Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение сущности предпринимательства в законодательных актах




Что такое предпринимательство и предпринимательская деятельность.

 

чёткого определения не выработано

- вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов.

- это рискованное дело, добровольно осуществляемое людьми или какими-либо их группами на свой риск и под свою ответственность.

- ассоциируется со стремлением придумать и сделать что-то новое или улучшить существующее и такими категориями, как «динамизм», «инициатива», «смелость»

- итогом предпринимательской деятельности является высвобождение некоего скрытого потенциала в обществе, который превращает интересные смелые идеи в реальные объекты и процессы.

Лидирующим мировым центром предпринимательства является США. Но и там нет единого подхода к определению предпринимательства. Оно варьирует от упрощённого (Р. С. Ронстадт): «предпринимательство – это динамичный процесс наращивания богатства, который сопровождается инициативой и риском»;

до развёрнутого (Р. Хизрич и М. Питерс): «предпринимательство – это:

- процесс создания чего-то нового, обладающего определённой

ценностью; - процесс принятия на себя финансовой, моральной и

социальной ответственности; - процесс, приносящий доход и личное удовлетворение.

Т.о. предпринимательство подразумевает:

· инициативу, то есть готовность заняться тем, о чём мало что известно;

· организацию, то есть создание социально-экономических структур, позволяющих с выгодой для себя использовать знания, ресурсы, ситуацию;

· риск, то есть принятие предпринимателем на себя ответственности за любые неудачи.

 

 

 

Предпринимательская деятельность (ПД) является инициативной, таит в себе скрытые опасности. Во всех развитых странах было создано сложное законодательство, регламентирующее инициативы и предпринимательские поступки своих граждан и иностранцев на собственной территории. Наиболее сложное в США и Японии. Это способствовало тому, в сфере предпринимательства и тесно с ней связанных сферах изобретательства и инноваций эти страны стали мировыми лидерами.

В СССР подобных законов не было вообще, так как ПД была запрещена в принципе. Единственным «послаблением» была статья в Законе «О советской торговле» разрешающая на «колхозных рынках» реализовывать сельскохозяйственную продукцию, полученную работниками сельхозпредприятий в качестве натуральной оплаты по итогам сельскохозяйственного года, а также всем гражданам излишки сельскохозяйственной продукции, полученной на приусадебных участках.

Впервые ПД была легализована в 1988 году, появился новый Закон «О кооперации в СССР» (разрешил предпринимательскую деятельность не только в с/х, но и в промышленности, транспорте, торговле, образовании, здравоохранении, финансовой деятельности (кооперативы) - имели много ограничений. Полноценная ПД в РСФСР была разрешена с принятием в 1990 году Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Но в стране в этот период была сложная политич. и соц.-экономич. ситуация, закончившаяся в конце 1991 года распадом Сов. Союза и появлением Рос. Федерации. Затем последовал период приватизации, в результате которой было утрачена половина национальных богатств страны и ослабла гос. власть. Реально предпринимат. деят. в РФ была регламентирована в 1995 году с выходом первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

В ГК РФ было дано определение сущности ПД – это самостоят., осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематич. получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказание услуг лицами, заинтересованными в этом качестве, в установленном законом порядке.

В настоящее время в РФ общее регулирование ПД осуществляется на основе именно ГК РФ. Оно дополнительно регламентируется различными отраслевыми законами РФ («О банках и банковской деятельности», «О производственных предприятиях», «Об образовании», «О здравоохранении», «О торговле», «О транспорте», и т.д.)

3. Место предпринимательства (П) в системе научных знаний. П., как социально-экономич. явление представляет собой сложное явление. И является предметом междисциплинарного изучения и связано с:

· общий менеджмент, который даёт знания и навыки, необходимые для практич. управленческой деятельности;

· предпринимательство в узком смысле, даёт понятия о механизмах и технология, действующих на разных стадиях предпринимательского цикла;

· корпоративное управление, даёт понятие об управлении конкретными организациями для различных типов хозяйственных обществ;

· учет - даёт возможность анализа фин.- экономич. деятельности предприятия, бюджетного планирования и разработки управленческих решений;

· организационное поведение, представление о поведенческих моделях, позволяющих раскрыть закономерности поведения индивидов и групп в организации;

· финансовый менеджмент, позволяет овладеть практическими навыками анализа финанс.-экономич. состояния организации и построения единой оптимальной системы финансовых показателей ее деятельности;

· управление персоналом, знакомит с принципами и методами эффективного управления человеч. ресурсами;

· разработка управленческие решения, даёт представление об оптимизации управленческой деятельности по реализации производственных и иных планов организации;

· маркетинг, понимается стратегия и тактика участников рыночных отношений, ориентированная на эффективное удовлетворение запросов потребителей и ведущая к экономич. и социальному успеху организации;

· налоговая политика организации, знакомит с принципами и механизмами исчисления и уплаты всех видов налогов на физических и юридических лиц, а также отчислений во внебюджетные фонды в РФ;

· управление предпринимательскими рисками, которое даёт понятия о моделях оценки риска, формах, методах и инструментах его снижения и критериях выбора рисковых решений;

· антикризисное управление, которое даёт понятие о внутренних кризисах в организации, вызванных разными факторами, и, прежде всего, внешними финансовыми и экономическими факторами;

· стратегический менеджмент, который формирует базовые знания и навыки, необходимые для разработки и реализации стратегий развития организации;

 

4. Краткая история развития учений о предпринимательстве (П). Выделять П. как особый вид деят-ти стали не более 300 лет тому назад. Кантильон определил предпринимателя как человека, действующего в условиях риска (1725). Позже Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) изложил теорию, согласно которой предприниматель – это капиталист, собственник капитала, который ради получения высокой прибыли сознательно идёт на экономич. риск. Он был противником вмешательства гос-ва в П. деят-ть.

Ж. Бодо (1797 г.) расширил понятие П.: предприниматель - лицо, совмещающее в себе функции собственника капитала и управляющего им. Он не просто владеет капиталом, но и планирует, организует и контролир. деят-ть своего предприятия и несёт за него ответственность.

Ж. Б. Сэй, (1803 г.) выдвинул тезис: «три основных фактора производства – труд, земля и капитал способны создавать новую стоимость (новый продукт) при наличии предпринимателя». «предприниматель -экономический агент, который комбинирует известные факторы производства, перемещая их из сферы с низкой прибыльностью в область, где они могут дать наибольший результат».

К.Маркс в 1860-е годы сформулировал экономич. теорию, в которой пред-тель выступает как эксплуататор рабочих, как элемент регрессивный. Сформулировал отрицат. позиционирование предпринимателя, которое в результате слепого копирования Лениным на столетие прекратило развитие П. в нашей стране. За этот шаг отечествен. экономика расплачивается до сих пор низкой производительн. труда, высокой энергоёмкостью производства, неоптимальной структурой производства и управления.

Современ. осознание роли предпринимателя начин. на рубеже 19-20 столетий. Фран. экономист А. Маршалл дополнил классич. триаду факторов производства – труд, земля и капитал четвёртым – организацией.

Америк. экономист Дж. Кларк выделил деят-ть предпринимателя в отдельный фактор, имеющий собственную стоимость, т.е. деятельность предпринимателя надо оплачивать.

Австр.ийский эконом. Шумпетер представил предпринимателя как «новатора»: «основная функция предпринимателя в реализации нововведений, играющих определяющую роль в обеспечении экономич. роста и развития всей экономики. Позднее Шумпетер разрабатывал теорию предпринимательской прибыли, которая остаётся в распоряжении предпринимателя и может быть им свободно использована по своему усмотрению.

В 1930-х годах австрий.эконом. Хайек, определил предприн-ля как хозяйствующего субъекта, стремящегося найти новые возможности получения прибыли, ещё не замеченные другими хозяйствующими субъектами.

Во 2-й пол. XX века америк. Друкер высказывал мысль: «предпринимательство не относится ни к науке, ни к искусству, это конкретная деятельность, практика, базирующаяся на современных знаниях. Именно знания дают возможность находить нововведения – особый инструмент предпринимателя, позволяющий ему осуществлять свои замыслы как в экономической, так и в социальной сферах. Сформулировал предпринимательские стратегии, которые позволяют добиться успеха:

· вырваться первым и нанести энергичный удар;

· нанести удар быстро и неожиданно;

· найти и захватить свободную нишу;

· постоянно отслеживать экономические характеристики выпускаемого продукта, рынка и отрасли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.