Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководство, власть и влияние. Формы власти и влияния, их достоинства и недостатки. Убеждение и участие как формы влияния




Руководство – это право оказывать влияние на отдельные лица и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Влияние – это способность одного индивида вносить изменения в поведение другого индивида, изменять отношения и чувства к нему других людей.

Власть – это возможность оказывать влияние на поведение людей, это возможность распоряжаться кем или чем-либо, подчинять их своей воле.

Руководство осуществляется с помощью власти и влияния. Руководитель должен оказывать влияние таким способом, чтобы подчиненный мог легко понять идею и желал ее реализовать.

Необходимость власти в организации обусловлена следующими обстоятельствами:

1. Руководитель в своей деятельности зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег (это его окружающая среда).

2. Зависимость линейного управляющего от штабного управленческого персонала, над которым у него нет никакого контроля.

3. В условиях роста образованности подчиненных проявляется их меньшая смиряемостью с традиционной властью.

Существует такое понятие как власть подчиненных – это означает, что подчиненные имеют власть над руководителем в вопросах объема предоставляемой информации, неформальных контактов с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег и способность подчиненных выполнять свои задачи.

Руководитель должен знать, что поскольку подчиненные часто обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных желание продемонстрировать свою власть. Поэтому необходимо поддерживать баланс власти – то есть власть, достаточную для обеспечения достижения целей организации, но не вызывающую у подчиненных чувства неприятия и желания непокорности.

Выделяют пять основных форм власти и соответствующих им видов влияния:

1. Власть, основанная на принуждении – влияние через страх, исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может доставить неприятности. Человек испытывает страх когда угрожают его фундаментальным потребностям.

«+» - быстро, доходчиво.

«−»: - отсутствие доверия; большие затраты, связанные с ее применением; усиливается стремление людей сознательно обманывать власть; высокая текучесть кадров.

2. Власть, основанная на вознаграждении – влияние через положительное подкрепление, исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

«+» - универсальность.

«−»: - вознаграждение должно быть ценным в глазах исполнителя, а для этого надо определить индивидуальную шкалу ценностей подчиненного.

3. Законная власть – влияние через традиции, исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг – подчиняться им, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.

«+» - быстрота и предсказуемость; стабильность организации; обезличенность, т.к. влияет не человек, а должность.

«−»: - твердая приверженность традиции таит опасность сопротивления переменам и новшествам.

4. Эталонная власть – влияние через харизму, характеристики или свойства руководителя настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Власть эксперта – влияние через разумную веру, исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, поэтому следуя его рекомендациям можно достичь цели и удовлетворить потребность.

«+» - властью эксперта может пользоваться не только руководитель, но и хороший специалист. «−»: -требует длительного времени и может вырасти власть подчиненного.

Убеждение и участие как формы влияния возникли тогда,когда способности, возможности и информированность подчиненного приблизились вплотную к руководителю, вынудив его искать сотрудничества с подчиненными для того, чтобы эффективно на них влиять.

Убеждение и участие – это формы влияния руководителя на подчиненного для побуждения последнего к активному сотрудничеству в условиях роста его уровня образованности.

Убеждение – это эффективная передача своей точки зрения. Основано на власти примера и власти эксперта.

Факторы эффективности убеждения:

- доверие;

- аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень слушателя;

- цель руководителя не должна противоречить системе ценностей подчиненного;

- подчиненному должна нравиться личность руководителя.

Системы участия работников в управлении реализуются в трех основных формах:

1. Участие в прибылях – уже давно рассматривается предпринимателями как средство сохранения социального мира внутри предприятия, фактор повышения заинтересованности в ее экономическом успехе в условиях ужесточившейся конкуренции. Участие работников в прибыли – это в первую очередь раздел между ними и компанией дополнительной прибыли, полученной в результате повышения производительности и качества.

2. Участие в капитале – позволяет заинтересовать коллектив предприятия в долгосрочных целях развития предприятия, воспитать чувство хозяина. Достигается это посредством продажи акций предприятия работникам данного предприятия.

3. Участие в управлении - реализуется в русле концепции человеческих ресурсов и индустриальной демократии, основана на привлечении работников к принятию решений. Работники могут вовлекаться в этот процесс различными путями: - собрания; - создание целевых групп и рабочих бригад; - мозговые атаки; - системы рационализации (кружки качества), неформальные дискуссии.

 

 

15. Стиль руководства: понятие, виды, характеристики. Управленческая решетка Р. Блейка – Дж. Моутон, характеристика стилей руководства в ней.

Стиль руководства – это обобщающая характеристика менеджмента, которая отражает подходы к реализации функций управления и принятию управленческих решений, сложившиеся в деятельности руководителя.

Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен Куртом Левиным, который выделил авторитарный, демократический и либеральный стили.

Авторитарный стиль

Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя. Стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми.

По непсихологическим критериям за счет постоянного контроля этот стиль руководства обеспечивает определенные результаты работы: прибыль, производительность, качества продукции.

Возможные отрицательные последствия авторитаризма: высока вероятность ошибочных решений; замедление нововведений; неблагоприятный психологический климат; не стимулирует инициативу подчиненных; отсутствие удовлетворенности трудом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.