Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема современного хозяйствования изменение продукта, усложнение интенсификации и технологических процессов, возрас-тание темпов обновления номенклатуры




Если субъект инновации является одновременно и ее потребителем, то вся достигнутая экономия остается у него, поэтому он заинтересован в инновации настолько, насколько вообще заинтересован в улучшении коммерческих результатов своей деят-ти.

Значительно сложнее обстоит дело в случае, когда субъект и потребитель инновации различны. Для субъекта инновации возможны три различных направления в его политике обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции.

1. Модернизация изделий, выпуск их новых модификаций для удовл-ния известных потребностей. Основным экон-ким результатом этого явл-ся уменьшение расхода ресурсов на новые изделия. Какая часть данной экономии останется у субъекта инновации и какая достанется потребителю - зависит о цены на новые изделия.

2. Выпуск новых изделий для удовл-ния известных потребностей. Такое обновление номенклатуры связано, как правило, с ощутимым улучшением потребительских свойств выпускаемой продукции. Однако, лишь в редких случаях этого удается достичь без увеличения расхода ресурсов на изготовление изделия. Обычно новые изделия обходятся дороже. В данной ситуации важно обеспечить, чтобы перерасход покрывался экономией от сокращения общего количества изделий, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей. Иными словами, удовлетворение какой-либо единичной потребности должно обеспечиваться за счет расхода меньшего количества ресурсов. Природа данного экономического результата народнохозяйственная. Лишь часть его достается конкретному потребителю. Каковы доли в общем, экономическом эффекте субъекта инновации и ее инвестора зависит от метода установления цены на данное изделие и договорных отношений между участниками инновационного процесса.

3. Выпуск принципиально новых изделий для удовлетворения заранее неопределимых потребностей. Механизм влияния этого направления инновации связан с высокой динамичностью современного производства и той особой ролью, которую играет в экономике длительность цикла "исследование - производство - сбыт" ("И-П-С") при доминировании морального износа как причины замены изделий, находящихся в эксплуатации, новыми

В зависимости от объекта нововведений и характера самого труда инновация может быть конструкторской, технологической и организацион-ной. Такое разделение весьма условно. Все три направления инновации тесно и неразрывно связаны друг с другом. Природа этой взаимосвязи лежит в структуре инновационного цикла (цикл "И -П-С"). Из схемы видно, что организационная инновация на стадии производства, сбыта и потребления, опирающаяся на уже разработанную конструкцию и технологию, в принципе, может существовать и автономно. В то же время ясно, что технологическая инновация невозможна без организационной, а конструкторская - без технологической и организационной. Действитель-но, эффект инновации системен и проявляется лишь при потреблении ее продукта. Поэтому чтобы воспользоваться потенциальной возможностью эффекта, заложенную в конструкторской инновации, необходимо разработать технологию, а также организовать производство и сбыт соответствующего продукта в необходимых масштабах. Т.о., организа-ционная инновация является непременным условием реализации инновации конструкторской и технологической. Более того, от нее зависит также эффективность, а, след-но, и целесообразность этих нововведе-ний, поскольку она обеспечивает соответствующие масштабы производства и сбыта нового продукта. Особенно велика роль организационной инновации в обеспечении эффективности технологических нововведений.

Для действительно экономичной организации производственного процесса гарантировать некоторый объем сбыта выпускаемой продукции недостаточно. Необходима такая динамичная адаптационная система управления, с помощью кот. можно не только успешно обеспечивать требуемые различные масштабы операций для каждого локального техпроцесса, но и в случае надобности быстро изменять эти масштабы.

Другая весьма существенная особенность организационно управленческих нововведений связана с принципиальной открытостью хоз. систем и высоким уровнем неопред-ности, свойственным им, в силу чего традиционный для технических систем подход к их модернизации (совершенствованию) для хоз. систем оказывается малопригодным.

Общая схема совершенствования технической системы такова. На основе анализа отказов и других недостатков системы, данных об успешной эксплуатации других близких по функции и принципам потребления систем, а также некоторых теоретических соображений строится некоторая более совершенная модель системы. После экспери-ментов она реализуется на практике. Примерно по такой же схеме обыч-но ведут работы по совершенствованию управления хоз-ми системами.

Не отрицая возможности и, при определенных обстоятельствах, рациональности такого подхода к организационно - управленческим нововведениям, отметим ряд существенных недостатков, присущих этому пути.

Во-первых, из-за высокой сложности и неопред-ности, свойственных хоз-ным системам, построить адекватную, с необходимой степенью подробности, модель их в принципе не представляется возможным. Построенная модель лишь в самых общих чертах определит реорганизуемую хоз-ную систему. Реальная система управления во всех подробностях сложится в значительной мере стихийно в результате слабо скоординированной организационно - распорядительной деят-ти органов управления среднего звена.

Во-вторых, в силу тех же причин нет и не может быть полной уверенности в том, что новая система управления, кажущаяся априори идеальной, решив ряд проблем, не создаст новых, возможно еще более сложных.

В-третьих, хоз. система, как и любая социальная система, после реорганизации становится хотя бы в минимальной степени действенной лишь через некоторое время, после периода адаптации новых организационных форм к изменившимся условиям. При этом чем значительнее изменения в системе, тем больше адаптационный период, тем с большими затратами проходит его система.

В-четвертых, научно-технический прогресс и социальное развитие общества увеличивает разнообразие и динамизм, как потребностей, так и способов их удовлетворения. В результате свежо сконструирован-ная система управления, не успев как следует заработать, из-за изменившихся условий, может оказаться уже устаревшей, потребуется очередное преобразование и т.д.

И, наконец, в-пятых, любая самая замечательная модель хоз-ной системы не дает, да и в принципе не может дать ответа на вопрос, как же перейти от действующей к новой системе управления. А именно этот вопрос является, по нашему мнению главным, решающий в любой организационно-управленческой инновации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.