Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос№19. Понятие и виды ОИВ в РФ




Высшее должностное лицо субъекта

Высший исполнительный орган власти

 

Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции

 

 

Территориальные органы

 

 


ОИВ – самостоятельная структурная часть гос.аппарата, входящая в систему исполнительных органов гос.власти и предназначенный для осуществления гос.управления и наделенный собственной компетенцией.

 

Признаки ОИВ:

  1. наличие государственно-властных полномочий в области нормотворчества и/или правоприменения (постановление Правительства, указы Президента).
  2. орган исполнительной власти обладает определенной самостоятельностью, т.е. может самостоятельно осуществлять предоставленные ему права и закрепленные за ним обязанности. Орган может осуществить свое полномочие, издав нормативный акт. Не требуется обращаться к др.органу для реализации своих полномочий. Пример несамостоятельного органа – СовБез. Все решения реализуются через указы Президента.
  3. ОИВ находится в структурной (организационной) и функциональной подчиненности от др. ОИВ.
  4. ОИВ имеет собственную внутреннюю структуру, штат гос.служащих и технический персонал.
  5. орган обладает правами юридического лица, кроме органа, состоящего из 1 субъекта. Форма: учреждения.
  6. орган финансируется из гос.бюджета РФ или субъекта РФ.

 

Виды ОИВ

ОИВ РФ и субъектов.

По содержанию:

- Органы общей компетенции. Общая компетенция – перечень вопросов, которые может решать орган является открытым. Он закреплен или рамочными нормами или открытым перечнем. Или не определен в принципе.

- органы специальной компетенции. Наделены правом решать только строго определенный круг вопросов. Делятся на отраслевые (здравоохр-е, образование) и межотраслевые (функциональные – которые курируют опред.функцию в рамках всех органов). П: Министерство экономического развития.

 

По территориальному охвату деятельности:

- центральные, которые осуществляют свои полномочия на всей территории соответствующего публично-правового образования (РФ или субъекта)

- территориальные, которые осуществляют свою деятельность на определенной территории.

 

По порядку принятия решения:

- единоначальные. 1 руководитель, и он руководит деятельностью органа

- коллегиальные.

 

По организационным формам:

- министерства

- Службы

- Агентства

- Комитеты

- Департаменты

- Надзоры и т.д.


Вопрос №20. Правовой статус ОИВ: организационная структура и компетенция.

2 вида построения структуры:

- линейная структура. Руководитель отвечает за работу органа в целом, управленческое воздействие оказывает в целом на подчиненных. У руководителя есть право привлечения к дисциплинарной ответственности, и имеет место последовательное соподчинение нижестоящих руководителей вышестоящим.

- функциональная структура. Когда руководитель органа назначается линейным руководителем по согласованию с функциональным. (рук-ль подразделения ДПС-ГИБДД назначается рук-лем территор.органа, но кандидатура согласовывается с начальником ГИБДД по субъекту).

 

Виды структурных подразделений, которые есть в органе:

1. руководство. Включает в себя руководителя, заместителей руководителя. Каждый заместитель и рук-ль представляет собой самостоятельную структурную единицу. Он не включен в какое-то структурное подразделение. Заместители подразделяются на:

- первых заместителей – осуществляют полномочия руководителя в полном объеме в случае его отсутствия. Может быть несколько первых. Но д.определяться кто первее.

- простые заместители

- заместители, решающие определенные вопросы

2.структурные подразделения. Подразделяются на:

- оперативные структурные подразделения, которые решают все текущие задачи,

связанные с деятельностью органа

- функциональные структурные подразделения – решение обособленных вопросов,

не связанных напрямую с целями деятельности органа. П: бухгалтерия.

- территориальные структурные подразделения.

- материально-технические и вспомогательные подразделения (завхоз, охрана и т.д.)

Компетенция ОИВ.

Компетенция происходит от лат.термина «ведать, «отвечать за что-либо». Наполнение деятельности органа публичной администрации.

2 категории:

Полномочия ( раскрыты в положении о каждом ОИВ) – юридическая возможность совершения тех или иных юридически-властных действий или принятие решений, влекущих юридические последствия и обязательные для третьих лиц. Всегда реализуются при наличии опред.юридического факта, который закрепляется отдельно от самого полномочия. Дискуссия о том, что полномочия включают права и обязанности, которые образуют единую категорию (если сотрудник видит правонарушение и он вправе пресечь и обязан пресечь). Или же это разные категории – отдельно права и отдельно обязанности. Реализация права не есть реализация обязанности. У ОИВ есть право принять НА, но не обязаны его принимать, если не хотят.

 

Виды полномочий:

- по функциональному назначению:

1. руководящие – координирование деятельности, установление целевых показателей, возможность давать обязательные для исполнения распоряжения

2. регулятивные полномочия – связанные как с принятием нормативных актов, устанавливающих регулятивные нормы, так и с обеспечением их исполнения в процессе текущей деятельности (регистрация, разрешения).

3. контрольно-надзорные полномочия – могут осуществляться как в отношении субъектов организационной подчиненности (возможность отменять акты, привлекать к ответственности), так и в отношении функционально-подчиненных субъектов (орган в отношении гражданина по соблюдению им опред. правил - хранение оружия и т.д. Проверяет те или иные требования, приостанавливает действие спец. разрешения и привлекать к административной ответственности).

4. координационные полномочия – имеют место в том случае, когда органу, осуществляющему эти полномочия, непосредственно не подчинены органы, которые он контролирует. (межведомственные комиссии или комиссии, создаваемые при правительстве РФ, когда туда входят представители тех органов, которые заинтересованы в выработке консолидированного решения и выработка этого решения обязательна для членов этой комиссии).

- по способу закрепления:

1. общефункциональный (рамочный) способ закрепления полномочий, когда примерно очерчивается их круг. (Исп-ся в отношении высших должностных лиц субъектов, если в отношении них не принят спец. закон).

2. перечневый способ закрепления полномочий в форме открытого перечня (характерно для органов общей компетенции – Правительство РФ). Закрытый перечень – используется в отношении всех ФОИВ специальной компетенции => если в перечне полномочий органа не закреплено опред.полномочие, считается, что эту деятельность орган осуществлять не вправе.

3. делегированные полномочия. В отношении РФ и субъектов.

4. договорные полномочия.

- по порядку реализации:

1. связанные полномочия, когда при наличии юр.факта опред. вида орган может принять только одно определенное решение.

2. полномочия, реализуемые с решения вышестоящего лица. Когда должностное лицо вправе продлить срок (запросить документы) у др. организации с разрешения руководителя органа. Здесь есть усмотрение, как правило, введением вышестоящего лица обеспечивается контроль за деятельностью подчиненного.

3. полномочия, реализуемые совместно. В силу соглашения между органами контрольная проверка проводится с участием и того и др. органа П: МВД и ФМС; ФНС и МВД.

4. дискреционные полномочия. От лат. «усмотрение» Полномочия, реализуемые на основе усмотрения, когда должностному лицу предоставляется возможность оценить весь комплекс юр.фактов и вынести на основании них опред. решение. Комиссия оценивает бизнес-планы и на основании оценки принимает решение.

 

Подведомственность – круг дел, которые могут решаться с использованием полномочий.

Подведомственность м.б:

1. функциональная – в рамках иерархии ОИВ. (Что подведомственно фед. уровню, региональному, территориальному). По характеру дел.

2. территориальная. П: по месту совершения, по месту регистрации и т.д.

- по кругу субъектов:

1. исключительная (никакой другой орган, кроме этого не вправе).

2. совместная

2.1.альтернативная – в зависимости от опред. обстоятельств дело будет рассмотрено или одним органом, или другим.

2.2. конкурирующая – когда дело может быть рассмотрено двумя разными органами и будет рассматривать тот, кто первый принял его к своему рассмотрению. П: центральному ОИВ подведомственно рассмотрение тех же дел об админ.правонарушениях, что и территориальным. Кто первый встал – того и тапки.

Компетенция – полномочия по предметам ведения.

 


Вопрос №21. Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно правовые формы деятельности. Аппарат Правительства РФ.

 

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство. Осуществлять – не возглавлять.

ФКЗ «О правительстве» от 17.12.1997. Статья 1 – Правительство РФ – высший исп.орган гос.власти РФ. При этом в самой статье то, что правительство является высшим органом снова не упомянуто.

 

Основополагающие признаки правительства:

  1. Правительство – ФОИВ.
  2. Входит в систему ОГВ и является самостоятельным органом. Реализует свои полномочия при помощи собственных методов и форм деятельности, имеет свою структуру, состав и выступает от имени РФ.
  3. Орган, осуществляющий исполнительную власть.
  4. Правительство РФ является коллегиальным органом. Единственный коллегиальный ФОИВ. Хотя прямого запрета создания коллегиальных ФОИВ нет.

 

Особенности функционирования:

v Правительство состоит из членов правительства.

v Осн.форма работы – заседания.

v Решения принимаются коллегиально.

v В случае отставки председателя в отставку уходят все вместе.

 

  1. правительство – орган общей компетенции. Ст. 13-22 ФКЗ не носят исчерпывающего хар-ра. Это полномочия по опред. сферам жизнедеятельности. Прав-во может принять к своему ведению вопрос, который прямо не указан в перечне, если он не входит в исключительную компетенцию другого органа. Статья 13 ФКЗ «О правительстве» - сферы деятельности правительства. => конкретные полномочия в след.статьях.

С точки зрения внутренней организации Правительство характеризуется составом и структурой.

Структура – перечень и виды гос.должностей, совокупность которых образует правительство РФ. Вытекает из ФКЗ.

Должности:

- председатель правительства

- заместители председателя правительства, которые могут быть 2х видов: простые и первые.

- члены правительства – федеральные министры, в число которых входит руководитель аппарата правительства, являющийся по должности федеральным министром.

Состав -как структура организована в конкретный момент времени. Сколько каких должностей предусмотрено в правительстве.

 

На текущий момент:

- председатель правительства: Путин В.В.

- первые заместители – 2 шт. (Зубков и Шувалов)

- заместители – 7 шт. Не все простые заместители – простые заместители. (Кудрин = МинФин, Хлопонин = полномочный представитель президента в северо-кавказском федеральном округе, Володин = руководитель аппарата правительства, + 4 простых заместителя – Сечин, Жуков, Иванов, Козак).

- федеральные министры – 17 шт. В состав Правительства входят все фед. министры.

 


Деятельность правительства регулируется двумя основополагающими НА:

- ФКЗ «О правительстве» от 17.12.1997. В системе регулирования деятельности правительства это статутный з-н. Закрепляет статус органа. Что за орган, его компетенция, принципы организации и т.д.

- Регламент Правительства РФ. Утвержден Постановлением Правительства от 1.06.2004. Документ, регулирующий текущую деятельность правительства:

1. Планирование и организация работы правительства:

1.1.составление планов деятельности правительства (подготовит.работа)

1.2. порядок подготовки проведения заседания (кто присутствует, кто председательствует, если отсутствует председатель и т.д)

1.3. порядок оформления решений, принятых на заседании правительства

2. порядок исполнения поручений, содержащихся в актах правительства

3. порядок внесения в правительство проектов актов, как нормативных, так и индивидуальных.

4. создание правительством межведомственных координационных совещательных органов

5. законопроектные вопросы правительства. 90% проектов ФЗ вносит правительство

6. порядок в/д правительства с органами законодательной и судебной власти

7. порядок работы с обращениями граждан.

Функционирование правительства как органа само по себе без помощи со стороны невозможно. => кто осуществляет всю техническую работу по обеспечению функционирования деятельности правительства РФ => аппарат правительства РФ.

Аппарат правительства является самостоятельным гос.органом, при этом не являясь органом власти, и вся его деятельность сводится к обеспечению функционирования деятельности правительства РФ. Положение об аппарате правительства от 01.06.2004 г.

Структура аппарата правительства:

- руководитель аппарата правительства и его заместители

- секретариаты (обеспечивают документооборот)

- секретариаты председателя правительства

- секретариаты руководителя аппарата правительства и заместителей председателя правительства

- помощники и референты председателя правительства

- представитель правительства РФ в ГД, СФ и высших судебных органах

- департаменты по основным направлениям деятельности – 18 шт. Оценивают и готовят решения правительства по соответствующим вопросам.

 

Организационно-правовые формы деятельности правительства:

3 формы деятельности правительства:

- заседание правительства, в котором участвуют члены правительства, при невозможности присутствовать направляют заместителей. Помимо этого могут приглашаться иные лица, которых затрагивают вопросы, рассматриваемые на заседании + всегда сидят руководители служб и агентств (но вообще не обязательно), к ним могут обратиться, чтобы они дали разъяснения по тому или иному вопросу. Могут сидеть представители субъектов. Заседания проводятся не реже 1 раза в месяц. Ключевые вопросы могут быть рассмотрены (в частности рассмотрение НА) только на заседании. (см.ФКЗ). При этом любой иной вопрос, относящийся к компетенции правительства, тоже может быть рассмотрен на заседании.

- заседание президиума правительства. Заместители председателя = президиум. Формируется для решения текущих вопросов деятельности правительства. Форма обсуждения и выработки решения. Но принимать решение все равно надо на общем заседании. Еженедельно. Любой вопрос, который может быть решен НЕ ТОЛЬКО на общем заседании

- единоличная деятельность председателя правительства. Распоряжения, кадровые вопросы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.