы.

Этот подход, более известный у нас как метод «планирования от достигнутого», широко использовался в условиях централизованно­го управления советской экономикой. Главными ориентирами для предприятий являлись заданные сверху объемы производства, а не объемы продаж, как в рыночной экономике, достижение которых, как правило, лимитировалось ограниченными ресурсами. При таком подходе широко использовались расчеты окупаемости капитальных вложений, соизмерение (дисконтирование) затрат во времени.

3. Стратегическое планирование. В конце 1960-х годов экономичес­кая обстановка во многих промышленно развитых странах существен­но изменилась. По мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами, при этом наиболее типичным явлением была постановка оптимистических целей, с ко­торыми не сходились реальные итоги. Высшее руководство фирмы обычно исходило из того, что в будущем результаты деятельности улучшатся, однако часто предприятие не выходило на запланирован­ные результаты функционирования. Таким образом, оказалось, что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изме­няющейся внешней среды и жесткой конкуренции.

В системе стратегического планирования отсут­ствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и отвергается предпосылка о возможности изуче­ния будущего методом экстраполяции. Во главу угла стратегического планирования по­ставлен анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Таким образом, можно сказать, что цель страт-го план-я заключ-ся в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов.

4. Страт. мен-т. К 1990-м годам большинство кор­пораций по всему миру начали переход от стр-го план-я к стр-го менеджменту. Страт. мен-т опред-ся как комплекс не только страт. управленч-х реш-й, определ-щих долговр-е развитие орг-ции, но и конкрет-х действий, обеспеч-щих быстрое реагир-ие пред­приятия на изменение внеш. конъюнктуры, к-е может повлечь за собой необх-сть страт-го маневра, пересмотр полей и коррек-ку общего направ-я развития.

Таким образом, стратегический менед­жмент – это с-ма, к-я включает процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль.

Сравнит.ан.стратег-го и операт-го мен-та.

Хар-ка Оперативный мен-т Стратегический мен-т
1.Миссия, предназначение Пр-во тов.и усл. с целью получения прибыли Выживание о/ии в долгосроч.перспективе посредством устранения дисбаланса с окружением, позволяющее решать проблемы заинтересованных в д-ти о/ии лиц.
2.Объект внимания концепции мен-та Взгляд вовнутрь о/ии, поиск путей более эф-го исп-ния ресурсов. Взгляд во вне о/ии. Поиск новых воз-тей в конкурент.борьбе, отслеживание и адаптация к изм-м в окружении о/ии
3.Учет фактора времени Ориентация на среднесрочную и краткосрочную перспективу Ориентация на долгосрочную перспективу
4.Основа построения с-мы управления Ф-ции и орг.структуры, процедуры, техника и технология Люди, с-ма информационного обеспечения, рынок
5.Подход к управ.персоналом Взгляд на работников как на ресурсы о/ии, как на исполнителей отд-х работ и ф-ций Как на основу о/ии, ее главную ценность и источник ее благополучия
6. Критерий эф-ти управления Прибыльность и рациональ-ть использ-я произ-го потенциала Своевремен-ть и точность реакции о/ии на новые запросы рынка и изм-я в завис-ти от изм-я окружения

СМ – это управление о/ей, к-е опирается на человеч-й потенциал как основу о/и, ориентирует пр-ю д-ть на запросы потребителей, гибко реагирует и прох-т своевр-е изм-я в о/ии, отвечающая вызову со стор.окружения и позволяющая добиваться конкурентных преимуществ, что в совокуп-ти дает возм-ть о/ии выживать в долгосрочной перспективе, достигая при эт. Своих целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.