Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое образование




 

Согласно ст. 71 Федерального закона «Об охране окружающей среды» система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование.

Тем самым реализуется принцип непрерывности экологического образо­вания, когда с достаточно раннего возраста на протяжении длительного пе­риода молодые люди получают необходимый объем экологических знаний, который, по замыслу законодателя, способен в корне изменить их экологиче­ское мировоззрение, сформировав экологическую культуру.

Статья 72 названного закона устанавливает, что в дошкольных образова­тельных учреждения, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ эколо­гических знаний. Для обеспечения этого процесса разработаны и постоянно совершенствуются эколого-образовательные программы соответствующего педагогического уровня, а также осуществляется подготовка педагогов-экологов, число которых пока явно недостаточно для обеспечения всеохватности процесса.

Наконец, закон закрепляет требование об обеспечении преподавания учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию во всех образовательных учре­ждениях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с учетом профиля соответствующе­го учреждения.

В качестве примера можно привести включенную в государственный об­разовательный стандарт для высших учебных заведений дисциплину «Основы экологии», а также обязательный для всех будущих юристов предмет «Экологическое право».

В субъектах Российской Федерации, осознавая необходимость развития системы экологического образования, принимают законодательные акты, призванные раскрыть содержательную сторону этого процесса и детально регламентировать его.

В частности, предусматривается создание специальных органов, отве­чающих за реализацию региональной политики экологического образова­ния. Например, в соответствии со ст. 14 закона Ульяновской области от 15.07.1997 № 019-ЗО «Об экологическом образовании в Ульяновской об­ласти»1 координацию и совершенствование всей деятельности в системе всеобщего, комплексного, непрерывного экологического образования осу­ществляет Областная комиссия по экологическому образованию, дейст­вующая как научно-методический общественный орган при администрации области.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 22.06.2000 № 56-ОЗ

«Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного

округа»2 в ст. 4 устанавливает принципы региональной политики в области

жологического образования, к числу которых относит:

- обязательность и приоритетность экологических знаний в системе образо­вания;

- системность и непрерывность образования в области экологии;

- направленность образования в области экологии на решение практиче­ских задач по сохранению и восстановлению окружающей природной сре­ды, ресурсосберегающему природопользованию;

- согласованность действий органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений независимо от их организационно-правовых форм по развитию на территории авто­номного округа образования в области экологии; " гласность в разработке и реализации программ в области экологического образования.

Согласно ст. 5 закона Волгоградской области от 15.05.2003 № 825-ОД «Об экологическом образовании в Волгоградской области»3 основными орга­низационными формами экологического образования являются:

- очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы, семейное образование, са­мообразование, экстернат в системе непрерывного образовательного про­цесса;

- эколого-просветительская работа, включающая в себя распространение экологических знаний через средства массовой информации, учрежде­ния культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и ту­ризма;

- экологическая пропаганда.

В статье 5 закона Тюменской области от 16.02.2004 № 205 «Об экологи­ческом образовании и просвещении населения Тюменской области»' закреп­ляются формы участия граждан и организаций в системе экологического об­разования и просвещения населения, в том числе право:

- обращаться в органы государственной власти и органы местного само­управления с предложениями по совершенствованию экологического об­разования и просвещения населения;

- распространять экологические и эколого-правовые знания;

- запрашивать и получать в установленном порядке достоверную экологи­ческую информацию;

- в установленном порядке осуществлять общественный контроль за вы­полнением настоящего закона;

- организовывать и проводить субботники, работы по благоустройству и озеленению территорий, смотры, конкурсы, конференции, семинары и другие мероприятия экологического характера;

- осуществлять иную деятельность по развитию экологического образова­ния и просвещения населения в соответствии с законодательствами Рос­сийской Федерации и Тюменской области.

В ряде субъектов Российской Федерации разрабатываются и принимают­ся региональные программы в сфере экологического образования. В качестве примера можно привести закон Смоленской области от 19.12.2003 № 104-3 «Об областной целевой программе «Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Смоленской области» на 2004-2006 годы»2 и поста­новление администрации Читинской области от 11.09.2003 № 276-АП «Об утверждении областной целевой программы «Экологическое образование на­селения в Читинской области на 2004-2007 годы»3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.