КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологическое образование
Согласно ст. 71 Федерального закона «Об охране окружающей среды» система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование. Тем самым реализуется принцип непрерывности экологического образования, когда с достаточно раннего возраста на протяжении длительного периода молодые люди получают необходимый объем экологических знаний, который, по замыслу законодателя, способен в корне изменить их экологическое мировоззрение, сформировав экологическую культуру. Статья 72 названного закона устанавливает, что в дошкольных образовательных учреждения, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний. Для обеспечения этого процесса разработаны и постоянно совершенствуются эколого-образовательные программы соответствующего педагогического уровня, а также осуществляется подготовка педагогов-экологов, число которых пока явно недостаточно для обеспечения всеохватности процесса. Наконец, закон закрепляет требование об обеспечении преподавания учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию во всех образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с учетом профиля соответствующего учреждения. В качестве примера можно привести включенную в государственный образовательный стандарт для высших учебных заведений дисциплину «Основы экологии», а также обязательный для всех будущих юристов предмет «Экологическое право».
В субъектах Российской Федерации, осознавая необходимость развития системы экологического образования, принимают законодательные акты, призванные раскрыть содержательную сторону этого процесса и детально регламентировать его. В частности, предусматривается создание специальных органов, отвечающих за реализацию региональной политики экологического образования. Например, в соответствии со ст. 14 закона Ульяновской области от 15.07.1997 № 019-ЗО «Об экологическом образовании в Ульяновской области»1 координацию и совершенствование всей деятельности в системе всеобщего, комплексного, непрерывного экологического образования осуществляет Областная комиссия по экологическому образованию, действующая как научно-методический общественный орган при администрации области. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 22.06.2000 № 56-ОЗ «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного округа»2 в ст. 4 устанавливает принципы региональной политики в области жологического образования, к числу которых относит: - обязательность и приоритетность экологических знаний в системе образования; - системность и непрерывность образования в области экологии; - направленность образования в области экологии на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию; - согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений независимо от их организационно-правовых форм по развитию на территории автономного округа образования в области экологии; " гласность в разработке и реализации программ в области экологического образования.
Согласно ст. 5 закона Волгоградской области от 15.05.2003 № 825-ОД «Об экологическом образовании в Волгоградской области»3 основными организационными формами экологического образования являются: - очная, очно-заочная (вечерняя), заочная формы, семейное образование, самообразование, экстернат в системе непрерывного образовательного процесса; - эколого-просветительская работа, включающая в себя распространение экологических знаний через средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма; - экологическая пропаганда. В статье 5 закона Тюменской области от 16.02.2004 № 205 «Об экологическом образовании и просвещении населения Тюменской области»' закрепляются формы участия граждан и организаций в системе экологического образования и просвещения населения, в том числе право: - обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по совершенствованию экологического образования и просвещения населения; - распространять экологические и эколого-правовые знания; - запрашивать и получать в установленном порядке достоверную экологическую информацию; - в установленном порядке осуществлять общественный контроль за выполнением настоящего закона; - организовывать и проводить субботники, работы по благоустройству и озеленению территорий, смотры, конкурсы, конференции, семинары и другие мероприятия экологического характера; - осуществлять иную деятельность по развитию экологического образования и просвещения населения в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Тюменской области. В ряде субъектов Российской Федерации разрабатываются и принимаются региональные программы в сфере экологического образования. В качестве примера можно привести закон Смоленской области от 19.12.2003 № 104-3 «Об областной целевой программе «Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Смоленской области» на 2004-2006 годы»2 и постановление администрации Читинской области от 11.09.2003 № 276-АП «Об утверждении областной целевой программы «Экологическое образование населения в Читинской области на 2004-2007 годы»3.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |