Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие прав человека в России в период становления капитализма




Тем временем, во второй половине XIX в. в России продолжали развиваться капиталистические отношения. Это оказывало преобразующее воздействие на все сферы жизни общества. Но дальнейшее развитие экономики в целом тормозилось существованием крепостного права. С целью улучшения правового, экономического и политического положения подданных царем-реформатором Александром II в 1860–1870 гг. в России были проведены судебная, земельная, военная и ряд других либерально-буржуазных реформ. С началом правовых реформ 1860-х гг. делаются первые шаги в направлении формирования отдельных элементов механизма обеспечения прав и свобод подданных Российской империи.

Из этих реформ особое место занимает крестьянская реформа, отменившая крепостное право и монополию дворян на населенные земли. 19 февраля 1861 г. Александр IIутвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста были изданы: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях.

Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь «права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу» (ст. 2). Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями (ст. 21–24).

В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Общее положение наделяло крестьян довольно полной правоспособностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству.

Помещики со дня обнародования Общего положения теряли право продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право переселения крестьян (ст. 2)[106].

В 1864 г. была осуществлена судебная реформа, результатом которой стало утверждение следующих документов: Учреждение судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебная реформа провозгласила демократические принципы судоустройства и судопроизводства: независимость и отделение суда от администрации; создание всесословного суда; равенство всех перед судом; введение присяжных заседателей и нотариата; установление прокурорского надзора; создание более четкой системы судебных инстанций.

Реформа вводила многие институты судебного процесса: отделение предварительного следствия от суда; устность и гласность процесса; участие в процессе обвинения и защиты; равенство сторон; признание подсудимого невиновным до тех пор, пока в судебном порядке не будет доказана его виновность (презумпция невиновности); ликвидацию формальной оценки доказательств и введение принципа свободной оценки доказательств самим судом на основе обстоятельств дела; апелляцию и кассацию.

В ходе реформ 1860-х гг. была создана система независимых судов. К началу XX в. судьи стали назначаться пожизненно; они осуществляли правосудие публично, с участием присяжных, уважительно относясь к процессуальным правам подсудимых.

Таким образом, по мнению некоторых авторов, за XIX в. Россия смогла не только догнать, но и перегнать по уровню развития прав человека и гражданина наиболее развитые страны мира[107].

Однако, несмотря на декабристское движение, последующую отмену крепостного права и проведение императором государственных реформ, абсолютистское правление в России в XIX в. создало режим полицейского государства, который характеризовался отсутствием свободы слова, собраний, образования союзов, строгой цензурой над печатью, учреждением надзора за «неблагонадежными» лицами, жестким подавлением инакомыслия, выделением специальных судебных органов для рассмотрения политических дел, укоренившимся чиновничьим бюрократизмом и т. д. Сохранялось сословное деление общества, предопределявшее резкое неравенство правового положения отдельных категорий подданных империи. Дворяне наделялись многими привилегиями. В отношении низших сословий допускались принудительный труд, телесные наказания и др.

Феодальные пережитки в деревне все еще оставались прочными. Крестьяне не могли вырваться из той или иной формы зависимости от помещиков. Земледельцам устанавливались высокие выкупные платежи; арендная плата за землю, поглощающая большую часть получаемых доходов; предоставлялись худшие пахотные земли. Немыслимо тяжелым был труд работников в промышленности: 10–11-часовой рабочий день, отсутствие техники безопасности, заниженная заработная плата, система штрафов без права обжалования, допущение детского труда с 12-летнего возраста и др.

Среди серьезных нарушений прав человека оставались: дискриминация женщин, а именно, замужние не имели паспорта, сведения о них (гражданство, местожительство) записывались в документ мужа. Правовое положение человека и гражданина определялось в соответствии с религиозной принадлежностью при верховенстве православия и принижении других вероисповеданий. Правоспособность людей зависела и от национальной принадлежности[108].

Проблема гражданских и политических прав человека занимала важное место в трудах крупных русских правоведов второй половины XIX — начала XX в., среди которых следует назвать С. М. Муромцева, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева и Б. А. Кистяковского. Придерживаясь различных философских взглядов (неокантианство, возрожденное естественное право, возрожденная историческая школа права и т. д.), эти ученые были едины в том, что целью русского общества должно быть создание правового государства, которое одно только способно обеспечить права человека.

Одним из признаков правового государства, считали русские юристы в это время, является признание за гражданином определенной суммы прав, ограничение которых допустимо лишь по суду[109]. Как правило, свободы граждан подразделялись на три группы: 1) личная свобода, то есть личная и жилищная свобода, тайна переписки, свобода профессии, передвижения; 2) общественная свобода, то есть совести (веры), мысли, слова, печати, собраний и союзов; 3) свобода экономическая или материальная, то есть свобода собственности, труда, промышленности, торговли. Проблему гарантий свобод человека и его защиты юристы чаще всего связывали с судом, который в процессуальном порядке только и мог разрешить эту проблему[110].

Первая русская революция 1905–1907 гг. вынудила самодержавие в целях самосохранения пойти на серьезные уступки народу в сфере обеспечения прав человека. Впервые в российской истории власть попыталась провозгласить и законодательно закрепить права и свободы подданных. Результатом революции 1905 г. явились, наряду с другими, реформы в области прав и свобод граждан.

17 октября 1905 г. царь издал «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», которым возложил «на обязанность правительства» выполнение царской воли: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». В заключительном разделе Манифеста объявлялось: «Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей»[111].

Гражданские свободы человека и гражданина, провозглашенные в царском Манифесте 17 октября 1905 г., в течение сравнительно короткого времени были закреплены в пакете законодательных актов. Важнейшими среди них были Основные государственные законы Российской империи (в редакции от 23 апреля 1906 г.), существенно расширившие юридическую свободу подданных и практически покончившие с сословным неравенством[112]. Основные законы объявляли, что никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном; никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных; никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения этих деяний уголовными законами. Ст. 78 Основного закона признавала за русскими подданными «право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия». Это право регулировалось Временными правилами от 4 марта 1906 г. о собраниях, обществах и союзах.

Основные государственные законы 1906 г. гарантировали российским подданным следующие права и свободы: неприкосновенность личности и законность юридического преследования (ст. 72–74); неприкосновенность жилища (ст. 75); свободу передвижения, выбора занятий, места жительства, выезда за пределы государства (ст. 76); неприкосновенность собственности (ст. 77); свободу собраний (ст. 78); свободу слова и печати (ст. 79); свободу союзов (ст. 80); свободу совести (ст. 81)[113].

Указы от 5 октября и 9 ноября 1906 г., Закон от 14 июня 1910 г. предоставили всем подданным право занимать государственные должности наравне с дворянами, право свободы передвижения и местожительства, право порывать с общиной, снимались ограничения на предпринимательскую деятельность.

Основные законы периода первой русской революции закрепляли и такие права человека и гражданина, как неприкосновенность жилища, свобода передвижения и тайна переписки. Российским подданным предоставлялась свобода веры, причем исповедание какой бы то ни было религии не могло служить основанием для каких-либо ограничений в правах. Основные законы уже не упоминали об ограничении прав инородческого населения.

Были заметно ослаблены цензурные стеснения. Временными правилами от 24 ноября 1905 г. и Указом от 18 марта 1906 г. отменялись предварительная правительственная цензура, внесение залогов при разрешении на издание газеты и право наложения взысканий в административном порядке.

Названные выше законы и иные правовые акты означали эволюцию формы правления Российского государства от абсолютной к конституционной монархии[114].

Однако даже в момент провозглашения перечисленных выше прав и свобод правительственная власть тем или иным способом нарушала их (незаконные обыски и выемки в домах, перлюстрация писем, наличие паспортной системы, стеснявшей свободу передвижения, и т. д.), а в 1906 г. правительство повело курс на ликвидацию демократических завоеваний 1905 г.

Под воздействием революции 1905–1907 гг. в России наблюдалась некоторая гуманизация права, о чем свидетельствует принятие Первой (июнь 1906 г.), а затем Второй Государственными Думами закона об исключении смертной казни из системы наказаний. Данная тема была для России, безусловно, актуальной. Если «за период 1886–1903 годов было казнено всего 15 человек, то за первые пять месяцев 1906 года было вынесено 180 смертных приговоров, из которых 90 приведены в исполнение»[115]. Но, к сожалению, в обоих случаях законы не были утверждены Государственным Советом и не вступили в силу[116].

Властью допускалась политическая борьба и пропаганда, однако в рамках незыблемости самодержавия нередко со значительными ограничениями, которые могли применяться даже Министерством внутренних дел.

Накануне государственного переворота 3 июня 1907 г. в Государственную Думу было внесено законодательное предложение упразднить сословный строй: «Для полного развития принципа равноправия и свободы личности в государстве необходимо упразднение сословного строя, то есть группировки населения лишь по началу единообразия происхождения, в силу чего члены сословных корпораций обладают установленными в законе и получаемыми по наследству политическими и иными правами, неравными для отдельных групп»[117]. Однако данный законопроект так и не был принят ни распущенной правительством II Думой, ни реакционной по своему составу III Думой.

Русская революция внесла существенные изменения и в характер правовой литературы в области прав человека. Всеми формами печати юристы разъясняли понятия прав человека и гражданина, гражданских и политических свобод, критиковали урезанный характер существующих русских законоположений, разоблачали нарушения законодательства о свободах. Издаваемая литература в известной мере способствовала правовому просвещению народа в сфере прав человека.

В ходе революции практически все политические силы России желали покончить с общим бесправием человека, добиться для народа элементарных прав и свобод. Однако способы достижения этих целей, а также объем прав и свобод у левых и правых принципиально различались. Так, если либералы выступали лишь за ограничение самодержавной монархии и замену ее конституционной монархией, то революционеры настаивали на уничтожении абсолютизма и установлении республики, при которой права человека могут быть полностью обеспечены.

Подводя своеобразный итог преобразованиям в России , начиная с 1860-х гг., один из авторов государственно-правовой реформы граф С. Ю. Витте подчеркивал, что «Россия переросла форму существующего строя и стремится к строю правовому на основе гражданских свобод»[118].

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. положила конец самодержавию и дала новый толчок буржуазно-демократическому развитию России. Она явилась новым этапом в становлении прав и свобод человека и гражданина в России. По общему признанию, в результате этой революции Россия стала самой свободной страной в мире. «Две власти» (буржуазного Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов) провозглашали свои программы прав и свобод личности и устраняли существовавшие при самодержавии ограничения и запрещения[119].

В декларации от 3 марта 1917 г. Временное правительство объявило, что будет руководствоваться следующими основаниями: «1) Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д. 2) Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями. 3) Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений...»[120]. Перечисленные положения конкретизировались соответствующими законами и постановлениями. Так, законодательство о выборах закрепляло их свободный характер[121]. Подвергался либерализации уголовный процесс, другие отрасли права. Вносились элементы гуманизации в деятельность пенитенциарных учреждений (признавалось личное достоинство заключенных, ограничивалось заключение в карцер, отменялись телесные наказания и оковы).

Декретом Временного правительства от 20 марта 1917 г. отменялись вероисповедные и национальные ограничения, ограничения в выборе места жительства, занятиях ремеслом и торговлей, в передвижении, поступлении в учебные заведения, на государственную службу, в приобретении собственности.

1 сентября 1917 г. Временное правительство провозгласило страну республикой. Хотя действовало оно далеко не во всем последовательно и решительно, но в России была предпринята первая попытка начать построение буржуазно-демократического правового государства с присущими ему естественными правами и свободами человека. Неудачный результат не является основанием для отказа в признании этого исторического факта[122].

Таким образом, в результате Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. были установлены никогда не существовавшие в России права и свободы человека. Россия стала самой свободной из всех воюющих тогда стран. С одной стороны, революционные организации трудящихся — Советы рабочих и солдатских депутатов, солдатские комитеты, фабрично-заводские комитеты явочным порядком восстанавливали те или иные права и свободы, отнятые или урезанные самодержавием. А с другой — буржуазное Временное правительство своими законодательными актами оформило фактически добытые народом свободы, разработало демократические в целом законы. Вместе с тем оно не решилось на формальную отмену сословного строя.

В конечном счете, следует признать, что совокупность прав и свобод человека хотя и означала становление модели правового государства, однако далеко не все эти права, в первую очередь социально-экономические, получили реальное воплощение.

Буржуазный характер развития России в начале XX в. внес существенные поправки в проблему прав и свобод человека и гражданина. Стали полагать, что личность обладает в принципе неограниченной правосубъектностью. Личную свободу стали рассматривать как священное право каждого человека распоряжаться своей личностью[123].

К сожалению, процесс становления механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России был замедлен известными событиями 1917 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.