Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истоки гностицизма. Искажение учения о сущности Бога. 2 страница




 

В 340 г. папа Юлий (337-352) принял в евхаристическое общение прибывш в Рим Афанас и Маркелл, созвал собор и полностью оправдал. 6 января 341 г. император Констанций созвал собор в Антиохии, на который собрались 97 восточных епископов.Они вынесли новое определение веры, в котор использов слово со-сущего Отцу вместо единосущего, дающего по их мнению свободу таким еретикам, как Маркелл. Епископы также вынесли определение, что западные соборы не могут изменять решения восточных соборов. 341-342 г. умер старый интриган Евсевий.

Констанс, единовластный правитель Запада и Констанций созвали Собор в Сердике (София) в 342-343 гг. Однако он тут же раскололся на два лагеря, которые заседали отдельно и анафематствовали друг друга. Тем не менее императора смогли достичь компромисса. Восток согласился принять Афанасия, а Запад отказался от поддержки Маркелла, в модалистических симпатиях котор св. Афанасий уже разобрался.

 

В 350 г. Констанс был убит в Галлии узурпатором Магнентием. Констанций и его советники понимали, что для низвержения Афанасия нужно подорвать его поддержку на Западе. На двух соборах - в Арле (353) и Медиолане (355) - Констанций вырвал у западных епископов осуждение св. Афанасия. Медиоланским Собором руководили Урсакий и Валент Мурсийский, личные ученики Ария. В феврале 356 г. с помощью военной силы на Александрийскую кафедру был помещен арианин Георгий. Св. Афанасий бежал в пустыню, где его спрятали друзья-монахи. На всех ведущих кафедрах воцарились ариане. Впрямую столкнувшись с насаждаемым сверху крайним арианством, восточные епископы опомнились. Их лидером стал епископ Василий Анкирский - опытный в дипломатическом отношении человек. В течение года Валент и Василий боролись за мнение императора. Валент выдвигал формулу, что Сын "подобен" Отцу во всем, но без слова "сущность". Василий сопротивлялся этой арианской формулировки. В 359 г. Констанций решил провести Великий Вселенский Собор Востока и Запада принявш арианские решения.

 

17) Разные направления в арианстве. Анамеи, омусиане, омеи. Смысл термина

«подобосущие»

В Никее епископы подписали Символ веры почти без раздумий, вместе со словами "Единосущног Отцу". Позднее некоторые епископы пришли к выводу, что совершили ошибку.Согласно легенде, многие из них, подписывая, добавляли в спорное слово букву "йота существенн изменив смысл термина: вместо "единосущного" выходило "подобосущный". После Никейского Собора восточны епископы почти единодушно отвергли единосущие. Слово "омиусиос" казалось им более адекватным. Единосущие казалось сомнительным по двум основным причинам: 1) оно вводило в соблазн простых верующих, так как было единственным небиблейским словом в "Символе Веры";

2) единосущие было осуждено на Антиохийском соборе 268 г. как модалистский термин в учении Павла Самосатского. в III в., следуя Оригену, многие говорили, что Бог существует в трех Ипостасях. Однако в аристотелевой терминологии слво "ипостась" означ качественные свойства, имеющиеся у сущности. Поэтому единосущие для многих предполагало, что три Божественные Ипостаси явл лишь различные модификац одной и той же сущности - модализм. С другой сторон, на латынь слово "ипостась" значило то же самое, что и сущность. Неудивительно, что для западных богословов учение о трех ипостасях было равносильно учению о трех сущностях, поэтому западное духовенство всегда стояло за единосущие.

 

В 50-е годы IV-го века в церкви омусиане заняли ведущ позиции. Основу их трактования взаимоотношен Лиц в Св Троице сост утверждение, что Сын явл не единосущным, а подобным Отцу. Омиусиане исключили ложные богословские формулировк учения Ария о прирое Логоса. Сын не только нетварен, но и неимеет начала во времени. Так постепенно в Церковное сознание IV-го века входит понятие собезначальности Сына, но это не означ признан его полной равночестн с Оцом.

 

В 362 г В результате амнистии имп Юлиана из ссылки вернулся свт. Афанасий и омиусиане во главе с Василием Анкирским и Георгием Лаодикийским. Омиусиане продолжили уточнение своих позиций. Впервые они попытались выразить разницу между усией и ипостасью: "Ипостась - это существенные и реально сущие свойства Лиц". Св. Афанасий созвал в 362 г. в Александрии Собор, на котором был закреплен союз с омиусианами. Никейский символ был подтвержден, но к нему прилагалось антимодалистское толкование.В это же время активизировалась и партия аномеев основанная философом Аэтием, радикальным арианином, утверждавшим, что Сын неподобен (аномиос) Отцу. Аэтий - старый друг Юлиана - был даже поставлен в епископы. Аэтий, рационалист в гносеологии, был убежден в адекватности его силлогизмов к сущности Бога. Следуя Аристотелю определением природы Бога он считалЕго "нерожденность". Все "рожденное" иносущно Ему. Евномию, бездушному логисту, пришлась по душе. Ученик Аэтия Евномий развивая эту систему, занялся активной критикой единосущия, оперируя, по словам св. Василия Великого, Аристотелевыми категориями.

 

После смерти Юлиана на Востоке правил Валент (364-378). Его жена была арианкой, п он покровительствовал "омиям", придерживаясь, как он считал, "золотой середины". Вначале он проявлял достаточную терпимость, но впоследствии периодически начинал гонения против всех, кто отказывался вступить в общение с Евдоксием, а затем с Демофилом - арианскими епископами Константинопольскими. Однако победа никейского богословия делалась все более очевидной. Возникло новое движение "пневматомахов", признававших божество Сына, но отрицавших божество Духа. Они назывались также "македонианами", по имени Македония, епископа константинопольского, которому приписывалось создание этого учения. Оно опиралось на Никейский Символ, в котором просто говорилось: "...и в Святого Духа" - без дальнейших пояснений. Эта группа вышла из среды "омиусиан" и, таким образом, ускорила осознание ими недостаточности своей формулы и заставила их примкнуть к никейскому богословию. Теперь главной задачей стало выкристаллизовать различие между "усией" и "ипостасью".

 

Всю сложность положения показал антиохийский раскол вызванный спорами между двумя антиариани иерарх Мелетием и Павлином. Оба были епископами, значит, одному необходи было сложить с себя сан, но каждый из них не был до конца уверен в православии другого. Павлин был никеец-фундаменталист: он утверждал, что Отец, Сын и Дух - одна Ипостась; Мелетий, в духе нового богословия, говорил о трех Ипостасях. На Александрийском Соборе (362 г.), созванном Афанасием было постановлено, что в Православии важна вера, а не термины. Тем не менее св. Афанасий признал мелетианцев православными, но все же с канонической точки зрения выступил за Павлина. Рим поддержал решение Афанасия. Однако, т.к. Павлин подозревался в модализме, будущее лежало за Мелетием, несмотря на более бесспорный статус Павлина.

18) Юлиан Отступник. Проблема отношения христианства к языческой культуре.

 

Несмотря на значительные победы христианства язычество не оставляло без борьбы свои позиции в Империи. К середине IV в. язычники составляли около половины всего населения. Но главным феноменом было двоеверие, когда многие, формально приняв христианство,продолжали сохранят языческие религ традиц. Тем не менее общим движением была эволюция от политеизма к христианству. Этот процесс был прерван императором Юлианом, прозванным Отступником. В результате кровавой бойни, устроенной армией после смерти Константина, уцелели лишь два племянника императора - Галл и Юлиан. Тем не менее Юлиан получил отличное образование, как богословское, так и классическое. Его главным ментором был Евсевий Никомидийский, теологии и философии его учил арианин Аэтий. Позже Юлиан учился в Афинском университете. в 355 г. Констанций вызвал Юлиана из Афин в Италию и назначил кесарем Галлии и Британии.

 

В361 г. Констанций неожиданно умер от горячки и Юлиан занял императорский престол. Юлиан открыто провозгласил себя оппонентом христианства. Зная о кризисной ситуации в Церкви Юлиан эффиктивным оружием против христ считал не гонения а стравливание их др с др. С этой целью он объявил амнистию всем ссыльным в результ арианской реакции. Параллельно Юлиан провозгласив всеобщую терпимость, начал восстановить и откры языческие храмы. Церковь лишалась государственной помощи, христиане не допускались к высшим постам и были лишены права преподавания в школах. В самом эдикте не было прямого запрета деятельности Церкви, но сформулирован он был таким образом, что применить его можно было только к христианам

Однако воздвигнув гонения на Церковь, он ничего не смог ей противопоставить, кроме отживавше последние дни римской религии. В представлении Юлиана неоязычество было призвано морально обновить мир, но теми же средствами, какие предлагало христианство. Юлиан пытался объединить жрецов в единую организацию со ступенчатой иерархией, поощрял благотворительную деятельность языческих храмов. Храмы заново отстраивались, им возвращалось конфискованное имущество. В проведении такой «модернизации» Юлиан, может, и не вполне сознательно, ориентировался на христианскую Церковь.

 

Црствование Юиана итересно тем, что оно со всей остротой поставило перед Церковью проблему отношения к языческой культуре или культуре вообще. Хистианская культура при св. Константин получивш возможность для всестороннего развития, возрастала на базе античной культ используя все, что было пригодного. Юлиан понимал, что связь с культурой жизненно необходима для Церкви, и он решил расторгнуть ее, воспретив христианам обучаться в языческих школах. Он знал, что его соученики по афинской академии Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, — все эти борцы за православие в качестве оружия.в своей богословской работе использ методы философской диалектики.

19) Импер Феодосий. 2 Вселенский собор. Ересь духоборцев. Никео-констанипольский

символ веры. Возвышение Констанипольской кафедры

 

После Адрианопольской битвы uраница империи была прорвана и варвары беспрепятственно кочевали по ее территориям. Чтобы спасти положение, западный император Грациан призвал на Восток талантливого генерала из Испании Феодосия и даже назначил его своим соправителем-августом. Феодосий уступил готам места поселения в пограничных районах Империи и признал за ними статус "федератов". Феодосий, как западный человек, придерживался никейского православ. В 380 г. сразу после своего крещения Феодосий издал эдикт - манифест о вере. Все, кром никейцев лишались звания кафоликов и соответствующего положения в Империи. Интересно, что Феодоси, прибывший в столицу с западной ориентацией, считал, что в Антиохии законным епископом являе Павлин. Великие каппадокийцы, со своей стороны, поддерживали группу Мелетия. Ознакомивши с ситуацией, Феодосий увидел, что фигурой, способной объединить греческих епископов в едину Церковь, является Мелетий, и принял его сторону.

 

В Константинополе кафедру занимал архиепископ Демофил - арианин-омиец. Когда Феодосий наконец прибыл в столицу, единственным православным епископом там оказался св. Григорий. Ему были переданы все храмы и он был назначен временно исполняющим обязанности архиеп Константинопольск. Он становится одним из ведущих организаторов подготов Собора. При этом ему пришлось вступить в борьбу со "староникейской" партией, признававшей единосущие без трех Ипостасей. Каппадокийское богословие для них казалось чересчур компромиссным.

Лидерами "староникейцев" были Петр Александрийский и папа римский Дамас. Они признавали только Павлина Антиохийского, в то время как Григорий активно сотрудничал с Мелетием, возглавлявшим "новоникейство". Св. Григорий считался антиохийским кандидатом из-за поддержки Мелетия, поэтому Петр прислал в столицу своего кандидата, некоего Максима Циника

II Вселенский - Константинопольский - Собор вообще проходил без участия представителей римской кафедры. По составу он был чисто восточным.(150еписк). Главные его участники: Мелетий Антиохийский, Григорий Назианзин, Кирилл Иерусалимский, Асхолий Фессалоникийск, Григорий Нисский… Собор первым делом низложил Максима и утвердил св. Григория на константин кафедре. Затем были осуждены аномеи, ариане, полуариане, или пневматомахи, савеллиане, маркеллиане и аполлинаристы. Была подтверждена никейская вера и принят расширенный символ веры, используемый нами и поныне. Для ниспровержения еретиков-духоборцев туда были добавлены последние члены, в частности, о Духе Святом. Основат ереси счит Македония, который отвергал божество Святого Духа. Святой Дух является энергией, эманацией божества, а не Богом. Споры о Святом Духе поднялись после его смерти. Формальная нерешенность вопроса была еще так значительна, что даже в 371 г. сам Василий Великий избегал называть Духа Богом.. Вышла эта ересь из среды омиусиан, т.е. православных, что повредило репутации их партии. Отжив свой законный срок, омиусиане после этого быстро сошли со сцены. Остатки партии, вместе с новыми, свежими элементами, к этому времени сложились в группу младоникейцев, или новоникейцев.

 

Император Феодосий с радостью принял Мелетия. В этот момент скончался Мелетий Антиохийский. Новым председателе по праву епископа града, где проходил Собор, стал св. Григорий.Собор также принял ряд канонов о церковном устройстве. Знаменитый третий канон звучит так: "Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим". Канон этот был принят не столько ради соперничества с Римом, сколько для возвышения Константинополя над Александрией, которая нехорошо зарекомендовала себя в случае с Максимом Циником. Однако Рим возмутился из-за этого канона, так как причина римского первенства по чести, указанная в нем, была чисто политической: положение Рима, как древней имперской столицы, а не особое апостольское происхождение кафедры.

 

 

20) Притязания римских пап на первенство.

 

К первой половине V в. римский епископ обладал реальным авторитетом в области разрешения доктринальных и дисциплинарных вопросов. Этот авторитет, хотя и не был формально подтвержден ни одним соборным постановлением, в той или иной степени признавался как на Западе, так и на Востоке. Согласно канону поместного собора в Сердике (343 г.), клирики, несогласные с решением своих митрополитов, могли просить Рим созвать новый собор из епископов соседних областей. После разделения Империи престиж пап стал возрастать, слабые западные императоры не могли контролировать все неуклонно возрастающую власть пап. В самом Риме очень рано появилась идея, что римский епископ был наследником св. Петра в особом смысле. В Риме считали, что римский епископ из-за покоящихся там мощей св. Петра особенно близок к нему таинствен образом. Решение II Вселенск Собора было воспринято крайн отрицат в Риме. Папа Дамас и его окружениеразорвали общение с его участниками,в том числ и с каппадок.

Вскоре в Риме появился так называемый "Декрет Геласия", в котором утверждалось, что Римская Церковь Божественным изволением, а не решением какого-либо собора, есть глава всех Церквей. Это утверждение обосновывалось словами Христа, обращенными ко св. Петру. На Востоке авторитет Рима понимался прежде всего и по преимуществу как политический, что и было подтверждено 28-м каноном Халкидона. Халкидонское постановление, в свою очередь, базировалось на 6-м правиле Никейского Собора, в котором определяются особые преимущества трех городов - Рима, Александрии, Антиохии - на основании "древних обычаев". В " Декрете " было предложено другое объяснение, и также со ссылкой на Никейский Собор. Три кафедры были выделены, так как они имеют отношение к св. Петру: Рим, потому что Петр там был епископом, принял мученическую кончину и похоронен, Александрия, т.к. Церковь там была основана учеником Петра - Марком, и Антиохия, т.к. сам Петр там был епископом до Рима.

Римская идея происхождения папской власти от ап Петра начала серьезно восприниматься на Западе лишь после правления папы Льва Великого (440-461), предпринимавшего значительные усилия для укрепления папского престижа. Папа Лев всегда был готов отдать должное уважение законному императору на Востоке: он признает его роль в созывании, однако, по мысли папы, распад Империи и перенесение имперской резиденции в Константинополь, в Равенну, также было промыслительным деянием Божиим: признанием Рима седалищем наместника св. Петра, который правит Церковью. Лев внес в самооценку Римской Церкви два новых аспекта. Один из них - параллелизм двух организаций, имперской и церковной. Римск понят имперск тела идентифицир в его мысли с Телом Христа, которое понималось не только как духовное, сакраментальное тело, но и как конкретная земная организация. Конечно, Сам Христос - Глава тела, но т.к. Он сделал Петра "князем всей Церкви", главенство над земной организацией принадлежит Петру и его наследникам.

И второе: вопрос, кто является наследником Петра? Св. Киприан первый употребил термин "престол Петров”, как центр и критерий церковного единства. Но для Киприана каждый епископ сидит на "престоле Петрове Св. Лев счит лишь римский епископ по праву занимает престол Петров. "Честь других кафедр - свет, заимствованный от римской кафедры".

 

 

21) Монашество. Св. Антоний. Отшельничество. Св. Пахомий Великий. Ощежит монаш

 

Монашеская жизнь появилась, как нечто определенное, в Египте и оттуда быстро распространилась по всему миру. Монашество сформировалось в то время, когда завершились гонения и христианство стало офиц религией, став противовесом духу светскости проникавш в структуру Церкви. Жители христианской империи угрожала опасности забыть, что Империя была иконой и символом, а не реальностью, опасность отождествлении Царства Божия с земным царством. Монахи, из-за своего ухода из общества в пустыню, исполняли пророческ и эсхатологич призвание Церкви, напоминая, что Царство Божие - не от мира сего. Удалиться в пустыню было актом очищения; это был уход не от жизни, а от всех суррогатов Царствия Божия, предлагавшихся обществом.

 

Довольно быстро в монашеском движении выкристаллизовались три основные формы. I. Отшельничесиво. Его появление связывается с именем преп. Антония Великого. Родился Антоний около 250 г. в зажиточной коптской христианской семье.Он не учился в школе и был безграмотен, не владел греческим языком. Около 270 г., будучи еще совсем молодым человеком, он услышал в церкви евангельские слова: "Если хочешь быть совершенным, раздай все, что имеешь, бедным и следуй за Мной". Этот призыв Христа произвел на юношу самое глубокое впечатление. Он раздал бедным родительское имение, после чего устремился в пустыню. Вначале он жил на краю своей деревни, но со временем удалялся все далее от человеческого жилья. Однако он не новаторствовал, а притягивался к уже существующему и не им изобретен пустыножительст Жил св. Антоний в пустыне до 356 г., когда скончался 105 лет от роду. Первый период его жизни - это открытая борьба с диаволом и страстями. Затем к Антонию начали стекаться ученики и последователи, и он вышел из затвора, чтобы стать их учителем и руководителем.

 

II.Настоящую свою форму монашество приобрело с преп. Пахомием Великим (286-346)основател общинного уклада. В отличие от св. Антония он происходил из языческой копск семьи. Около 314 г., вернувшись с военной службы, крестился и поселился в пустыне. Вскоре он собрал возле себя других аскетов и учредил общее житие - κοινόβιος. Вокруг Пахомия образовались девять общежит монастырей, получивших название Лавра. Это было целое монашеское государство, обединяющее тысячи людей железной военизированной дисциплиной. Все они были подчинены одному настоятелю - преп. Пахомию - и одному уставу, созданному им. Каждый монастырь был обнесен стеной. В больших корпусах жило по 40 монахов. Размещались они по видам труда. Сестра Пахомия, подражая брату, организовала уставные монастыри для женщин. Эту форму монашества, сложившуюся в то же время, можно характеризовать как скитскую жизнь. Она зародилась к западу от Нильской дельты, в местности Нитрия. Во второй половине IV в. там было более 5000 монахов. Они имели общую церковь, куда сходились по субботам и воскресеньям. Их обслуживали пресвитеры из ближайшего кафедрального центра, города Гелиополиса.

 

22) Распространение монашества на Западе. Учители Западного монашества.

 

Монашество получ развитие также на Западе, во всем вдохновляясь восточным образцам. Этому процессу способствовали — блаж. Иероним Стридонский, который большую часть своей жизни прожил на Востоке и через свои многочисленные творения познакомил западный мир с подвигами восточного монашества. Иероним много путешествовал, пока не стал монахом в Палестине. Он весьма критически относился к восточным традициям, и не считал иерусалимские литургические обычаи тем непреложным образцом, каким они были для многих западных паломников. Перу блж. Иеронима также принадлежит житие преп. Павла Фивейского, значительная часть которого была плодом его собственной фантазии, созданным для того, чтобы доказать, что западное монашество древнее восточного. Он также известен, как редактор и переводчик Библии на латинский язык. Другой видный учитель западного монашества — пресвитер Руфин — переводил творения восточных отцов о монашеской жизни. Один из величайших западных богословов блаж. Августин в самом начале своего обращения в христианство увлекся монашеским идеалом и сразу же после крещения организовал вокруг себя монашескую общину. Став епископом, он преобразовал эту общину в коллегию пресвитеров при нем, что имело определ значение для развития западного монашества и западной церковной жизни в целом. В своей епархии Августин стремился организовать жизнь священников по образцу монашеской общины.

 

Существ развитие западного монашества связано с учеником Евагрия преп. Иоанн Кассиан - монах скифского происхождения. Около 400 г. он уехал из Египта, где начались гонения на оригенистов, в Константинополь. После ссылки св. Иоанна в 404 г. Кассиан уехал в Рим, откуда вскоре перебрался в Массилию, где основал несколько мужских и женских монашеских общин по восточному образцу. В своих сочинениях Иоанн Кассиан научил латинских читателей лучшему, что уже существовало в восточной аскетической традиции. Его авторитет был так высок что через сто лет преп. Венедикт создавая свой устав, положил в его основу правила св. Иоанна Кассиана.

Западные христиане, прочитавшие повествование Руфина о египетских отцах-пустынниках, захотели иметь собственных святых. Аквитанский публицист Сульпиций Севир написал ставшее популярным житие епископа-аскета св. Мартина Турского, в котор он пытался доказать, что Галлия способна произвести на свет подвижника, превосходящего даже египетских отцов. Мартину приписывались бесчисленные чудеса.

 

Однако св. Иоанн Кассиан отрицат относился к ажиотажу вокруг чудес. Достойная цель подлинной аскетической традиции, по его глубочайшему убеждению, не поиски чудес, но достижение молитвы от чистого сердца. Благодаря своим умеренности и трезвости св. Иоанн Кассиан проделал на христианском Западе приблизительно ту же работу, что и св. Василий Великий на Востоке, хотя, в отличие от Василия, он был убежден в абсолютном преимуществе отшельнического образа жизни перед киновией.

 

Преп. Венедиктом, создавш свой монастырь в Монте Кассино в основу устава были положены простота и самодисциплина, а не суровость епитимий и умерщвление плоти. Его монахи были простыми людьми, не клириками - итальянскими крестьянами и готскими ремесленниками. Они должны были научиться грамоте для чтения душеспасительной литературы и для участия в богослужениях, котор Венедикт считал главным в жизни общины. Община должна была быть семьей, с отцом-игуменом, одинаково заботящимся о каждом ее члене, а те прежде всего должны были оставаться в своем монастыре и не переходить в другую общину.

23) Монашество. Особенности служения Богу. Положение монашества в Церкви.

 

Если отшельники, предаваясь самим строгим подвигам и добровольным лишениям, не

пренебрегали также ручным трудом, то в общежительных монастырях труд стал одной из главных основ общинной жизни. Значительную долю практикуемой там аскезы составляло именно неустанное рукоделие. Общежительные монастыри очень рано, уже при преп. Пахомии, получили большое хозяйственное значение. Производя очень многое своими силами, они использов труд батраков во время уборки урожая, что было в хозяйственной жизни Египта весьма важно. Общежительные уставы отличались крайней суровостью, там были элементы, можно сказать, казарменной дисциплины. У Шенуды, одного из виднейших учителей египетского монашества конца IV — начала V в. в монастырях находили даже телесные наказания.

 

Василий Великий вошел в историю как организатор восточного монашества. Известные его

"Большие и малые монашеские правила". В сущности св. Василий создавал идеал монаха, явленный в пр. Антонии. Монах — истинный христианин, образ для подраж. Аскетизм не ограничивается определ телесн подвигами, а состоит в достижении святости в процессе духовно-нравственного развития, в максим раскрытии Евангельских принципов. Вместе с любовью к Богу, монах должен проявлять и любовь к ближним.

Каждый, желающий вступить в монастырь, должен передать имущество и ничего с собою в монастырь не приносить. Принятию в монастырь предшествует строгое испытание кандидата. Беглые рабы не должны быть принимаемы; супруги принимаются только с добровольного согласия. Дети принимаются в монастырь на воспитание, а потом могут и оставаться в монастыре Во главе монастыря стоит предстоятель, располагающий полной дисциплинарной властью Но это не иерархическое, а духовное звание. Жизнь монахов состоит в труде, особенно земледельческом и в молитве. Для каждого монаха предписывается, в течение суток, 6 обязательных часов молитвы — утром, в 3-ий час, 6-ой и 9-ый, вечером и в полунощь. О пище лишь определено, что она должна быть умеренной и не должна служить чревоугодию. Вкушение вина было воспрещено.

У некоторых древних отцов Церкви говорится трех служениях Христа Спасителя — священническом, царском и пророческом. Можно сказать, что эти три служения в церковной жизни раскрылись в полной мере в IV в., когда в Церкви, наряду со священническим служением, возникло еще особое царское служение и — в форме монашества — пророческое служение. Монашество имеет свою собственную, харизму, особые духовные дарования. И, хотя монашество в ходе церковной истории тесно переплелось с иерархической структурой Церкви оно не сводимо к священству.

24) Евагрий, его учение оспасении. Св. Иоанн Златоуст. Борьба против него

Александрийского архиеп Феофила

 

В IV в. получила также развитие "теория аскетизма". Она прежде всего связана с именем константинопольского архидиакона Евагрия Понтийского. Евагрий был убежденным оригенистом, придерживавшимся многих заблуждений своего учителя.. Из-за любовной истории в ранней юности Евагрий бежал из Константинополя в Иерусалим и наконец в Египетскую пустыню, где стал одним из наиболее влиятельных духовных писателей своего времени. Ему принадлежит первенство в разработке созер­цательно-интеллектуального взгляда на монашескую жизнь. В те времена монахи в большинстве своем отрицательно относились к образованию, а для молитвы пользовались лишь псалмами. Евагрий же был греком по национальности и мировоззрению, блестяще образованным философом, наследником Платона и его школы. Он классифицировал восемь главных грехов и затем связал их с различными частями души, описанными Платоном. Он первым описал своего рода "методы" аскетической духовной брани, созерцания, молитвы и т.д. Высшей формой молитвы была бессловесная и безобразная молитва ума, которой он предавал центральное значение в дух жизни.

 

На Пятом Вселенском Соборе (553 год) Евагрий был формально осужден как еретик вместе с Ориге­ном, ошибки которого он разделял. В основном он был осужден за свои христологические взгляды. Со­гласно Евагрию, Христос был одной из «разумных тварей», но в отличие от всех остальных не пал гре­хом. Поэтому в Воскресении восстановится наше из­начальное равенство Христу. Конец IV и начало V в. также ознаменованы оригенистскими спорами. Около 375 г. атаку на Оригена начал свт. Епифаний Кипрский, в глазах которого Ориген осквернил чистоту правой веры ядом языческой культуры. В своих обвинениях св. Епифаний упоминает влияние Оригена на "некоторых египетских монахов", располгавших в Нитрийской пустыне, возглавляемые неким Аммонием и его тремя братьями. Когда Евагрий прибыл в Египет, он стал духовным сыном Аммония. Вначале епископ Александрийский Феофил поддержал "длинных братьев" и даже сделал одного из них, Диоскора, епископом. В 399 г. в окружном пасхальном письме Феофила, объявляюще дату Пасхи на будущий год, содержалис нападки на "антропоморфистов" В ответ монахи- антиориген в громадном количестве прибыли в Александрию и провели демонстрацию. Феофил испугался и резко изменил свою политику. Он изгнал оригенистов из Египта и добился от римского папы Анастасия запрета доктрин, приписываемых Оригену, - в особенности появляющихся в писаниях Евагрия. Евагрий и направились в Константинополь, чтобы добиваться справедливости при императорском дворе и у новоназначенного епископа Иоанна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.