Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истоки гностицизма. Искажение учения о сущности Бога. 1 страница




Гностицизм сост особую группу синкретич учен, развивав параллель христиан, выдав себя за выраж христианск эзотеризма. Гностицизм, в его развит формах, представ собой сочет восточ и эллинист мотивов с христиан интерпрет истории и предназн челов, восход к послан апост Павла. Общим для гност систем явл резкий дуализм — противопост духа и материи. В основе гност мифа лежало представл, что мир отрицат начало, зло, результ регресса. Он не был созд Богом. Отсюда мир был сотвор либо огранич в своем могущ, либо злой силой, котор гност имен Демиург. Высш Бог наход за предел космос, однако из сострад к челов он направл к людям своего Миссию(или миссий), чтобы науч их, как освобод из-под власти Демиурга. Некотор гностич секты отожд Демиурга с Богом еврейс религ и, соотв, рассматр евреев как народ, избран, чтобы препятств миссии посланцев Высш Бога.

В мире рассеяны частицы духов света, котор должны быть собраны и возвращ к своей причине. Искупит явл прежде всего Христос. Но т.к материаль мир есть выраж зла, поэтому материализ в акте рожден Иисус Христос не мог быть Богом. Бог отождествл с абсолютн мудростью - Софией. Призыву Христа следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявш гностич посвящ «душевн» люди вместо подлин «гносиса» достиг лишь «веры», а «плотские» люди вообще не выходят за пределы чувств сферы. Для Г. характерно представл о ступенях, или сферах, мира и их демониче властит, препятств искуплению.

Перв гностик по врем был Симон Волхв, родом из Самарии. Его ученик были Менандр, и Кердон. Ученик Менандра были Сатурнил, родом сириец, и Василид, египтян. Учеником Кердона был Маркион (Понтиец), наход в связи с каинитами. Первонач движ гностиц вышлоиз области тех сирийско-еврей мистич учен. Симон Волхв выдавал себя за “велик силу Божию”, “слово Божие”, «Мудроть» он совмещ в себе все атрибуты божест. Божеств “мыслью” была подруга Елена. “Мудрость” (каббалист Хохма), мужск принцип, а Елена - “Мысль, разумен” - женск принцип, котор в своей половой связи с “Мудростью” сост с ним сизигию. В основе гностицизма лежит типично языч мысль о мире как эманац божест, а, также и половое раздел как условие генезиса мира. Некотор из гностик, говор Ириней Лион, начал творен счит единст Глубины и Молчания (жен пола), друг же пытают постав этот первоприч выше раздел на мужск и женск пол. Все остальн эоны действ парами(муж и женск) - сизигиями. Слово “эон” означ “ всегда сущий ”, но примен неточно, так как один лишь высш эон - Глубина (Неизреченный) и соприсущ ему женс полов - Молчание (или, по Симону Волхву, Энноя, Мысль) не рождены.

Остальн эоны - результ брака Глубины и Молчания в течен своей жизни претерп важн изменен (во время организ порядка в Плироме Христом). Все эоны, котор число по системе Валентина равно 30, сост “Плирому” - Полноту. Каждый зон содерж в себе божест сущн, раскры лишь с одной сторон. Высш эонов 8, раздел на 4 муж и 4 жен. Позже Глубина произв еще новых эонов - Христа и Св Духа (перв муж, втор жен). Вместе с Христом созд ему спутники - ангелы, котор также наход в Плироме. Эоны Плиромы были с самого начала недовольны своим положен, ибо. выраж лишь отдельн проявл Глубины, не знали общего отца в целом, между тем как хотели это знать. Онитерпели, пока не явил истории крайнего и последн зона додекады, котор есть София-Премудрость.

София возгорел страстью познать Верх Отца. Но София ослабела в усилиях раствор во всеобщ сущн. В своих нереализ энергиях она родил, без муж элемента, свою эманац - Помышлен, женск элемент- начало дисгарм. Тогда Отец, для защиты Плиромы от подобн инцидент произвел новую сизиг - Христа и Св Дух, котор и привели Плирому в порядок, во-перв, раскрывши зонам причины невозможн познать Отца (Глубину) и необход иметь с ним отнош только через Ум, а вместе с Умом уравн все зоны по их качеств. Муж зоны сдел все умами, словами, человек, христами. Женские - все стали истинами, жизнями, духами и церквами. А Помышление оказал вне Плиромы. Обуревавш Софию Ахамоф (Помыщлен) страсти создали “сущности” всех стихий видим мира. К ней явился Иисус с ангелами, дал ей “образ” относит знания, то есть оформил ее в отнош знания, отсек у ней страсти, но уничтож их не мог. Для организ этого мира София Ахамоф образов из душевн сущн особое существо – Демиурга. Он устроил семь небес, раздел элементы, устроил и животн тварь и даже челов.

Но, будучи сам душев, он не мог бы дать человеку дух, божест элемента, если бы Ахамоф, вмешавш в творен неведомо для самого Демиурга, не вклад в некотор души людей духов элемент. Целью создан этого мира было спасен душевн мира и возвращ в Плирому духов сущн, попавш в мир.

9) Ересь Маркиона. История формирования и утверждения канона св. Писания

 

Как на образец сирийской системы можно указать на учение Маркиона, хотя он не вполне гностическая. Маркион был родом из Синопа, в Малой Азии, где его отец был епископом. Прибыв Рим (ок. 138 г.), он опубликовал там книгу под названием "Антитезис", в которой перечислял все противоречия между Ветхим и Новым Заветами с выводом, что Бог евреев не имеет ничего общего с Богом Отцом Иисуса, о Котором мир не знал ничего до пятнадцатого года правления императора Тиверия, когда Иисус начал Свою проповедь. Маркион отрицал любое аллегорическое и типологическое толкование Ветхого Завета, в духе гностического дуализма он утверждал, что Ветхий Завет — это творение некоего злого начала. Образ Бога носит здесь безнравственный и антропоморфный характер. Не одобрил Маркион и Новый Завет в том составе, в каком он уже сложился и был принят Церковью. Маркион объявил, что единственный истинный выразитель христианского учения — св. ап. Павел, поэтому он пересмотрел весь Новый Завет и оставил в нем только послания св. ап. Павла без к евр и Евангелие от Луки. Но и в этих книгах обнаружились места, несогласные с его учением, отрицая рождение Христа от женщины, Маркион воспринимал описания связанные с рождением Иисуса, как позднейшую вставку. Он и заново отредактировал и Евангелие от Луки и послания св. ап. Павла. Маркион после отлучен от Римской Церкви, основал собственнуюв отличие от других гностиков, основывавших школы.

 

Ересь Маркиона имела положительное значение в том смысле, что она ускорила процесс утверждения новозаветного канона, да и ветхозаветного тоже. Когда апостолы писали свои послания, когда создавались Евангелия, эти книги были предназначены для каких-то конкретных общин, отдельных Церквей, поэтому понадобились усилия, чтобы собрать их воедино. Но в течение I века канон, пусть не без некоторых затруднений, более или менее составился.

Вся аргументация св. Иринея против гностиков строилась на понятии - "апостольское преемство". Предание дано Церкви самими апостолами, каждый из которых в отдельности и все вместе обладали полнотой Евангелия. Св. Ириней определяя принцип новозаветного канона он только четыре Еванг опред истинны, так как они заключают в себе подлинное апостольское свидетельство. Об истинности же их мы знаем по тому, что их сохраняли православные епископы. Только Церковь может различать истинное Писание от ложного, так как в ней всегда живет Святой Дух. Большие споры вызвали такие книги, как «Апокалипсис», не все поначалу включали эту книгу в канон, затем некоторые из посланий, например, 2-ое Послание ап. Петра, которое уже было упомянуто, послание ап. Иакова.

 

10) Монтанизм. Покаянная дисциплина 1 веков. Вопрос о допустимости 2-го покаяния

 

В конце II века появляется новое лжеучение, которое по имени ересиарха стало называться монтанизм. Монтан отвергал иерархическую структуру Церкви и утверждал, что руководство в ней должно принадлежать особым вдохновенным пророкам ("харизматикам"). Основатель секты проповедовал в состоянии экстаза, выдавая откровения, как исходящие от "Параклита". Сама форма пророчеств была непривычна для многих христиан: Монтан проповедовал не в третьем лице, как библейские пророки, а в первом - как будто через него говорил Сам Святой Дух, используя уста пророка как инструмент.

 

Смысл монтанизма был таков: откровение продолжается, Второй Завет с Сыном еще не полный и не окончательный, лишь в последнем Богооткровении - в пришествии Святого Духа - завершается спасение. Новое пророчество, новое откровение, Третий Завет посланы Богом через Монтана и двух пророчиц. Монтан объявил себя воплощением Параклита. Монтанизм характеризовался напряженным эсхатологизмом. Его пафос был в непосредственной близости конца времен и страшного суда. Монанизм распространился во Фригии, в Малой Азии в Риме и Африке. Трудность борьбы Церкви усугублялась жертвенностью и верой монтанистов, которые зачастую превосходили проявления веры членов Церкви. К монтанизму примкнул знаменитый Тертуллиан - один из величайших богословов ранней Церкви.

 

Церковь на тот момент была уже монолитной вселенской организацией, с точными границами, точным правилом веры, авторитетом, дисциплиной и финансовыми ресурсами. Но увеличение числа христиан привело к снижению духовного уровня, к ухудшению нравственного состояния Церкви. В связи с этим встала проблема покаянной дисциплины. В Церковь начился массовый приток язычники, некоторые из этих людей не пережили по-настоящему покаяние, не почувствовали рождения к новой жизни, и продолжали жизнь ветхого человека. Это поставило перед Церковью вопрос, что делать с такими людьми — отлучать ли их от Церкви, как людей зараженных и опасных для христианской среды, или основываться на принципе икономии. Церковь решила этот вопрос в смысле домостроительства. В домостроительстве подчеркивается созидательный момент снисхождения к грешным людям, которое Церковь готова проявить. Следы этих споров о покаянии, о возможности, допустимости покаяния после крещения находим уже в «Пастыре Ерма». Автор одного творения первой половины II века высказывается за так называемое «второе покаяние», т. е. покаяние после крещения.

11) Политическая обстановка в Римской Империи на рубеже3-4в. Диоклетианово гонение.

Император Диоклетиан (284-305) был великим правителем-реформатором. После тяжелого кризиса, пережитого Империей в III в., он провел соц-экон реформы. Империя была разделена между двумя августами, у каждого из них был свой помощник-кесарь, который должен был ему наследовать. Диоклетиан и его кесарь Галерий правили Империей к востоку от Адриатики, а на Западе правили Максимиан и его кесарь Констанций, отец будущего императора Константина. Столицей Галерия была Никомидия, где на него оказывал влияние некто Херокл, губернатор Вифинии, неоплатоник, ненавидящий христианство. С 300 г. очень остро встал вопрос о лояльности армии, и восточный кесарь заявил о необходимости окончательного решения христианской проблемы, ибо, по его мнению, христиане оказывали на армию разлагающее влияние. Воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам.

 

23 февраля 303 г. христианский собор напротив императорского дворца в Никомидии был разобран, а на следующий день был опубликован эдикт, что все церкви должны быть уничтожены, все литургические книги сданы властям, сосуды конфискованы, а все богослужебные собрания запрещены. Несколько месяцев спустя был издан второй эдикт, силу лишь для Востока об аресте всего клира. Однако все не могли поместиться в тюрьмах, и следующей осенью была объявлена амнистия при условии принесения жертвы перед статуей императора. Указ вошел в силу в 304 г.: все граждане Империи под страхом смерти обязаны были принести жертву. Началось кровавое гонение. Преследование христиан не всюду было одинаково жестоким. В Галлии, Британии и Испании Констанций отнесся к эдикту весьма формально и лишь разрушил несколько церквей. Ни один человек не был казнен. После смерти Констанция в Йорке 25 июля 306 г. солдаты провозгласили императором его сына Константина. Константин, как и его отец, поклонялся Непобедимому Солнцу. Однако в его семье было христианское влияние - сестра Анастасия. с его приходом к власти в 306 г. можно было рассчитывать, что гонения не коснутся той части Империи, которая была под его контролем.

 

На Востоке же Диоклетиан искренне хотел избежать кровопролития. Но в 304 г. он отошел от дел, а в 305 г. отрекся от власти и стал вести частную жизнь. Фанатик Галерий, уже никем не ограничиваемый, продолжил кровавое гонение при помощи своего кесаря Максимина. Казни свирепствовали повсюду, продолжавши до конца правления Галерия.В апреля 311 г., уже при смерти, мучимый жестокими болями, Галерий издал Эдик, в котор объяснял, что пытался убедить христиан вернуться к религии своих отцов, теперь же он дарует им веротерпимость и право собраний, чтобы они молились за его здоровье и за защиту государства. После смерти Галерия в мае 311 г. гонения возобновились. Масса инспирированных сверху прошений от язычников была направлена Максимину с просьбами раздавить христианские нововведения. Но Максимин вскоре был втянут в междуусобную войну против Лициния.

 

После его удаления на покой, государственная система, которую он с большим тщанием создавал, рухнула. Начались гражданские распри, занявшие ровным счетом два десятилетия. Доходило до того, что в разных частях империи действовали семь разных императоров, которые по большей части не признавали друг друга.

 

 

12) История обращен в христианство императора Константина Великого. Миланский эдикт

 

Константин (274-337) родился в семье кесаря Констанция Хлора. Мать, по всей видимости, была христианкой. Однако сам Константин, как и его отец, исповедовал солнечный монотеизм - культ Непобедимого Солнца. Как мы знаем из жития св. Константина, он пережил обращение в христианскую веру накануне трудной битвы с противником, который его многократно превосходил по численности воинов. Ему было видение, после чего он повелел на полковых знаменах водрузить христианские символы, т. е. открыто заявил, что он становится со всеми своими воинами под защиту Бога христианского. Это был смелый шаг. Во-первых, в ходе гонений Диоклетиана в результ чистки армии, христианский элемент практич отсутст. Во-вторых, число христиан не превышало 10% численности жителей империи. Таким образом, в действиях св. Константина мы должны исключить политический расчет. В данном случае на первом плане была искренняя убежденность.

 

В результате всех этих событий Константин вошел в Рим - в подавляющем большинстве языческий город, во главе в основном языческой армии - и был провозглашен императором империи, где христиане составляли лишь незначительное меньшинство. Восточная же, наиболее густонаселенная, оставалась под властью императора язычник Ликиний. Константин почти ничего не изменил в традиционном поведении и методах римских императоров.На его монетах по-прежнему изображалось "Непобедимое Солнце", и он остался верховным жрецом - "pontifex maximus" - римского языческого культа. Однако за время его царствия Непобедимое Солнце все больше отождествлялось в его сознании с Христом.

 

В 311 году были прекращены гонения в Восточной империи. В Риме Константин оставался не долго и отправился в Милан, вероятнее всего, в начале 313 г. Здесь было составлено им и Лицинием законодательное постановление, которым определялось положение христиан в империи. Миланский эдикт делиться на две части: в первой идет речь о свободе религиозного исповедания, во второй об имущественных и общественных правах христиан т.е. как корпорации, и частных или личных правах. Миланский эдикт устанавливает, так называемый паритет, равенство всех религий и свободное право каждого гражданина следовать беспрепятственно какой угодно религии. Прекращение гонений и признание свободы культа было начальным этапом коренного изменения в положении Христианской Церкви. Император, не принимая сам христианства и продолжая стоять выше отдельных религий, склонялся, однако, к христианству и в числе ближайших людей держал епископов. Отсюда целый ряд льгот для представителей христианских общин, членов клира и даже для храмовых зданий. В 315 г. Константин разрешил христианам свободное проведение собраний. Представители Церкви и церковные общины получили статус юридических лиц вместе с правом свободного распоряжения собственностью.

 

13) Арий и его учение. Символ веры. Понятие единосущия Сына и Отца

 

Церковное положение в Египте было особым. Архиепископ Александрийский пользовался неограниченной властью в своей провинции. Все остальные египетские епископы существовали на положении викарных - так называемые хорепископы. Зато весьма серьезным было влияние городских пресвитеров, которые и избирали нового епископа. К их числу принадлежал и Арий, ливиец по происхождению. До 318 г. его православие не вызывало сомнений. Богословские взгляды Ария отражали влияние и Оригена, и Лукиана. Отправной точкой для его богословствования послужила цитата из книги Притчей (8:22): "Господь созда мя в начало путей Своих". Вначале Александр не обращал внимания на проповеди пресвитера. Но когда Арий открыто заявил, что Троица есть, в сущности, Единица, Александр запретил ему публично высказывать свое учение. Гордый александрийский пресвитер к такой цензуре не привык и начал открытую агитацию. К нему присоединились почти 1/3 всего александрийского клира.

 

Учение Ария в значительной степени определялось общими предпосылками Антиохийской школы из философии Арис­тотеля. 1. Логос имел начало своего бытия, ибо иначе не было бы никакой монархии 2. Логос произошел не из существа Отца — что повело бы к гностическому делению или дроблению Божественного существа, — но Он создан из ничего по воле Отца.

3. Он имеет до-мирное и до-временное бытие, но отнюдь не вечное; Он, следовательно, не есть истинно Бог, а отличен по существу от Бога Отца 4. Хотя Сын в сущности есть тварь, однако Он имеет преимущество пред прочими творениями.

 

Арий отредактировал свое вероизложение в виде письма к епископам Малой Азии, т.е., в сущности, в Никомидию, где сидел Евсевий - вождь всей партии "Лукианистов" - ариан. Евсевий использовал все свое влияние при дворе, чтобы поддержать Ария. В ответ Александр созвал в 323 г. собор, на котором Арий и его единомышленники были осуждены и отлучены от Церкви.Евсевий

собрал собор покорных ему епископов в Никомидии и постановил, что Арий отлучен ошибочно Решения обоих соборов были разосланы по всей Империи. Тем временем в Александрии Арий и его последователи пользовались полной свободой, а Александр и Церковь были притесняемы. Константин направил письма епископу Александру и Арию, призывая их прийти к согласию и примириться. В Александрии епископ Кордубский Осий, отвоз письмо, встретился со всеми сторонами и убедился в важности спора и в правоте Александра. Во всех этих переговорах сыграл роль молодой диакон Александра Афанасий. В Антиохии состоялся собор, под председател Осия. На нем Евсевий Кесарийский и его единомышленники были запрещены в служении до рассмотрен их дела предстоящим великим святым собором в Анкире.

 

Однако Константин, по рассмотрении, перенес место его проведения Первого Вселенск Собора в Никею, чтобы иметь возможность лично контролировать ситуацию. Приглашались делегаты не только из Империи, но и заграничный епископат: из Сирии, Армении, Кавказа, Персии. К тому времени соборная практика уже была всеобщим правилом. Но то были соборы местные: в Африке, в Александрии, в Сирии, в Азии. Христианская Церковь, переросшая уровень двух миров - иудаизма и эллинизма, породила и осмыслила саму идею всеобщности, вселенскости, всемирности человеческой истории.

 

Константин поручил председательство на Соборе Евстафию Антиохийскому. Арий и его сторон выступали очень смело, рассчитывая на благосклонность императора. Православные с жаром возмущались. Наконец Евсевий Кесарийский выступил с компромиссным предложением - воспользоваться в качестве соборного вероопределения текстом знакомого всем крещального символа. Константин выслушал это предложение благосклонно и предложил добавить к нему всего лишь одно словечко единосущный, очевидно с совета Осий Кордубский. Вот это слово «единосущный» и есть тот ответ, который Церковь дала на лжеучение Ария. Термин означающий неразличимость по природе Лиц Св.Троицы, бытие Отца продолжается в Сыне и в Св. Духе без какого-либо умаления, т.е. божественное достоинство трех Лиц одно и то же. Это слово в свое время было на востоке скомпрометировано тем, что его употребляли савеллиане, т. е. те, кто сливал лица Святой Троицы. Поэтому восточные епископы отнеслись к нему весьма сдержанно.

 

14) Император Константин Великий Его значение в деятельности Церкви. Понятие о

константиновом периоде в деят Церкви

 

Из многих религий своих подчиненных Костантин отдавал явное предпочтение христианству, хотя он не сделал ее официальной религией Империи. Константин остро осознавал несовместимос императорской должности с христианской жизнью и не крестился до своих последних дне. Возмо, не стоит называть Константина первым христианским императором, т.к. он до последних моментов не разделял сакраментальной жизни Церкви, но ни один другой человек в истории не способствовал, прямо или косвенно, обращению стольких людей в христианство.

 

Благодеяния, оказываемые Константином Церкви, были громадными. Он финансировал строитель новых церквей и производство Библий и богослужебных книг. В Риме были построены базилики Петра и Павла, в Палестине - церкви в Вифлееме и у Гроба Господня. Дворец своей второй жены Фаусты - Латеранский император отдал римским епископам. Построенная там базилика св. Иоанна в Латеране (San Giovanni in Laterano) стала собором Рима, а дворец оставался резиденцией пап до 1308 г. Константин определил огромную часть бюджета на церковн благотворительность.

Многие христианские идеи нашли отражение в новом законодательстве. Например, император запретил ставить клейма на лица преступников, т.к. лицо отражает образ Божий. Труд в воскресен был запрещен, кроме необходимого на фермах и в судах, чтобы освобождать рабов. Христианский обычай поминовения воскресения Господня в первый день недели был традиционным уже ко времени написания св. Павлом 1-го послания к Коринфянам.

 

Константин как христианский государь, вынужденный терпимо относиться к язычеству в то же время четко определиол свою позицию относительно всяких церковных споров.Привилегии, котор он дал духовенству, относятся только к кафолической Церкви, в то время как различные еретики и раскольники их лишены. Св. Константин поначалу относился к своему месту в Церкви с большим смирением. Однако сама иерархия все более активно требовала вмешательства св. Константина в происходившие тогда споры. Так, потребовалось вмешательство императора в конфликт с донатистами. Донатисты — это были раскольники, обвинявшие Карфагенскую Церковь, что она осквернила себя принятием в свой епископат тех епископов, которые пали во время Диоклетианов гонения. Раскольники основали свою собственную иерархию и вступили в совершен непримирим борьбу с православным епископатом. Они вступили в спор с Римом, и в него пришлось вмешаться св. Константину, который естественно, встал на сторону двух соборов созван в Риме и Арле.

 

Константин довел Вселенский Собор до осуждения Ария и довыработки положительного вероучения, и затем,постарался, чтобы все приняли деяния этого Собора, хотя это было совсем нелегко — у Ария оказалось очень много друзей и сторонников.Несмотря на противодействие, которое встретил св. Константин, он до конца своей жизни не поколебался и был верен Никейско

 

 

15) Субординацизм

 

Неправильность в понимании догмата троичности, которая неоднократно встречается в первые века, — это субординационизм, — учение о том, что Сын и Святой Дух — суть служебные орудия Отца, хотя и личные, но все-таки подчиненные и неравночестные Ему. Здесь отрицается единосущие и равночестность трех Ипостасей. К такому заблуждению были особенно склонны богословы, испытывавшие влияние греческой философии.

 

Древние писатели излагали учение о триедином Боге по генетической схеме. Отец мыслится здесь, как единый Бог. И если Он есть Отец, то не мыслим без Сына и Св. Духа. Невозможно предста­вить Отца, чтобы не допустить Сына, подобно тому, как в геометрии нельзя говорить о шаре, не имея понятия о окруж­ности. Рядом с чисто богословской конструкцией учения о Св.Тр существовала философская. Здесь Бог мыслится, как простое единое существо, не имеющее каких-либо свойств и качеств, т.к они вносили бы в Него сложность. Но не говорить о свойствах и качествах в Боге древние учители все таки не могли, и поэтому искали выхода в том. что признавая ка­чества в Боге, носителем их считали не Бога, а другое существо, Логоса. Бог не мыслим без Логоса, какъ свойство не мыслимо безъ субстрата.

 

Так Ориген в своей Триадологии резко выступая против моделизма и адопционизма строил схему по принципу субординационизма. Модалисты, учение котор было развито Савелием считали, что Бог един, а лица Св. Троицы лишь Его различные образы или формы - "модусы". Возможно, говорили они, это временные исторические явления: вначале Бог открывается как Отец, затем как Сын, а впоследствии - как Дух Святой. Ориген защищая различия лиц Св. Троицы, ссылался на анафору, молитва которой обращена к Отцу через Сына. Для него Христос был предсущим Логосом, посредником, Богом Отцом и тварными личностями. По Оригену, Отец и Сын различаются, как прототип и совершенный образ. Он примиряет это утверждение с монотеизмом, подчеркивая, что источник Божества - Отец. Иногда Ориген называет Сына тварью, но так как тварь совечна Творцу, в его системе это не умаляет Божественного достоинства Сына. Однако у Оригена теряется различие между рождением и творением.

 

 

16) Арианск споры. Св. Афанасий Великий. Участ в спорах Константина, Констанция, Вал

Во время жизни Константина никейское вероисповедание осталось неоспоримым критерием правой веры. Но друзья Ария смогли вернуть многие позиции, утраченные летом 325 г. Это

удалось им прежде всего благодаря политике царедворца-епископа Евсевия Никомид. Евсевий подписал Никейское определение, но уже через месяц принял Ария в евхаристическое общение в Никомидии во время процесса рассмотрения апелляции последнего. Отправленный Константин в ссылку Евсевию удалось добится прощения. Его гл целью стало устранен трех главных никейцев: епископов Евстафия Антиохийского, Афанасия Александрийского и Маркелла Анкирского. В 326 г. Евстафий был низлож Собором в Антиохии и отправлен в ссылку. Дескрид Афанасия Александр было труднее. После смерти Александра 328 г. был избран его преемником и занимал епископскую кафедру 47 лет, из которых 15 провел в изгнании. Всю свою жизнь он положил на борьбу с арианской ересью. Не явл тонким дипломатом, он не желал признать, что термин "единосущие" содержал двусмысленность. Афанас был убежден, чт отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угрожало разрушить основание христианской веры. Человечество нуждающ в спасении, могло получить его только от Бога, поэтому Христос - и Человек, и Бог.

Для достижен своей цели Евсевий воспольз продолжался в Египте мелетианским раскол. Ариане подкупили мелетиан, и те стали слать жалобы на Афанасия во все инстанции. В результ 335 г. в Тире собрался Собор, который низложил св. Афанасия. Третьим вождем "никейской" партии был Маркелл Анкирский - участник Никейского Собора, убежденный антиоригенист. Он воевал против "разделения" Бога на три Ипостаси. Для него важнее всего было единство Бога в смысле библейского богословия, а не Платона или Оригена. Маркелл считал, что различия между Сыном и Отцом временны и в конце веков исчезнут. В 336 г. Маркелл обвинен в ереси и неуважении к императору был низложен Константинопольским Собором и сослан. Приблизительно в это время умер Арий и император Константин. Незадолго до кончины он разделил государство между тремя своими сыновьями. Двое из них — Констант и Константин — были православных убеждений, но им в управление досталась западная часть империи, в то время как получивший восточную часть Констанций, явно симпатизировал арианству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.