Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели исполнения обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами. 3 страница




ПТдневная * Дни работы = ПТгодовая

ПТгодовая * dрабочих = ПТППП годовая

ПТППП годовая * ЧППП = Товарная продукция

Товарная продукция * kреализации = ВП

Используя методы разниц, цепных постановок, обособленного влияния факторов выявляем резервы роста ПТ.

3. Анализ соотношения темпов роста ПТ и з/п.

Оперативный анализ ПТ осуществляется по структурным подразделениям предприятия. При этом используются показатели численности персонала, трудозатраты на продукцию, использование рабочего времени.

Факторы, влияющие на ПТ:

1. Внешние (уровень специализации предприятия, организация кооперированных поставок, организация снабжения, равномерность поставок, сезонные колебания) и внутренние (социальные, экономические, организационно-политические)

2. Интенсивные

- факторы использования рабочей силы (организация труда, нормирования, развитие соревнования, повышение квалификации, совершенствование системы оплаты труда)

- факторы использования основных фондов (внедрение новой техники, автоматизация и механизация проризводственных процессов)

- факторы использования материальных ресурсов (замена материалов, совершенствование конструкции)

Экстенсивны (факторы использования рабочего времени)

Для оценки влияния технико-экономических факторов на уровень ПТ используется методология:

1. Снижение трудоемкости продукции на рост производительности труда

Бвремени - бюджет времени одного рабочего.

2. снижение производственных потерь рабочего времени

3. Рост ПТ за счет снижения непроизводственных затрат труда

4. Рост производительности труда за счет структурных сдвигов в продукции

5. Рост производительности труда за счет перевыполнения норм

6. Изменение производительности труда в связи с изменением трудоемкости, связанные с изменением структуры продукции

 

51Анализ формирования доходов работников предприятия

Трудовые доходы работников предприятия определяются их личным трудовым вкладом и состоят из элементов:

1. выплаты из ФЗП,

2. выплаты социального характера,

3. расходы не отнесенные с пп. 1 и 2.

ФЗП включает:

1. оплату за отработанное время, за неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты, выплаты на питание, жилье, топливо.

2. надбавки к пенсиям работающим пенсионерам, единорменные пособия уходящим на пенсию, страховые взносы за работников, добровольные взносы по медицинскому страхованию.

3. дивиденды, ЕСН (по больничным листам)

Анализ составных элементов доходов осуществляется путем расчета показателей динамики элементов оплаты труда и структуры элементов. Также рассчитываются коэффициенты:

1. уровень дохода на одного работника =(сумма всех выплат) / (численность работников)

2. уровень дивидендных выплат = (Дивиденды)/(численность)

3. Уровень социальных льгот = (Социальные льготы)/(численность)

 

52Анализ форм и систем оплаты труда

Этапы анализа:

1. анализ форм и систем оплаты труда.

Системы:

1. повременная (простая, повременно-премиальная, контрактная),

2. сдельная (прямая, сдельно-премиальная, сдельно прогрессивная, аккордная)

Форма оплаты труда Категория работников Темпы роста оплаты труда Темпы роста производительности труда Соотношение темпов роста оплаты труда и производительности труда
Сдельная Рабочие цехов      
и т. д.        

2. Анализ фонда оплаты труда

Рассматривается в разрезе категорий работников и по фондам оплаты труда (анализ структуры и изменения структуры)

3. Анализ по видам фондов.

Различают тарифный фонд, часовой, дневной, годовой.

Тарифный фонд определяется по расценкам для сдельщиков и тарифным ставкам для повременщиков

Часовой фонд = тарифный + доплаты к часовому фонду (по прогрессивным расценкам сдельщикам, премии рабочим сдельщикам и повременщикам в соответствии с положением о премировании, доплаты сдельщикам за изменение условий, прочие доплаты до часового фонда)

Дневной фонд = часовой фонд + доплаты до дневного (доплаты за работу в сверхурочное время, оплата часов внутрисменных простоев, прочие дневные доплаты, определенные коллективным договором)

Годовой фонд зарплаты = дневной фонд + целодневные доплаты (оплата очередных и дополнительных отпусков, оплата целодневных простоев, возмещение за выслугу лет, стоимость социальных услуг, коммунальных услуг и натуральных выдач, прочие доплаты до годового фонда)

53Общая оценка использования ФЗП

Анализ фонда оплаты труда предполагает расчет:

1. Абсолютного отклонения ФОТ = ФОТ1 – ФОТ0

2. Относительное отклонение ФОТ = ФОТ1 – ФОТ1 * IВП

или DФОТотносит= ФОТ1 – (ФОТрабочих * IВП+ФОТостальных)

3. Влияние изменения средней з/п:

DФОТЧ=DЧ * средняя ЗП0

4. Влияние средней заработной платы

DФОТЗП1 * Dсредняя ЗП

5. Модель фонда оплаты труда рабочих для анализа методом цепных подстановок

ФОТр = ЧЗП * t * k1 доплат  
       
  ДЗП * Драб * k1 доплат
       
  ГЗП * Ч
           

где ЧЗП, ДЗП, ГЗД – часовая, дневная и годовая средняя заработная плата рабочих соответственно,

t – часы роботы за день,

k1 доплат и k2 доплат = доплаты с часовой и дневной з/п соответтсвенно

6. Модель фонда оплаты труда персонала

ФОТП=ФОТР * kсоотн 1

kсоотн 1 = ФОТП / ФОТР = IВП+kсоотн 2

kсоотн 2 = ФОТостальных / ФОТР

Þ ФОТП=ФОТР * IВП + ФОТостальных

7. Модель сдельной заработной платы рабочих часовой

ЧЗПР = ТЕобщ * Расценки

где ТЕобщ – нормочасы по всем деталям за час

Модель анализируется методом цепных подстановок

 

Заключительный анализ ОТ требует сравнения роста средней з/п с ростом ПТ

Резервы роста ПТ объединены в группы:

1. Снижение трудоемкости продукции (улучшение конструктивных данных продукции, рост технической вооруженности и квалификации труда, совершенствование технологии производства, внедрение передовых методов труда.

2. улучшение использования рабочего времени (ликвидация прогулов, опозданий и других нарушений трудовой дисциплины, устранение потерь рабочего времени из-за плохой организации труда и производства, устранение непроизводственных затрат труда и т. п.)

3. Лучшее использование кадров трудовых коллективов (сокращение текучести кадров, создание стабильных трудовых коллективов, бригадная организация ОТ, совершенствование структуры рабочих (сокращение аппарата управления, оптимизация соотношения отдельных категорий рабочих)).

 

54Цели управления производством и продаж продукции. Задачи анализа

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1. Анализ объема продукции;

1.2. Анализ ассортимента продукции;

1.3. Анализ структуры продукции;

2. Анализ качества продукции;

3. Анализ ритмичности производства;

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

 

54Общая оценка показателей производства и продаж продукции

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста

Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции

 

56Анализ ассортимента и структуры выпуска и продаж продукции

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

· по способу наименьшего процента;

· по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);

· по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn: ВП0 х 100%,

где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %;

ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 - плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

 

Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

,

где – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;

ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

При использовании средних цен расчет производится по формуле

,

где Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно,

VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

 

57Анализ качества и конкурентоспособности продукции

Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят:

- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

- удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид

;

;

где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;

РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

Косвенным показателем качества продукции является брак.

Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.

 

58Анализ равномерности и ритмичности производства и продажи продукции

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:

Крит. = VВП1,0 : VВП0;

- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску:

 

,

 

где n – число суммируемых плановых заданий.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:

а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;

б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.1).

Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II,

где РП - объем реализованной продукции;

ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ВП - объем выпуска продукции за период.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0,

где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;

ВПн - недопоставка продукции по договорам.

Анализ изменения объема реализации товарной продукции проводится по направлениям:

1. Изменение отгрузки продукции

- изменение остатков готовой продукции на складе на начало периода

- изменение выпуска товарной продукции

- изменение остатков готовой продукции на конец

2. Изменение остатков товаров отгруженных

- сроки уплаты, которые не наступила

- не оплаченные в срок

- на ответственном хранении у покупателей

 

Из лекций АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ

Контракт – это документ, определяющий права и обязанности сторон, вступающих в отношения купли-продажи.

Контракт – это источник информации о количестве и ассортименте товара, качественных признаках товара, о цене, об общей стоимости партии, об условиях и сроках поставки.

Эти данные являются основанием для проведения анализа выполнения договорных обязательств, которое осуществляется через сравнение фактических параметров исполнения договора и тех параметров, которые заложены в договоре.

Направления анализа:

1. Оценка выполнения договора по объему поставки.

Поставка больше договора также невыгодна, как и недопоставка.

Для однородных поставок анализ предполагает расчет показателей степени выполнения договора = (объем фактический)/(объем по договору)

Абсолютное отклонение = (объем фактический – объем по договору)

Для широкоассортиментных договоров и для неоднородной продукции рассчитывается процент выполнения договора:

Величина индекса зависит от количественных факторов (количество) и от качественного фактора (изменение цены)

Для оценки выполнения договоров рассчитывают показатели:

1. влияние изменения натурального объема:

2. Влияние изменения цен

Невыполнение договорных поставок связано также с невыполднением ассортимента поставок

Абсолютное влияние структурных сдвигов рассчитывается по формуле:

 

42. Анализ безубыточности продаж

Важным направлением анализа себестоимости продукции является анализ безубыточности продаж.

В критической точке Прибыль=0, т.е. или

Критическая точка в натуральном выражении:

Маржинальный доход на единицу продукции:

Общий маржинальный доход или

Критическая точка в стоимостном выражении:

Так как - удельный вес общего маржинального дохода в выручке, то

Маржинальный доход используется для анализа влияния количества продукции и ее структуры на прибыль

Прибыль=ОМД-FC

ОМД=JОМД∙ВП

Прибыль= JОМД∙ВП-FC

Маржинальный доход для каждого изделия составит

Удельный вес МД в цене

Средний маржинальный доход рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная, т.е. умножением на долю каждого изделия в общем выпуске в натуральном выражении

Изменение прибыли

Изменение маржинального дохода:

- за счет выручки от продаж (количества проданного)

- за счет изменения в структуре продаваемого

связь маржинального дохода с прибылью

Если постоянные расходы (накладные расходы) не менялись, то

 

43. Алгоритм расчета резервов производства и продаж продукции по технико-эк. факторам

61Управление затратами на производство и задачи анализа затрат

Себестоимость – это совокупность живого и овеществленного труда.

Себестоимость – это показатель, представляющий результат производственной деятельности.

Его необходимость связана с управлением прибылью. Это объект внутрихозяйственного управления.

Система управления затратами на производство предполагает:

1. Нормирование и планирование затратв целом по продукции, по видам затрат, по структурным подразделениям

2. Учет затрат

3. Контроль за отклонениями в затратах

4. Анализ затрат (оперативный, текущий, перспективный)

5. Регулирование затрат и принятие решений.

Управление затратами решает следующие задачи:

1. Расчет норм

2. Упорядочение нормативной базы

3. Организация учета изменения норм

4. Разработка нормативных калькуляций

5. Учет затрат по центрам возникновения

6. Выявление отклонений и распределение этих отклонений по центрам ответственности

7. Калькулирование себестоимости продукции

8. Анализ выполнения плановых норм

9. Формирование заданий по снижению себестоимости

10. Выявление резервов экономии

11. Обеспечение систематического контроля за величиной затрат.

Задачи управления затратами должны быть реструктурированы по уровням управления.

Эффективно управлять – значит своевременно выявлять факт отклонений, его причину и виновников, давать им оценку.

Отклонения могут быть:

1. благоприятными

2. неблагоприятными(допустимыми и возмущения)

Объектом принятия управленческого решения являются возмущения, т. е. те отклонения, которые выходят за рамки допустимых значений.

Для анализа затрат используются показатели:

1. Затраты на производство по смете

2. Полная себестоимость товарной продукции

3. Производственная себестоимость товарной продукции

4. Себестоимость реализованной продукции (полной и производственной)

5. Себестоимость единицы продукции

6. Себестоимость сравниваемой товарной продукции

7. Затраты на 1 р. продукции

8. Себестоимость по местам возникновения и центрам ответственности

Для анализа затрат используется множество классификаций:

1. по местам возникновения,

2. по видам продукции,

3. по характеру производства

4. по связи с объемом производства

5. по способу отнесения на единицу продукции

6. по времени возникновения

7. по калькуляционным признакам

8. для определения прибыли

9. по местам формирования и центрам ответственности

10. с позиции регулирования

11. по целям и задачам управления затратами (для оценки и выбора альтернативных решений, для контроля, для регулирования).

Разделы анализа затрат:

1. Анализ затрат с целью оценки достигнутых результатов

- анализ затрат на 1 р. продукции

- анализ себестоимости сравниваемой товарной продукции

- анализ сметы затрат

- анализ себестоимости продукции в разрезе калькуляционных статей

- анализ калькуляции единицы продукции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.166 сек.