Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая свобода (ЭС) как фактор предпринимательской среды




ЭС является одним из важных факторов развития предпринимательской среды. Сущность - установление гарантий со стороны государства на разных уровнях управления экономикой физич. и юридическим лицам на осуществление законной предпринимательской деятельности. ЭС является юридич. нормой, принятой в стране, гарантирующей гражданам возможность использования своих способностей, личных качеств, имущества для осуществления активной экономич. деятельности.

Важное значение для обеспечения ЭС и развития предпринимательства имеет реализация на практике положений Конституции РФ, которые устанавливают:

· охрану законом частной собственности;

· право владения, пользования и распоряжения собственным имуществом как единолично, так и по договорённости другими лицами;

· принудительное отчуждение имущества у владельцев не иначе как по решению суда;

· гарантию прав наследования.

Наличие движимого и недвиж. имущества является матер.-техническим условием создания и развития собственного дела. В Гражданском Кодексе РФ (ст. 209) говорится о том, что собственнику принадлежат права владения, пользования или распоряжения своим имуществом. Поэтому собственник вправе совершать со своим имуществом любые действия, не нарушающие законы и не затрагивающие интересы других лиц.

Важным положением является то, что права всех собственников защищены равным образом (Гражданский Кодекс РФ, ст. 212, п. 4). Т.о. выстраивается правовое равенство между частной, государственной, муниципальной и иной собственностью.

В западных странах предприниматели любой формы являются равноправными субъектами рыночной экономики, развивающейся на основе действующих экономич. и юридич. законов и свободы выбора предметов деятельности, рынков сбыта, факторов производства и потребления. При этом ЭС предпринимателей всегда базируется на государственной защите любого имущества, в том числе земли. В РФ, несмотря на наличие достаточно обширного законодательства, защита имущества всё ещё находится пока на низком уровне (рейдерские захваты предприятий).

 

14. Внешняя предпринимательская среда. Чтобы добиться успеха, предприниматель должен учитывать не только свои возможности, но и большее число факторов, воздействующих на него извне. Эти внешние факторы составляют внешнюю предпринимательскую среду. Существует эта среда объективно и действует на конкретного предпринимателя, независимо от его желаний и желаний других предпринимателей. Что может сделать предприниматель – это тщательно отслеживать значения параметров внешней предпринимательской среды и учитывать их в своей деятельности, так как повлиять на них он всё равно не в состоянии.

К числу важнейших факторов внешней предпринимательской среды можно отнести:

· экономическое положение в стране и регионах;

· политич. ситуация в стране, характеризующаяся уровнем стабильности общества и государства;

· правовая среда (законодательство), устанавливающее в стране права, обязанности и ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики;

· степень развитости государственной поддержки предпринимательства;

· социально-экономич. обстановка в стране и в регионе (числен. населения и его половозрастной состав, уровень потребления, платёжеспособность физич. и юридич. лиц, уровень безработицы);

· степень развития культурной среды конкретной территории (уровень образования, открытость населения, число объектов культурной сферы на одного жителя, деловой рационализм населения и отношение к предпринимательству вообще и т.п.);

· состояние научно-технической и технологической среды в стране и регионе;

· наличие необходимых прир. ресурсов, их физическая и правовая доступность, их количество;

· качество природно-климатич. среды конкретной территории (особенности климата, расстояния до важных объектов, наличие удобных транспортных путей…);

· отсутствие природных катаклизмов;

· колич. и кач-во предпринимательских организаций, различных организаций, обеспечивающих связь, поиск инф-ции и заключение сделок, состояние кредитно-банковских организаций, доступность услуг госуд. и муниц. органов…

 

15. Внутренняя предпринимательская среда (ВПС). Внешняя ПС требует определ. реакции со стороны предпринимательской организации на свои воздействия. Успешность или безуспешность реакции зависит от того, какие мех-мы действуют внутри организации и какие они возбуждают внутр. процессы. Совокупность этих процессов и мех-мов, обеспечивающих функционирование организации, принято называть ВПС (ой). Внутренняя ПС носит субъективный характер, напрямую зависит от конкр. предпринимателя: его компетентности, умений и навыков в сфере предпринимательства, силы воли, целеустремлённости, уровня притязаний, манер поведения.

Факторы, формирующие ВПС:

· объём собственного капитала; выбор организационно-правовой формы предприятия;

· выбор направления и предмета предпринимательской деятельности;

· выбор партнёров (поставщиков, покупателей, аутсёрсинговых фирм, субподрядчиков и т.п.);

· знание рыноч. закономерностей и особ. того рынка, на кот. приходится выходить со своими товарами;

· умение проводить маркетинговые исследования и анализировать их результаты;

· подбор персонала и управление им;

· умение формировать бизнес-план предприятия и его реализовывать;

· умение просчитывать предпринимательские риски;

· качеств. выполнение всех основных функций менеджмента (целеполагание, прогнозирование и планирование, организовывание, мотивация и стимулир-е, контроль и учёт).

В современной России понимания важности ВПС развито пока слабо. Лидерами в умении формировать ВПС считают японцев. Выдержки из книги К. Татеиси «Вечный дух предпринимательства», какой должна быть внутренняя предпринимательская среда:

1. Характерные условия работы сотрудника компании: привлекательный вид рабочего места; окружение, состоящее из способных и талантливых работников; стремление к удовлетворению интересов покупателей; достойное вознаграждение за труд и усердие.

2. Главные линии менеджмента компании: изучать запросы покупателей; по достоинству оценивать каждого работника; поощрять дух соревновательности.

3. Основные краткосрочные цели: поддерживать нужную структуру прибыли; создавать инфраструктуру компании, отвечающую современным запросам; поддерживать корпоративную организацию.

4. Принципы оперативной деят-ти: все текущие действия подчинены средне- и долгосрочным планам; чёткая ориентация на выбранные приоритеты; установка реальных сроков выполнения производств. операций; тотальная оптимизация; построение отношений между людьми на принципах честности и скромности.

16. Рынок – среда существования предпринимателей. Если в стране нет рынка, то не может быть и предпринимательства. Соврем. рынок представляет собой организ. и относит. сбалансир. систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе производимых товаров и услуг, а также способов их производства и продажи. Покупателям рынок гарантирует их незав-ть при выборе товаров и услуг и их приобретении. При наличии рынка никто не может администрат. мерами заставить предпринимателя производить какие-то конкретные товары, а покупателя – их приобретать.

Рынок регулируется государством через целый комплекс законов и нормативных актов. Благодаря этому к потребителям не попадают вредные и опасные товары, не истощаются какие-либо важные ресурсы, население, государственные и муниципальные органы обеспечиваются нужными товарами и услугами в нужном количестве и нужного качества. Но самое главное, что законодательно поддерживается во всех государствах с рыночной экономикой – это конкуренция.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов в условиях, когда их самостоят. действия эффективно ограничивают возможности друг друга односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке. Отсутствие конкур. приводит к монополизации, которая проявляется в том, что с рынка выдавливаются определённые категории предпринимателей и группы товаров. Это достигается за счёт сговора крупных производителей, которые могут себе позволить снижать цены на некот.е товары ниже уровня рентабельности, что совершенно недопустимо для малых и средних. Затем после ухода малых и средних предпринимателей с рынка, крупные производители поднимают цены на свои товары и не только компенсируют все убытки, понесённые в результате конкурентной борьбы, но и получают сверхприбыли. Законод-во жёстко регулирует все действия, приводящие к недобросов. конкуренц. на рынке..

Современные рынки очень разнообразны. Их принято классифицировать по:

· экономическому предназначению объектов рыночных отношений; географическому положению степени ограничения конкуренции; обслуживаемым отраслям; характеру продаж

Наряду с положительными моментами рынок имеет достаточно много недостатков:

· не способствует сохранению невосполнимых ресурсов;

· не защищает окружающую среду;

· не регулирует потребление ресурсов, находящихся в общем пользовании;

· не стимулирует производство социально значимых товаров и товаров общего пользования;

· не гарантирует права граждан на труд и доходы;

· не стимулирует развитие фундаментальных направлений в науке;

· не стабилен, то есть подвержен взлётам и падениям в объёмах потребления отдельных товаров и т.д.

Компенсирование перечисленных недостатков требует обязательного вмешательства государства.

 

17. Физические лица как предприниматели. В соответствии с действующей Конституцией РФ каждый гражданин, то есть физическое лицо имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом деятельности. Осуществлять свои права на ведение предпринимательской деятельности граждане могут только по достижении 18-ти лет. Т.о. физическое лицо, достигшее 18-ти летнего возраста, получает право заниматься предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке индивидуально или создавая юридическое лицо.

Существует большой перечень видов деятельности, для занятий которыми, как в качестве предпринимателя, так и в качестве наёмного работника гражданин должен иметь специальное образование, дипломы, аттестаты, лицензии, а также определённые профессиональные навыки. К таковым видам относятся: здравоохранение, педагогика, строительство, перевозка пассажиров и грузов и множество других.

Есть большой перечень категорий дееспособных граждан, которым законодательство запрещает заниматься любой предпринимательской деятельностью. К ним относятся в первую очередь сотрудники силовых министерств и ведомств (армия, ФСБ, милиция, пограничная и таможенная служба, служба судебных приставов и др.), а также сотрудники прокуратуры, судов, налоговых органов. Должностным лицам государственного и муниципального управления также запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Вместе с тем они могут иметь в собственности доходную недвижимость, производственные предприятия, пакеты акций в акционерных обществах, доли, паи в различных хозяйственных товариществах и обществах. Однако на протяжении всего периода занятия ими государственной или муниципальной должности управление их имуществом должно быть передано по договору специализированной управляющей компании.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.