КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос№19. Понятие и виды ОИВ в РФ
Высшее должностное лицо субъекта Высший исполнительный орган власти
Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции
Территориальные органы
ОИВ – самостоятельная структурная часть гос.аппарата, входящая в систему исполнительных органов гос.власти и предназначенный для осуществления гос.управления и наделенный собственной компетенцией.
Признаки ОИВ:
Виды ОИВ ОИВ РФ и субъектов. По содержанию: - Органы общей компетенции. Общая компетенция – перечень вопросов, которые может решать орган является открытым. Он закреплен или рамочными нормами или открытым перечнем. Или не определен в принципе. - органы специальной компетенции. Наделены правом решать только строго определенный круг вопросов. Делятся на отраслевые (здравоохр-е, образование) и межотраслевые (функциональные – которые курируют опред.функцию в рамках всех органов). П: Министерство экономического развития.
По территориальному охвату деятельности: - центральные, которые осуществляют свои полномочия на всей территории соответствующего публично-правового образования (РФ или субъекта) - территориальные, которые осуществляют свою деятельность на определенной территории.
По порядку принятия решения: - единоначальные. 1 руководитель, и он руководит деятельностью органа - коллегиальные.
По организационным формам: - министерства - Службы - Агентства - Комитеты - Департаменты - Надзоры и т.д. Вопрос №20. Правовой статус ОИВ: организационная структура и компетенция. 2 вида построения структуры: - линейная структура. Руководитель отвечает за работу органа в целом, управленческое воздействие оказывает в целом на подчиненных. У руководителя есть право привлечения к дисциплинарной ответственности, и имеет место последовательное соподчинение нижестоящих руководителей вышестоящим. - функциональная структура. Когда руководитель органа назначается линейным руководителем по согласованию с функциональным. (рук-ль подразделения ДПС-ГИБДД назначается рук-лем территор.органа, но кандидатура согласовывается с начальником ГИБДД по субъекту).
Виды структурных подразделений, которые есть в органе: 1. руководство. Включает в себя руководителя, заместителей руководителя. Каждый заместитель и рук-ль представляет собой самостоятельную структурную единицу. Он не включен в какое-то структурное подразделение. Заместители подразделяются на: - первых заместителей – осуществляют полномочия руководителя в полном объеме в случае его отсутствия. Может быть несколько первых. Но д.определяться кто первее. - простые заместители
- заместители, решающие определенные вопросы 2.структурные подразделения. Подразделяются на: - оперативные структурные подразделения, которые решают все текущие задачи, связанные с деятельностью органа - функциональные структурные подразделения – решение обособленных вопросов, не связанных напрямую с целями деятельности органа. П: бухгалтерия. - территориальные структурные подразделения. - материально-технические и вспомогательные подразделения (завхоз, охрана и т.д.) Компетенция ОИВ. Компетенция происходит от лат.термина «ведать, «отвечать за что-либо». Наполнение деятельности органа публичной администрации. 2 категории: Полномочия ( раскрыты в положении о каждом ОИВ) – юридическая возможность совершения тех или иных юридически-властных действий или принятие решений, влекущих юридические последствия и обязательные для третьих лиц. Всегда реализуются при наличии опред.юридического факта, который закрепляется отдельно от самого полномочия. Дискуссия о том, что полномочия включают права и обязанности, которые образуют единую категорию (если сотрудник видит правонарушение и он вправе пресечь и обязан пресечь). Или же это разные категории – отдельно права и отдельно обязанности. Реализация права не есть реализация обязанности. У ОИВ есть право принять НА, но не обязаны его принимать, если не хотят.
Виды полномочий: - по функциональному назначению: 1. руководящие – координирование деятельности, установление целевых показателей, возможность давать обязательные для исполнения распоряжения 2. регулятивные полномочия – связанные как с принятием нормативных актов, устанавливающих регулятивные нормы, так и с обеспечением их исполнения в процессе текущей деятельности (регистрация, разрешения). 3. контрольно-надзорные полномочия – могут осуществляться как в отношении субъектов организационной подчиненности (возможность отменять акты, привлекать к ответственности), так и в отношении функционально-подчиненных субъектов (орган в отношении гражданина по соблюдению им опред. правил - хранение оружия и т.д. Проверяет те или иные требования, приостанавливает действие спец. разрешения и привлекать к административной ответственности).
4. координационные полномочия – имеют место в том случае, когда органу, осуществляющему эти полномочия, непосредственно не подчинены органы, которые он контролирует. (межведомственные комиссии или комиссии, создаваемые при правительстве РФ, когда туда входят представители тех органов, которые заинтересованы в выработке консолидированного решения и выработка этого решения обязательна для членов этой комиссии). - по способу закрепления: 1. общефункциональный (рамочный) способ закрепления полномочий, когда примерно очерчивается их круг. (Исп-ся в отношении высших должностных лиц субъектов, если в отношении них не принят спец. закон). 2. перечневый способ закрепления полномочий в форме открытого перечня (характерно для органов общей компетенции – Правительство РФ). Закрытый перечень – используется в отношении всех ФОИВ специальной компетенции => если в перечне полномочий органа не закреплено опред.полномочие, считается, что эту деятельность орган осуществлять не вправе. 3. делегированные полномочия. В отношении РФ и субъектов. 4. договорные полномочия. - по порядку реализации: 1. связанные полномочия, когда при наличии юр.факта опред. вида орган может принять только одно определенное решение. 2. полномочия, реализуемые с решения вышестоящего лица. Когда должностное лицо вправе продлить срок (запросить документы) у др. организации с разрешения руководителя органа. Здесь есть усмотрение, как правило, введением вышестоящего лица обеспечивается контроль за деятельностью подчиненного. 3. полномочия, реализуемые совместно. В силу соглашения между органами контрольная проверка проводится с участием и того и др. органа П: МВД и ФМС; ФНС и МВД. 4. дискреционные полномочия. От лат. «усмотрение» Полномочия, реализуемые на основе усмотрения, когда должностному лицу предоставляется возможность оценить весь комплекс юр.фактов и вынести на основании них опред. решение. Комиссия оценивает бизнес-планы и на основании оценки принимает решение.
Подведомственность – круг дел, которые могут решаться с использованием полномочий. Подведомственность м.б: 1. функциональная – в рамках иерархии ОИВ. (Что подведомственно фед. уровню, региональному, территориальному). По характеру дел. 2. территориальная. П: по месту совершения, по месту регистрации и т.д. - по кругу субъектов: 1. исключительная (никакой другой орган, кроме этого не вправе). 2. совместная 2.1.альтернативная – в зависимости от опред. обстоятельств дело будет рассмотрено или одним органом, или другим. 2.2. конкурирующая – когда дело может быть рассмотрено двумя разными органами и будет рассматривать тот, кто первый принял его к своему рассмотрению. П: центральному ОИВ подведомственно рассмотрение тех же дел об админ.правонарушениях, что и территориальным. Кто первый встал – того и тапки. Компетенция – полномочия по предметам ведения.
Вопрос №21. Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно правовые формы деятельности. Аппарат Правительства РФ.
Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство. Осуществлять – не возглавлять. ФКЗ «О правительстве» от 17.12.1997. Статья 1 – Правительство РФ – высший исп.орган гос.власти РФ. При этом в самой статье то, что правительство является высшим органом снова не упомянуто.
Основополагающие признаки правительства:
Особенности функционирования: v Правительство состоит из членов правительства. v Осн.форма работы – заседания. v Решения принимаются коллегиально. v В случае отставки председателя в отставку уходят все вместе.
С точки зрения внутренней организации Правительство характеризуется составом и структурой. Структура – перечень и виды гос.должностей, совокупность которых образует правительство РФ. Вытекает из ФКЗ. Должности: - председатель правительства - заместители председателя правительства, которые могут быть 2х видов: простые и первые. - члены правительства – федеральные министры, в число которых входит руководитель аппарата правительства, являющийся по должности федеральным министром. Состав -как структура организована в конкретный момент времени. Сколько каких должностей предусмотрено в правительстве.
На текущий момент: - председатель правительства: Путин В.В. - первые заместители – 2 шт. (Зубков и Шувалов) - заместители – 7 шт. Не все простые заместители – простые заместители. (Кудрин = МинФин, Хлопонин = полномочный представитель президента в северо-кавказском федеральном округе, Володин = руководитель аппарата правительства, + 4 простых заместителя – Сечин, Жуков, Иванов, Козак). - федеральные министры – 17 шт. В состав Правительства входят все фед. министры.
Деятельность правительства регулируется двумя основополагающими НА: - ФКЗ «О правительстве» от 17.12.1997. В системе регулирования деятельности правительства это статутный з-н. Закрепляет статус органа. Что за орган, его компетенция, принципы организации и т.д. - Регламент Правительства РФ. Утвержден Постановлением Правительства от 1.06.2004. Документ, регулирующий текущую деятельность правительства: 1. Планирование и организация работы правительства: 1.1.составление планов деятельности правительства (подготовит.работа) 1.2. порядок подготовки проведения заседания (кто присутствует, кто председательствует, если отсутствует председатель и т.д) 1.3. порядок оформления решений, принятых на заседании правительства 2. порядок исполнения поручений, содержащихся в актах правительства 3. порядок внесения в правительство проектов актов, как нормативных, так и индивидуальных. 4. создание правительством межведомственных координационных совещательных органов 5. законопроектные вопросы правительства. 90% проектов ФЗ вносит правительство 6. порядок в/д правительства с органами законодательной и судебной власти 7. порядок работы с обращениями граждан. Функционирование правительства как органа само по себе без помощи со стороны невозможно. => кто осуществляет всю техническую работу по обеспечению функционирования деятельности правительства РФ => аппарат правительства РФ. Аппарат правительства является самостоятельным гос.органом, при этом не являясь органом власти, и вся его деятельность сводится к обеспечению функционирования деятельности правительства РФ. Положение об аппарате правительства от 01.06.2004 г. Структура аппарата правительства: - руководитель аппарата правительства и его заместители - секретариаты (обеспечивают документооборот) - секретариаты председателя правительства - секретариаты руководителя аппарата правительства и заместителей председателя правительства - помощники и референты председателя правительства - представитель правительства РФ в ГД, СФ и высших судебных органах - департаменты по основным направлениям деятельности – 18 шт. Оценивают и готовят решения правительства по соответствующим вопросам.
Организационно-правовые формы деятельности правительства: 3 формы деятельности правительства: - заседание правительства, в котором участвуют члены правительства, при невозможности присутствовать направляют заместителей. Помимо этого могут приглашаться иные лица, которых затрагивают вопросы, рассматриваемые на заседании + всегда сидят руководители служб и агентств (но вообще не обязательно), к ним могут обратиться, чтобы они дали разъяснения по тому или иному вопросу. Могут сидеть представители субъектов. Заседания проводятся не реже 1 раза в месяц. Ключевые вопросы могут быть рассмотрены (в частности рассмотрение НА) только на заседании. (см.ФКЗ). При этом любой иной вопрос, относящийся к компетенции правительства, тоже может быть рассмотрен на заседании. - заседание президиума правительства. Заместители председателя = президиум. Формируется для решения текущих вопросов деятельности правительства. Форма обсуждения и выработки решения. Но принимать решение все равно надо на общем заседании. Еженедельно. Любой вопрос, который может быть решен НЕ ТОЛЬКО на общем заседании - единоличная деятельность председателя правительства. Распоряжения, кадровые вопросы.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |