Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Императрица Ирина. Патриарх Тарасий. История созыва VII Вселенского собора




Решению со стороны иконоборцев и православных.

Иконоборческое понятие иконы ясно и точно дано в трактате императора Константина, который выражает общую точку зрения вождей иконоборчества. В его понимании икона должна быть единосущна изображенному на ней лицу, быть тождественной с ним. Исходя из этого положения, иконоборцы пришли к логически неизбежному выводу, что единственным образом Христа является Евхаристия, Святые Дары. Для православных же иконопочитателей Причастие потому уже не было иконой — образом, что оно тождественно со своим архетипом» «Ни Господь, ни Апостолы, ни Отцы никогда не называли бескровной жертвы, приносимой иереем, образом, но называли ее самим Телом и самой Кровию», — возражают Отцы Седьмого Вселенского Собора.

 

Иконоборцы в своей аргументации пытаются исходить из халкидонского догмата.В представлении иконоборцев икона не может передать истинного соотношения природ Христовых. Следовательно, сделать Его икону, изобразить человеческими средствами Богочеловека — невозможно. Однако основной недостаток их аргументации и заключается в непонимании догмата о Бого-Человеке Иисусе Христе. Халкидонский догмат предполагает ясное различие между природой, с одной стороны, и личностью, ипостасью — с другой. Эта ясность и отсутствует иконоборческом мышлении. В изображении воплотившегося Бога Слова им представляются две возможности: или, изображая Христа, мы изображаем Его природу Божественную, или, изображая человека Иисуса, мы изображаем Его природу человеческую, отдельно от Его Божества.

 

Но православные, сознавая основное различие между природой и лицом, указывают на третью возможность, которая упраздняет иконоборческую дилемму. Икона изображает не природу, а личность, разъясняет преподобный Феодор Студит. Изображая Спасителя, мы не изображаем ни Его Божество, ни Его человечество, но Его Ипостась, непостижимо соединяющую в Себе эти две природы «неслиянно и нераздельно», по выражению халкидонского догмата.

 

Определение собора об иконопочитании. Отношение к епископам -иконоборцам.

С 775 по 780 г. правил сын Константина Копронима Лев IV Хазар. Его женой была афинянка Ирина. После смерти мужа она была назначена регентшей при сыне Льва Константине VI. Ирина отменила гонения на иконопочитание и исподволь начала подготовку ко Вселенскому Собору. Новым патриархом был избран имперский секретарь Тарасий, который непременным условием своего согласия на патриаршество постановил восстановление общения Константинопольской церкви с Православной Церковью Востока и Запада через посредство Вселенского Собора. С арабами недавно (782 г.) заключили мир, поэтому была возможность направить приглашения на собор не только в Рим, но и восточным патриархам. Папа Адриан I прислал ответное послание императрице, в котором он говорил о ненужности и рекомендовал императрице подражать Константину и Елене, которые Римскую Церковь почитали как главу всех церквей. В послании папы были и другие требования: а) начать дело с торжественной анафемы, налагаемой на собор 754 г., в присутствии легатов папы Адриана; б) императоры должны целиком возвратить patrimonia Petri, т.е. области Южной Италии, отобранные Львом Исавром г) г) папа резко возражает и против обычного титула Константинопольского патриарха - "вселенский".

VII Вселенский Собор открыли лишь в 787 г. в Никее, что было весьма символичным. Присутствовало до 350 епископов и множество монахов. Два легата Римского папы заседали и подписывались первыми; но фактическим председателем, руководящим ходом дела, был патриарх Тарасий. На Соборе встал весьма важный с канонической точки зрения вопрос о принятии в общение епископов, высказывавших еретические взгляды или рукоположенных еретиками. Замешанных в иконоборческой смуте епископов разделили на три категории. Епископы первой категории имевш мало отношен к иконоборчестве должны были лишь принесли искреннее раскаяние. Принятие второй категории обсуждалось довольно долго. Было проведено тщательное расследование. В конце концов Собор пришел к следующему мнению: иконоборцев-епископов, которые не были "учителями ереси" в строгом смысле, принять в общение в сущем сане ввиду их раскаяния. К третьей категории принадлежал лишь митрополит Неокесарийский Григорий, в свое время бывший одним из отцов копронимовского собора 754 г. После серьезного обсуждения было постановлено все же поверить его раскаянию и принять его в сущем сане.

 

13 октября на 7-й сессии Собора епископом Таврианским (Южная Италия) Феодором был прочитан орос VII Вселенского Собора. В оросе указаны: 1) основание для почитания икон - предание Церкви; 2) бесспорный образец иконопочитания, который не оспаривали и иконоборцы, - почитание Креста; 3) места, где полагается изображать иконы; 4) материалы для изготовления икон (интересно, что о резных иконах в оросе ничего не говорится); 5) объекты изображения (иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей).; 6) нравственный смысл почитания икон (ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним); 7) его догматические нормы; 8) и, наконец, церковные прещения на непослушных.

 

42). Причины возобновления иконоборчества после VII Вселенского собора. Император Лев

Армянин. Иконоборческий собор 815г.

 

Причины воскрешения иконоборчества главным образом в том, что это движение было лишь отчасти церковным, но гораздо более политическим. Разбитое на церковной почве, оно сохраняло

 

свою живучесть на почве светской. Иконопочитат становясь в известные отношения к императором-иконоборцам, они не должны были забывать, что императоры были влиятельной политической силой. Их авторитет в народной среде был очень высоким. Особенно это было актуально на фоне неудач последующих правителей. Более того, восстановление иконопочитания, по всей видимости, большинством было понято и принято не как торжество только православия, но и как политическая реставрация - возвращение порядков до 716 г. Правление Ирины не было так славно, чтобы заставить византийских политиков забыть успехи времени Льва Исаврийца и Константина Копронима. В 802 году в Константинополе высшими чиновниками был произвелен переворот в результ котор св. Ирину лишилась власти и отправили в ссылку. К власти пришел император Никифор I, который до того был одним из министров финансов. На императорском престоле сменил его близкий родственник Михаил I Рангаве правление которого было непродолж. В июле 813 г. Михаил I был низвержен и на трон взошел иконоборец Лев V Армянин.

 

Лев V Армянин (813-820) видел себя вторым Копронимом. Он был представителем малоазийских военных, которые отличались боевой активностью и в то же время иконоборческ настроенностью. В долгой войне с Крумом ханом Болгарской империи император Лев нанес поражение, развеяв, миф о его непобедимости. Эта победа подняла престиж нового императора. В кругу своих приближенных он утверждал, что кризисное состояние Империи связано с возрождением поклонения иконам, доказывал это тем, что императоры-иконоборцы управляли благополучнее их преемников. Сочувствующие иконоборчеству проявляли не тольк военны, но иерархи Церкви. Лев V поручил ученому Иоанну Грамматику собрать необходимые материалы для осуждения иконопочитания для предстоящего иконоборческого собора. Затем император стал убеждать патриарха отказаться от иконопочитания. После отказа св. патриарх Никифор в 815 г. был низложен и отправлен в ссылку. Новым патриархом стал Феодот, начальник лейб-гвардии и родственник Копронима, необразованный и полуграмотный человек. После Пасхи того же года Лев Армянин созвал собор в Св. Софии под председательством этого патриарха. Православные иерархи и монахи отказались в нем участвовать, были низложены и отправлены в ссылки.

Собор объявлял вновь восстановленными решения иконоборческого собора 754 г., а Вселенский Собор 787 г. - потерявшим силу. Но все же его решения были умереннее Копронимова собора: разрешалось оставлять иконы в церквах, но вывешивать повыше, чтобы они служили для неграмотных вместо писания. Возжигать перед ними свечи или их лобызать- запрещалось. Собор определил, что иконы - не идолы, а Влахернский собор Копронима не объявлялся Вселенским.

Не подписывавшие орос епископы и игумены ссылались и наказывались. Св. Феодор Студит написал собору обличительное письмо, был наказан пыткой и сослан.

43). Преп. Феодор Студит. Ответ на возобновление гонений икон. Учение о догматических

основах иконопочитания. Борьба за верность церковным канонам.

Ирина назначила Феодора игуменом Студийского монастыря в Константинополе, который расцвел под управлением высокообразованного, энергичного игумена. Монастырь был известен благотворительной деятельностью и активным служением братии. Св. Феодор(759-826) ввел строгий общежитийный устав, монахи занимались как физическим трудом, так и книжной деятельностью. Он увеличил число насельников своего монастыря с 12 до 1999 человек. Сам Феодор стал столь влиятельным лицом, что легко было усмотреть в нем преемника патриарху Тарасию. Император Михаил I Рангаве (811-813 гг.), который был иконопочитателем сделал Феодора Студита своим советником. Это был ошибочный шаг: св. Феодор давал замечательные советы в делах церковных, но не в области политики.

 

Св. Феодор Студит написал собору 815г обличительное письмо, был наказан пыткой и сослан.

Свв. Феодор Студит и патриарх Никифор основывали свои доводы против иконоборцев на понятии ипостасного единства Божества и человечества во Христе. Образ, икона Христа всегда изображает лицо, личность, то есть Божественное Слово. В воплощении Бог-Слово воспринял человеческую природу. Следовательно, на иконе изображена личность воплощенного Бога. Преп. Феодор не боялся резких выражений. Особенно обличал он засилие царства над Церковью. Тебе вверено гражданское общ и армия ими и управляй, писал он Льву Армянину,а церковь оставь. Игуменов, подписавшихся под оросом 815 г., преп. Феодор подверг резкой критике. В своих письмах он сокрушался, что император Лев V устранял иконы и все те части богослужения - тропари, стихиры, - в которых замечались идеи иконопочитания. На их место сочинялись и вставали новые строки в духе иконоборческого богословия. Написаны были новые учебники для учителей и школ с целью перевоспитать юношество. Гонение было тяжко своей систематичностью, всеобщностью, сыском и шпионажем.

 

В Рождество 820 г. Лев Армянин был свергнут и убит в церкви. Православные встретили эту политическую перемену с чересчур живой радостью. Преп. Феодор Студит, со свойственной ему прямотой, в весьма восторженной форме приветствовал этот переворот. Однако патриарх Никифор, также пострадавший от Льва Армянина, будучи человеком светской карьеры, понимал политические заслуги Льва и потому выразился более беспристрастно, сказав, что "ромейское государство потеряло хотя и нечестивого, но великого своего заступника".

 

44). Патриарх Никифор. Борьба за почитание св. икон. Православный собор 815г.

При императоре Никифоре в 806 г. скончался патриарх Тарасий. Все ожидали, что новым патриархом станет св. Феодор Студит. Однако Никифор понимал, как неудобен для его политической программы будет патриарх в духе и силе Феодора, не признающий компромиссов при защите независимости Церкви. Птариархом был избран Никифор, вполне, впрочем, православ человек. В надежде исправить финансовое положение Империи Никифор решил вновь сократить льготы монастырей, которые при Ирине слишком усилились. В частности, он, ввел налоги на монастыри. Патриарх поддержал непопулярные политические меры императора, понимая их вынужденность и критическое положение империи. Тем не менее это вызвало раскол между патриархом и возглавляемой Феодором монашеской партией. Конфликт завершился лишь с новой волной иконоборчества, примирившей преп. Феодора и свт. Никифора.

 

Венчал на царство Льва Арменина патриарх Никифор, и, по-видимому, Лев произнес обычное исповедание православия. Патриарх, как бывший министр двора, понимал политику царя, но за спиной патриарха стояла другая партия, и свободно пойти на компромисс он не мог. На сторону императора опять встали некоторые иерархи: Антоний, епископ Силлейский из монахов; Иоанн Грамматик, ученый профессор богословия. В 814 г. Лев устроил диспут своих сторонников с патриархом Никифором, Феодором Студитом и др. Лев V распорядился убрать знаменитый образ Спасителя на медных воротах дворца икону под предлогом оберегания ее от оскорблений. Об этом с возмущением писал Феодор Студит к папе в Рим. Туда снова во имя православия обратилось сердце монахов и их вождя Феодора. И как бесхитростно ошибался преподобный Феодор в области политики, так же без хитрости он превозносил высоко честь кафедры апостола Петра.

 

Предвидя гонение, патриарх Никифор собрал около себя единомышленников-епископов и отслужил с ними всенощное бдение. Император Лев счел это за демонстрацию и сделал ряд придирок к Никифору. Патриарх послал императору письменное отречение от патриаршества и в полночь 20 марта 815г., помолившись в Св. Софии, сам отправился в ссылку в свой монастырь.

45). Иконоборческие гонения при императоре Феофиле. Исповедники этого периода.

Императрица Феодора. Первое празднование торжества Православия.

На трон Империи взошел Михаил II Травл (820-829 гг.). Действительно, Михаил II тотчас дал амнистию всем сосланным за иконы при Льве V. Вернулись патр. Никифор и Феодор Студит. Но Михаил также оказался иконоборцем, происходившим из семьи павликиан. Он ненавидел религиозные гонения и поэтому объявил полную терпимость, настаивая прекратить споры о иконах. После смерти Михаила Травла воцарился его сын Феофил (829-842 гг.), человек рафинированно образованный, но также и твердых иконоборческих убеждений. Он любил богослужения, сочинял стихиры, занимался церковным композиторством и даже регентством.

Но он также начал беспощадное гонение на иконопочитателей. В 833 г. Феофил поставил патриархом своего учителя Иоанна Грамматика, фанатичного иконоборца. Тут же был созван своего рода иконоборческий собор, после которого из церквей были вынесены все иконы, изографов пытали и убивали. Монастыри вновь были отобраны у монахов, им запрещалось показываться в городах. Феофил устраивал диспуты, но горе тем иконопочитателям, которые осмеливались возражать ему. Встречена была эта реставрация икономахов в политических сферах, правда, сочувственно, но только потому, что военные неудачи при Рангаве живо напомнили византийцам славные победы Льва III и Константина.

 

В 831 г. Феофил женился на Феодоре. С ней в его семью вошло тайное иконопочитание. В 842 г. Феофил заболел и умер. На престол вступила вдова Феофила Феодора, как регентша трехлетнего Михаила III. Уже через несколько месяцев после смерти Феофила происходило "Торжество Православия". Была восстановлена веротерпимость. Константинополь быстро наполнился вернувшимися из подполья и ссылок монахами. Патриарх Иоанн Грамматик был низложен, а вместо него утвержден св. Мефодий, бывший исповедником при Феофиле. Феодора устроила открытое церковное торжество, которое пало на первое воскресенье Великого поста. Со временем праздник Торжества Православия приобрел всеобщий широкий характер торжества Церкви над всеми ересями.

 

46). Отношение Римской Церкви к VII Вселенскому собору, ее позиция в вопросе об

иконопочитании. Богословское учение Карла Великого и Франкфуртский собор.

В период управления государством имп Ириной, оно стало слабее и попало в определенную зависимость как от арабов на востоке, так и от болгар на севере. Но самое главное — престиж Византии сильно упал на Западе, что отразилось на отношениях константинопольской Церкви с западной, римской Церковью. Покорением Лангабардов Карл оказал папе услугу, какой не в силах была оказать ему Византия. Римская Церковь решила связать свою судьбу с франками.На Западе Собор 787 г. был воспринят плохо. Рим был в определенной степени разочарован результатами этого Собора, Рим ждал не только восстановления иконопочитания, но и возвращением отобран у римской Церкви императорами-иконоборцами территорий. Однако официальный Константинопол в лице императорской и иерархической властей не хотел слышать о различных папских притязаниях, в том числе и на примат в Церкви Христовой. Только монашествующие готовы были идти до конца в поддержке Рима. В ответ на посланные папой Адрианом I акты VII Никейского Собора Карл (около 794 г.) направил ему так называемые " Карловы книги", составленные около 790 г. по его поручению франкскими богословами.

 

«Карловы книги» имели в виду прежде всего политическую цель, желая возвысить государство Карла Великого в ущерб Византии, которая якобы впала в ересь на VII Вселенском Соборе. Обвинения, выдвинутые против учения, выраженного VII Вселенским Собором, были крайне неудачными. Прежде всего, по той причине, что составители «Карловых книг» имели в руках чрезвычайно несовершенный латинский перевод деяний Собора, который никак не отражал всей тонкости греческой богословской терминологии. Отвергая иконопочитание, как оно было утверждено VII Вселенским Собором, Карл Великий ссылался на старое учение папы св. Григория Двоеслова. Отношение этого папы к иконам было не совсем ортодоксальным. По мнению св. Григория, иконы — это книги для неграмотных, они помогают сосредоточиваться в молитвах, приходить в умиление, вспоминая события Священной Истории.Т.е этом учении об иконах им усваивается значение всего лишь психологическое и педагогическое, в то время как учение об иконах VII Вселенского Собора более глубокое: оно говорит об онтологическом значении икон, о том, что иконы соединяют молящегося с тем, кто изображен на ней, хотя икона и не тождественна с тем, кто на ней изображен. Римский папа пытался вступить в полемику с Карлом Великим, но Карл так упорно стоял на своем, что папа вынужден был отступить. Карл созвал собор во Франкфурте в 794 году. На этом соборе он осудил иконопочитание так, как оно было догматизировано VII Вселенским Собором.На этом соборе присутствовали представители папы Адриана I.

 

47). Политический разрыв Запада с Востоком, его история и причины. Создание западной

империи. Реакция Византии.

Иконоборческие эдикты стали непосредственным поводом резкой переписки и острых противоречий между Востоком и Западом. Главная причина споров лежала в политических, религиозных и национальных требованиях, которые неизбежно должны были привести к взаимному столкновению. Император Лев 3 стоял на стороне старых прав империи и держался обеими руками за свои итальянские владения. После его смерти итальянские дела оставались в неопределенном положении, и ежечасно готовы были вспыхнуть вооруженные столкновения на границах с лангобардами. В Италии за империей оставались небольшие клочки и узкие полосы: Апулия и область Калабрии, Неаполь, Рим под именем дуката, Равенна с городским округом, пять приморских городов под наименованием Пентаполя и, наконец, Венеция: Несколько раз в различных частях Италии составлялись соглашения между различными городами против византийского господства, в иных местах объявлялись самозванцы, принимавшие звание императора. Авторитет наместника или экзарха постепенно падал, и римский дукат приобретал с каждым годом более самостоятельности. Папа Григорий III, по свидетельству местной папской хроники, занимается возобновлением римских укреплений, вел переговоры с лангобардским герц.

 

Весьма вероятно, что к тому времени римский дукат «же вышел из-под непосредственной власти экзарха и получил самостоятельную организацию. Римский епископ начинает чувствовать себя государем, и Рим находится в периоде образования светского государства. Союз Каролингов с папами дал новое направление европейской истории. Этим союзом, с одной стороны, положено начало объединения римско-германского мира в Священной Римской империи, с другой — в вем кроется основание духовного могущества папства и светской власти римского престола. В половине VIII в. франкские майордомы из дома Каролингов решились захватить королевскую власть и нуждались для того в содействии со стороны представителя церковной власти; с другой стороны, и римские папы, находясь в борьбе с лангобардами, искали себе военной поддержки вне Италии.

 

Первонач папа Стефан II обратился к Константину Копрон исполнить обещание и послать в Италию войска искусных генералов, чтобы остановить наступление короля лангобард. Но Константин отказался, занятый организацией иконоборческого собора. Тогда папа вынужден был обратиться к королю франков Пипину, просить его помощи и венчать его Римским патрицием. Это произошло в 754 г. Пипин отблагодарил пап за свое возвышение. Франкские короли отняли у лонгобардов Равеннский экзархат и Пентаполис и подарили их римским епископам. Так появилось папское государство и родилась светская власть папы. Однако Константин V по отношению к своим итальянским владениям не обнаружил той энергии и предусмотрительности, какая его отличала в сношениях с арабами и болгарами. Весьма вероятно, что как Лев III, так и Константин V, слишком убаюканные достигнутыми ими успехами в борьбе с арабами перестали обращать внимание на поддержание военного флота, без которого Византия не могла с успехом отстаивать свой интерес в Италии.

 

48). Монашество в Византии, в IV - VIII вв. Его роль в истории догматических споров.

Главные монастыри.

Самым могущественным элементом, возобладавшим в христи­анском обществе, в особенности с V в., и давшим особенный отпечаток церковной и гражданской жизни того времени, были монастыри. Константинополь со времени обращения его в столицу хри­стианской империи стал быстро украшаться многочисленными и часто богатой постройки монастырями. Самим Константином построено 15 монастырей. В V в. по желанию благочестивой августы Пульхерии и вследствие ее влияния, когда и самый дворец усвоил себе вид мо­настыря, Константинополь и его ближайшие окрестности покрылись еще новыми монастырскими постройками. В 536 г. происходил в Константинополе поместный собор против монофизитов, на котором присутствовали и игумены столичных мона­стырей. Они подали патриарху Мине прошение, подписанное всеми присутствовавшими, в котором ходатайствовали о принятии строги мер против еретиков; прошение подписано 68 игуменами.

Некоторые из константинопольских монастырей пользовались таким значением, что принимали в лице своих игуменов деятельное участие в политической жизни. Наиболее известные: Студийский св. Иоанна, свв. Маманта, Сергия и Вакха, Феодора Тирона, Косьмы и Дамиана, св.Ирины, Богородицы Одигитрии, Панагии в квартале Влахерн, Богородицы у Источника. Египетское пустынножительство, во главе коего в IV в. стояли Антоний и Пахомий Великие, Павел Фивейский, Макарий и др., нашло себе подражание и перенесено было в Сирию, Палестину, в Констан­тинополь и на запад Европы. Высокие подвиги пустынников возбуждали удивление и привлекали внимание светского общества и правителей. С ними входили в письменные сношения императоры и спрашивали их совета по государственным и церковным делам. С течением времени монашество, будучи первоначально свободным состоянием, зависевшим от личного избрания, вошло в состав церковного клира и заняло в нем важное и влиятельное положение.

 

Южнее от Нитрийской пустыни, в местности называемой Κελλια, образовалась знаменитая колония эремитов, называемая Скитскою пустынею. Здесь, жили иногда в кельях, вырубленных в скалах, или сложенных из досок. Макарий Египетский, был первым, основавшийся здесь, как эремит. Он владел харизмом исцеления и пророчества. В скитских монашеских общинах он исполнял богослужебные обязанности. К современникам Макария Великого относятся ефиоплянин Моисей, который ранее был разбойником и Макарий Младший. Его два ученика Евагрий Понтийский и Марк Еремит известны писательским искусством. Евагрий в своих сочинениях проводил крайнюю теорию аскетизма, что человек чрез очищение от страстей может достигнуть невозмутимой безгрешности и совершенства. Из Египта монашество распространилось на Синайский полуостров, где мы, несколько позже, встречаем двух выдававшихся аскетических писателей: Нила Синаита (†430r). и Иоанна Лествичника (†580 г.)

49). Монашество в Палестине и Сирии IV - VIII вв.

Ес­ли в IV ве­ке клас­си­че­скою стра­ной мо­на­ше­ст­ва был Еги­пет с Ниль­скою до­ли­ною, то в V — VI ве­ках, центр мо­на­ше­ской жиз­ни пе­ре­но­сит­ся на Вос­ток, в Па­ле­сти­ну. Рас­цве­ту мо­на­ше­ской жиз­ни здесь по­мог­ло и то об­стоя­тель­ст­во, что с кон­ца IV ве­ка и да­лее на­ча­лись па­лом­ни­че­ст­ва в Па­ле­сти­ну. При­шед­ший из Егип­та в пер­вой по­ло­ви­не IV ве­ка уче­ник св. Ан­то­ния — Ила­ри­он из Га­зы, ос­но­вал пус­тын­но­жи­тель­ст­во на юге стра­ны. Око­ло се­ре­ди­ны IV-го ве­ка воз­ник­ли в Па­ле­сти­не мно­го­чис­лен­ные мо­на­сты­ри. Там оди­на­ко­во при­ви­лись оба ви­да мо­на­стыр­ской жиз­ни — и ана­хо­ре­ты и ки­но­ви­ты. Они бы­ли под­чи­не­ны од­но­му эк­зар­ху; эти ар­хи­ман­д­ри­ты бы­ли из­би­рае­мы боль­шин­ст­вом мо­на­хов и ут­вер­ждае­мы Ие­ру­са­лим­ским пат­ри­ар­хом. Са­мы­ми вы­даю­щи­ми­ся ар­хи­ман­д­ри­та­ми Па­ле­стин­ско­го мо­на­ше­ст­ва бы­ли Кап­па­до­кий­цы — Фео­до­сии (414-519 г.) и Сав­ва (439-532 г.). По­след­ний ос­но­вал 7 лавр в Па­ле­сти­не, из ко­то­рых λαυρα μεγιστη, где сам Сав­ва жил до смер­ти, бы­ла са­мою зна­ме­ни­тою и на­хо­ди­лась близ Ие­ру­са­ли­ма. Он ос­но­вал мно­же­ст­во мо­на­сты­рей в Па­ле­сти­не и ввел в них оп­ре­де­лен­ный бо­го­слу­жеб­ный ус­тав.

 

С 536 г. на­ча­лись ори­ге­ни­сти­че­ские спо­ры; они при­ве­ли в дви­же­ние мо­на­сты­ри и лав­ры Па­ле­сти­ны. V Все­лен­ский Со­бор объ­я­вил Ори­ге­на ере­ти­ком. Чрез 8 ме­ся­цев мо­на­хи νεα λαυρα, как мыс­лив­шие по Ори­ге­ну, бы­ли из­гна­ны во­ен­ной си­лой. В VII ве­ке Па­ле­сти­на бы­ла за­вое­ва­на ара­ба­ми. Мо­на­хи и мо­на­сты­ри про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать, яв­ля­ясь да­же оп­ло­та­ми хри­сти­ан­ст­ва. Од­на­ко, связь мо­на­ше­ст­ва с дру­ги­ми хри­сти­ан­ски­ми стра­на­ми, как Вос­то­ка так и За­па­да, пре­кра­ти­лась, и мо­на­ше­ст­во в Па­ле­сти­не ста­ло за­ми­рать.

 

По­сле Егип­та в Си­рии мо­на­ше­ст­во ра­нее дру­гих вы­сту­па­ет и дос­ти­га­ет ве­ли­ко­го рас­цве­та. Си­ри­ец Аф­ра­ат рас­ска­зы­ва­ет об брат­ских сою­зах муж­чин и жен­щин. Они на­зы­ва­лись "обо­соб­лен­ны­ми," уе­ди­нен­ны­ми, ибо, по обе­ту, они про­во­ди­ли без­брач­ную жизнь. К зна­ме­ни­тым ас­ке­там Си­рии при­над­ле­жит св.Еф­рем Си­рин. Под­ви­ги ас­ке­тиз­ма и пус­тын­ни­че­ской жиз­ни бы­ли здесь обыч­ным явл и воз­бу­ж­да­ли об­щее ува­же­ние. Ни­ко­го не удив­лял вид лю­дей, жи­ву­щих как ди­кие зве­ри в уе­ди­нен­ных го­рах и в пе­ще­рах. Са­мые не­обык­но­вен­ные по­ступ­ки воз­бу­ж­да­ли по­хва­лу и со­рев­но­ва­ние: как бла­жен­ный Марк об­на­жен­ным пред­при­ни­мал про­дол­жит про­гул­ки по сне­гу, как бла­жен­ный За­ха­рия имел ка­мень во рту что­бы при­учить се­бя к мол­ча­нию, и но­сил на те­ле ве­рев­ку с тре­мя уз­ла­ми, впи­вав­ши­ми­ся в его спи­ну. В Ан­ти­охии, Се­лев­кии, Эдес­се, Ами­де и дру­гих го­род со­сре­до­то­чи­ва­лись боль­шие мо­на­ше­ские об­щи­ны, мно­гие из ко­тор дос­тиг­ли 1000 че­ло­век. Та­ко­вы мо­на­стырь св. Фо­мы в Се­лев­кии, мон­стырь Цук­нин и св. Ио­ан­на в Ами­де, Си­ме­о­на Столп­ни­ка близ Ан­ти­охии.

 

Ме­ст­но­му ге­рою и под­виж­ни­ку Си­ме­о­ну уда­лось про­вес­ти в жизнь но­вый спо­соб са­мо­ис­тя­за­ния — под­виг стоя­ния на вы­со­ком стол­пе. И этот под­виг с V в. на­шел се­бе мно­гих под­ра­жа­те­лей на Вос­то­ке. В юных ле­тах Си­ме­он уда­лил­ся в пус­ты­ню, где под­ви­­за­лся под ру­ко­во­дство бла­жен­но­го Илио­до­ра и пре­взо­шел всех жив­ших вме­сте с ним пус­тын­ни­ков по­стом и под­ви­га­ми са­мо­ис­тя­за­ния. Что­бы обес­пе­чить се­бе уе­ди­не­ние и ог­ра­дить се­бя от тол­пы по­се­ти­те­лей Си­ме­он уст­ро­ил се­бе вы­со­кий столп, на ко­то­ром ос­та­вал­ся 40 лет. Бла­го­чес­ти­вый им­пе­ра­тор Фео­до­сии II и се­ст­ра его ца­рев­на Пульхер пе­ре­пи­сы­ва­лись с Си­ме­о­ном по цер­ков­ным де­лам и спра­ши­ва­ли сов по вол­ную­щим го­су­дар­ст­во во­про­сам. Возм, что Си­ме­он по­да­вал свое мне­ние и по де­лам Хал­ки­дон­ско­го со­бо­ра. Ста­ли при­хо­дить в Си­рию из от­да­лен­ней­ших стран: из Ис­па­нии, Анг­лии и Гал­лии, а в Ри­ме изо­бра­же­ния свя­то­го ста­ви­лись в при­тво­рах ре­мес­лен­ных за­ве­де­ний.

 

50). История разногласий между римскими папами и константинопольскими патриархами.

Их причины: политические, канонические, догматические, литургические.

При фак­ти­че­ской не­за­ви­си­мо­сти за­пад­ных Церк­вей от Ри­ма, са­ми рим­ские па­пы при­дер­жи­ва­лись не­ко­го не­объ­яс­ни­мо­го мис­ти­че­ско­го убе­ж­де­ния, что Петр - ро­до­на­чаль­ник рим­ской ка­фед­ры, а че­рез нее - всех ос­таль­ных епи­скоп­ских ка­федр. Сле­до­ва­тель­но, па­пы ви­де­ли се­бя гла­вой всех Церк­вей; но в V-VIII вв. они, по­хо­же, по­ни­ма­ли, что эту их идею ни­кто не смо­жет вос­при­нять и ни­кто к ней серь­ез­но не от­не­сет­ся, и не слиш­ком на­стой­чи­во за­яв­ля­ли со­от­вет­ст­вую­щие пре­тен­зии. Так, мы ви­де­ли, что па­па Лев Ве­ли­кий, про­тес­туя про­тив 28-го ка­но­на Хал­ки­до­на, ссы­лал­ся на Ни­кей­ский Со­бор, а св. Гри­го­рий Ве­ли­кий про­тес­то­вал про­тив ти­ту­ла "все­лен­ский", ут­вер­ждая, что ес­ли один епи­скоп на­зы­ва­ет­ся "все­лен­ским", то ни один из всех ос­таль­ных епи­ско­пов не мо­жет счи­тать се­бя та­ко­вым. Тем не ме­нее это внут­рен­нее мис­ти­че­ское убе­ж­де­ние рим­ских пап ни­ко­гда их не по­ки­да­ло и по­сте­пен­но при­об­ре­та­ло юри­ди­че­ское и ин­сти­ту­ци­он­ное оформ­ле­ние.

 

Вна­ча­ле па­пы пы­та­лись ста­вить на клю­че­вые ка­фед­ры сво­их ви­ка­ри­ев, по­сы­лая им пал­ли­ум на­при­мер, в Ар­ле или в Ил­ли­ри­ке. В 742 г. со­бор в Су­ас­со­не под пред­се­да­тель­ст­вом рим­ско­го мис­сио­не­ра - кре­сти­те­ля гер­ман­ских зе­мель св. Бо­ни­фа­ция - по­ста­но­вил, что все ми­тро­по­ли­ты долж­ны по­лу­чать пал­ли­ум из Ри­ма. Это по­ста­нов­ле­ние бы­ло про­ве­де­но в жизнь Кар­лом Ве­ли­ким.

Од­на­ко в пред­ше­ст­вую­щую эпо­ху, в VI-VII вв., Рим­ская Цер­ковь бы­ла свя­зую­щим зве­ном ме­ж­ду За­па­дом и Вос­то­ком. Она осоз­на­ва­ла это и за­час­тую соз­на­тель­но шла на ком­про­мис­сы, что­бы со­хра­нить эту роль. Ес­ли бы не бли­зо­ру­кая по­ли­ти­ка ико­но­бор­че­ских им­пе­ра­то­ров, толк­нув­ших пап в объ­я­тия фран­ков, что в кон­це кон­цов де­ла­ло пап­ст­во за­пад­ным ин­сти­ту­том, свя­зан­ным с Ка­ро­линг­ской мо­нар­хи­ей, все мог­ло бы быть по-дру­го­му... Важ­ную роль в по­сте­пен­ном рас­хо­ж­де­нии Церк­вей сыг­рал па­па Ни­ко­лай I (858-867), он пер­вым ввел в ка­но­ни­че­ское упот­реб­ле­ние на За­па­де так на­зы­вае­мые "Лже­иси­до­ров­ские дек­ре­та­лии". Этот ка­но­ни­че­ский сбор­ник со­став­лен око­ло 850 г. в За­пад­ной Фран­кии. Его ав­то­ром был ос­тав­ший­ся не­из­вест­ным франк­ский кли­рик, ук­рыв­ший­ся под псев­до­ни­мом Иси­до­ра. Лже­иси­дор со­ста­вил 70 дек­ре­та­лий от име­ни по­чи­тае­мых пап, пра­вив­ших еще до Ни­кей­ско­го Со­бо­ра (325 г.)

 

Его глав­ной це­лью бы­ли, ско­рее все­го, ме­ст­ные ин­те­ре­сы франк­ских епи­ско­пов, же­лав­ших вме­сто близ­кой и эф­фек­тив­ной свет­ской вла­сти, а так­же ми­тро­по­личь­е­го кон­тро­ля иметь го­раз­до бо­лее от­да­лен­ную и, сле­до­ва­тель­но, ку­да ме­нее эф­фек­тив­ную пап­скую власть. Един­ст­вен­ным спо­со­бом сде­лать это, как ка­за­лось Лже­иси­до­ру, бы­ло про­воз­гла­ше­ние аб­со­лют­ной мо­нар­хии рим­ских пап. В дек­ре­та­ли­ях па­па про­воз­гла­ша­ет­ся вер­хов­ным за­ко­но­да­те­лем, без одоб­ре­ния ко­то­ро­го не мо­жет со­ста­вить­ся ни один со­бор и не всту­па­ет в си­лу ни од­но со­бор­ное по­ста­нов­ле­ние. Он - вер­хов­ный су­дия, без по­зво­ле­ния ко­то­ро­го не мо­жет быть низ­ло­жен ни один епи­скоп и ко­то­рый ре­ша­ет все "глав­ные де­ла" в Церк­ви. Все не­до­воль­ные ре­ше­ни­ем ме­ст­ных со­бо­ров и ме­ст­ных ми­тро­по­ли­тов мо­гут об­ра­щать­ся с апел­ля­ци­ей к па­пе.

 

Раз­ли­чия бо­го­слу­жеб­ные:

1) Ла­ти­ня­не по­сти­лись по суб­бо­там, гре­ки - нет. 2) Ла­ти­ня­не со­вер­ша­ли ев­ха­ри­стию в Ве­ли­кий пост, что для гре­ков бы­ло со­вер­шен­но не­до­пус­ти­мым. 3) На Вос­то­ке при­ход­ские свя­щен­ни­ки бы­ли же­на­ты­ми. На За­па­де, на­стаи­ваю­щем на це­ли­ба­те, это счи­та­лось гре­хом ни­ко­лаи­тиз­ма.

4) На Вос­то­ке по окон­ча­нии Ев­ха­ри­сти­че­ско­го ка­но­на в Ча­шу до­бав­ля­лась те­п­ло­та (зе­он) - обы­чай, не­из­вест­ный на За­па­де. 5) В рим­ской ли­тур­гии от­сут­ст­во­ва­ла эпи­кле­за - воз­зва­ние к Свя­то­му Ду­ху по­сле слов Хри­ста при ос­вя­ще­нии Да­ров. На Вос­то­ке эпи­кле­за счи­та­лась не­отъ­ем­ле­мой ча­стью Ев­ха­ри­сти­че­ско­го ка­но­на. 6) На За­па­де по­сле IX в. поя­вил­ся обы­чай ис­поль­зо­вать для Ев­ха­ри­стии оп­рес­но­ки. К XI в. он уже по­все­ме­ст­но во­шел в упот­реб­ле­ние. На Вос­то­ке, где ис­поль­зо­вал­ся толь­ко квас­ной хлеб, за­пад­ный обы­чай ка­зал­ся еще од­ной иу­даи­сти­чес тен­ден­ци­ей и, со­вме­ст­но с от­сут­ст­ви­ем эпи­кле­зы и filioque, - не­доз­во­ли­тель­ным при­ни­же­ни­ем ро­ли Свя­то­го Ду­ха.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.