Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Их житие, участие в богословских спорах




В столице Египта находился ученый монах по имени Софроний обладающий широкой известностью и авторитетом духовного подвижника, и Кир решил показать ему 9 анафем, чтобы заручиться его поддержкой. Прочитав их, Софроний сразу выступил против выражения "одна энергия", увидев здесь признаки аполинаризма и потребовал заменить ее на "две". Кира возражения не остановили, и анафематизмы были провозглашены. Тогда Софроний немедленно отправился в Константинополь, чтобы лично встретиться с патриархом Сергием. Сергий, похоже, согласился с его доводами и опубликовал свой указ " Псефос ". В "Псефосе" не рекомендовалось говорить об одной или двух энергиях во Христе, но намекалось, что реально во Христе одна воля. Софронию такой компромисс мало понравился, но Сергий взял с него обещание не высказывать публично своего мнения. Из Константинополя, после встречи с Сергием, Софроний отбыл в Иерусалим, где почти сразу же был избран патриархом. Это серьезно насторожило и Ираклия, и патриарха Сергия. Они провод свою политикубез ведома других патриархов: Римского, Иерусали, Антиохийск.

 

Сергий решил опередить Софрония и выставить дело перед папой в желательном для себя свете. В 634 г Сергий написал папе об "успехе" в Александрии греческого православия под формулой "миа энергия", о протесте Софрония против термина "миа энергия" и признал, что "Псефос", запрещая говорить об энергиях, может сорвать объединение, ибо "моноэнергизм" и был тем условием, на котором объединение было бы возможным. Гонорий встал целиком на путь мышления Сергия. Он согласился, что спор о двух или об одной энергии есть пустой спор. Признавая Воплотившегося Бога-Слова, действующего и по-Божески и по-человечески, Гонорий, однако, признает единое хотение, т.е. волю. Все действия сходились к единству безгрешной воли, не затронуой первор грехом. С этого момента моноэнергизм переходит в монофелизм. "Псефос" Сергия еще оставлял какую-то надежду на компромисс, но папа Гонорий, первым сформулировав ересь монофелизма, сделал компромисс невозможным. В 638 г. Сергий и игумен Пирр составили новый документ - "Эктесис", который, за подписью Ираклия, начали распространять по Империи. "Эктесис" был ответом на окружное соборное послание св. Софрония, которое Константинополь отказался признать. Доказывая наличие двух воль во Христе, Софроний утверждал, что в Нем каждая природа действует естественно по своему существу. Если у человечества Христа не было своей воли, это значило, что характеристики каждой природы по соединении не сохранялись. Наличие одной энергии или воли лишает это различие всякого смысла, превращая его в чистую абстракцию.

 

Патриарх Сергий и папа Гонорий скончались в 638 г. Новый патриарх Константинопольский Пирр (638-641; 654-655) был убежденным монофелитом. Ему пришлось столкнуться с отказом римских епископов подписать "Эктесис". Однако после смерти Ираклия, Пирр был арестован, низвергнут и сослан в Карфаген, где встретился с преп. Максимом, бывшим секретарем Ираклия, а затем монахом одного из малоазийских монастырей. В 645 г. между Пирром и Максимом состоялся богословский диспут, после которого Пирр принял Православие. В 646 г. Пирр вместе с Максимо отбыл в Рим. Тем временем в Константинополе начали понимать бесполезность монофелитства. Большая часть монофизитов была под арабами, так что единства с ними уже не достигнуть,а Италия и Африка, стали в оппозицию к монофелизму. Император Констант II издал декрет "Типос", в котором вообще запрещал любые споры. В октябре 649 г., сразу же после своей хиротонии, папа Мартин I созвал собор в Латеране, на котором присутствовали еп в основном из Италии и Африки, греческие монахи, среди которых был и преп. Максим Исповедник. Решения собора были облечены в форму двадцати анафематизмов, вновь утверждающих Халкидон, так же как и учение о двух энергиях и двух волях во Христе, как необходимом выражении Его двух природ. Решение Собора не содержало личных обвинений ни Ираклия, ни Константа II, но монофелитское учен и Эктесис, Типос - были осуждены.

 

При Константинопольском дворе решили подавить западную оппозицию. Папу Мартина обвинили в политических и религиозных преступлениях. Экзарх Равенны объявил папу низложенным и, арестовав его, привез под конвоем в Константинополь. Его лишили сана, пытали и приговорили к изгнанию Херсонес. В 654 г. Пирр, получивший полную политическую реабилитацию, вновь воссел на патриарший престол. Преемники папы Мартина восстановили общение с Константиноп. Основная заслуга в борьбе против монофелизма принадлежит не Западу, а простому монаху - преп. Максиму Исповеднику, духовному сыну пат Софрония. Когда в 653 г. папу Мартина

арестовали, вместе с ним схватили и Максима с двумя его учениками. Преп. Максима сослали во Фракию на берег Черного моря (655 г.), откуда он продолжал писать против монофелитства и волновать умы. В 662 г. его привезли обратно в Константинополь, произнесли ему, папе Мартину и патриарху Софронию анафему, снова пытали, отсекли язык и правую руку. Затем преп. Максим был вторично изгнан, на этот раз на Кавказ, где вскоре скончался (662 г). в возрасте 82 лет, не дождавшись торжества Православия на VI Вселенском Соборе (680 г.)

 

Суть учения преп. Максима Исповедника выражена в разработанном им учении о двух волях человека: природной и гномической, т.е. избирательной, или воле суждения. "Природная воля" есть тяготение природы к тому, что ей соответствует. Природа в естественном своем состоянии может желать только добра. Но грех исказилэто восприятие, и теперь естество часто стремится к вещам "противоестественным”.Однако у человека есть другая движущая сила, которая определяется не природой, а каждой человеческой ипостасью, каждым человеком в отдельности- личное суждение. Во Христе человеческая природа объединена с ипостасью Логоса, а потому явл совершенной. Христос оттого и обладает двумя естественными волями при отсутствии у Него человеческого "свободного выбора". В Его Личности нет места конфликту между двумя природными волями. То, что в человеке принадлежит его личности, во Христе принадлежит Логосу - Божественной Личности.

 

34). VI Вселенский собор. Вероопределение о двух волях и энергиях.

В 668г. императором стал е Константин IV Погонат (668-685). Его царствование началось с отражения наступления арабов. Победа над арабами произвела глубокое впечатление на всех соседей Византии. Аварский хан и славянские племенные вожди послали представителей к императору, прося его дружбы и покровительства. Его авторитет был еще более упрочен его церковной политикой. Отношения между Римом и Константинополем оставались двусмысленными. Молодой император для преодоления конфликта решил открыть в столице VI Вселенский Собор. Па паАгафон (679-681) призвал всех западных митрополитов провести совещания со своими епископами относительно монофелизма. Еписк подписали исповедание веры, осуждающее монофелизм, и объявили о разрыве общения с монофелитскими иерархами. После этого папа направил в Константинополь свою делегацию. В письме он излагает историю ереси, но повсюду замалчивает случай с Гонорием, приглашает императоров и конст патриархов принять православное учение, которое опирается на непоколебимую скалу Римской Церкви. В догматич части утвержд, что каждая из природ Христа имеет природные свойства.

VI Вселенский Собор открылся 7 ноября 680 г. в Трулльском зале имперского дворца. Вначале в работе Собора принимали участие всего 43 епископа, но определение Собора подписано уже 174 иерархами. Такие низкие цифры отражают состояние христианского мира в 680-681 гг., когда Сирия, Палестина, Египет и Северная Африка были оккупированы арабами, Малая Азия разорена, Балканск полуостров занят славянами. Представительство восточных патриархатов было номинальным. В отличие от ранних Соборов, на которых обсуждались богословские вопросы сами по себе, собрание 680-681 гг. концентрировалось на вопросе Предания. По существу, на нем обсуждался единственный вопрос: можно ли использовать ранние соборные решения и писания отцов для оправдания учения об одной энергии и одной воле во Христе. На 8-й сессии патриарх Георгий Констан объявил, что его убедили, и официально принял учение о двух волях. Лишь Макарий Антиохийский с кучкой сторонников остался верным монофелизму. Собор его низложил На Пасху 681 г. было восстановлено евхаристическое общение между Римом и Констант.

Определение веры Собора гласило, что по учению свв. отцов, во Христе две природные воли и два природных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. Его человеческое желание не противоречит, а подчиняется Его божественному и всемогущему желанию. Постановление Собора было принято без дальнейших споров. Однако легкость, с которой моноэнергизм сделал даже сам Халкидон приемлемым для многих монофизитов в Армении, Сирии и в Египте, показывает, что именно в нем заключалась сущность монофизитского видения единства личности во Христе.

 

35). Имп Юстиниан II; Пято-Шестой Трулльский собор. Корпус канонов. Правила 38, 82, 95.

Константин IV умер в 685 г., всего 33 лет от роду, после 17-летнего царствования. Воцарился его сын Юстиниан II Безносый (685-695; 705-711). Он был весьма способным правителем с ясным видением государства, его проблем, нужд и задач. Однако при всей своей энергии Юстиниан II совершенно не обладал дипломатическими способностями. Многие чрезвычайно нужные и дальновидные решения он принимал так, что восстанавливал против себя всех. Укрепляя крестьянство, он настроил против себя аристократию, а политикой переселений в опустошенные районы он восстановил против себя крестьян. Юстиниан первым предпринял дальновидный шаг и начал селить славян в Малой Азии, что превратило ее в главного поставщика солдат на долгие века. Он осуществлял необычайно дорогие строительные программы, не считаясь при этом ни с чем.

 

В своей церковной политике Юстиниан II стоял на твердой почве VI Вселенского Собора. Юстиниан II пост своей задачей доразвить творчество V и VI Соборов. Неопредел в церковной среде и слабость дисциплины подталкивали к каноническому творчеству. Юстиниан стремился унифицировать церковный устав различных частей Империи, но не по Римскому, а по Константинопольскому образцу. Указав, что ни V, ни VI Вселенские Соборы не издали никаких канонов, он развил идею, что необходимо заполнить этот пробел. В 691-692 гг. Юстиниан созвал большой собор византийских епископов с участием восточных патриархов и папских легатов в Трулльском зале. Официально он называется Трулльским Собором, или Пято-Шестым, как бы каноническим приложением к V и VI Вселенским Соборам. Но Римская Церковь его Вселенским не признала. Собор издал очень обширный корпус канонов, числом в 102 правила. За этими правилами чувствуется императорская воля, которая и направляла деятельность собора. Ярко выражено стремление, чтобы каноны были приняты во всей Вселенской Церкви. В некоторых из них говорится о нестроениях в жизни Карфагенской Церкви, в других — о непорядках в Армении; наконец, Собор осуждает некоторые обычаи, укоренившиеся в латинской Церкви- принудительное безбрачие священников, пост в субботу, служение Литургии на пресном, бесквасном хлебе, и другие.Здесь затрагив проблемы поведения священников, монахов, нарушен богослежебн практики, остапл от благоч мирян.

 

38-м правилом определяется, что административная жизнь Церкви автоматически зависит от административной структуры государства. Если новый император возвышает значение какого-нибудь города или приказывает построить новый, то этим автоматически вносится изменение и в церковную жизнь. Возвышенный город становится центром округа церковного, т. е. нескольких епархий, точно так же и селение, возведенное в ранг города, должно обязательно стать центром новых епархий. Города без епископа не бывает, поэтому в Церкви того времени очень много епископов. 82-ое правило Трулльского собора доносит до нас некое предчувствие иконоборческо эпохи. Здесь запрещается делать символические изображения Спасителя; Т.к Христос воплотился, реально явился на земле, то и изображения Его должны быть реалистическими, в образе человека, а не символическими, например, в образе Агнца Божия или др. 95-ое правило относится к приему в Церковь кающихся еретиков. Как это уже бывало в древности, еретики разделяются по способу приема в Церковь на три разряда: те, которые сн приним Т крещения, как если бы они были язычниками, те, которые принимаются в Церковь через миропомазание, и те, которые принимаются через покаяние и проклятие ереси, которой они прежде принадлежали. Этот третьим чином самый мягким принимались в церковь несториане и монофизиты. Отсюда видно, что, несмотря на все строгости, примененные к этим еретикам предшествующими Соборами, Церковь признает все таинства, которые у них совершаются. Хотя о приеме клириков не говор, предполага, что клирики принимаются в сущем сане.

 

 

36). Причины возникновения иконоборчества. Первые проявления. Догматические




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.