Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция прав человека в Советской и постсоветской России




Первые годы после победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. сопровождались широковещательными заявлениями об установлении подлинной демократии. Они ознаменовались официальным провозглашением мира, свободы от эксплуатации человека человеком, прав трудящегося человека, принципа справедливости в отношениях собственности. Эволюция прав человека в Советской России, а затем и в СССР прослеживается по нормам советских конституций[124].

Так, первая Конституция РСФСР 1918 г. в качестве ведущего раздела включала «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»[125]. Ею устанавливались права на пользование землей, участие в выборах, участие в рабочем контроле; свободы совести, выражения мнений, собраний, митингов, шествий, союзов и др. Права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, расовой и национальной принадлежности.

Вместе с тем Конституция 1918 г. провозгласила политические права в полном объеме только для рабочего класса, значительно ограничив права крестьянства и полностью лишив прав свергнутые революцией классы, исключив их из политической жизни. Тем самым был сделан шаг назад по сравнению с принципом универсальности прав, выдвинутых буржуазными революциями. Права и свободы индивида рассматривались не как естественные и неотчуждаемые, а как получаемые от государства и как отнимаемые им же у отдельных лиц или групп, если права «используются в ущерб интересам социалистической революции» (ст. 23 Конституции).

Жесткий классовый подход к пользованию правами непосредственно вытекал из стремления новой власти освободиться от любых форм контроля со стороны членов общества, имевших опыт политического участия в решении государственных дел.

Естественные и общепринятые права и свободы человека и гражданина не могли вписаться в главную концепцию революции — диктатуру пролетариата, опирающуюся на насилие и не связанную никакими законами[126]. Диктатура пролетариата — это антипод правового государства, поскольку она отрицает юридическое равенство и, по выражению Ленина, «дает ряд изъятий из свободы»[127] по отношению к лицам, принадлежащим к «чуждым классам».

Следуя ленинским идеям, Конституция определяла сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, беспощадно подавляющего и уничтожающего противоположные классы и слои. В. И. Ленин говорил о названном Основном законе как о Конституции «борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире»[128].

По Конституции 1918 г., власть в стране принадлежала «всему рабочему населению» (ст. 10), то есть, как тогда было принято говорить, пролетариям в союзе с полупролетариями. Представители всех иных классов и социальных групп были выведены из конституционного поля, поскольку, согласно ст. 23, прямо лишались тех прав, которые даже потенциально могли быть использованы ими в ущерб интересам социалистической революции. Конституционный перечень неограничеваемых прав и свобод не содержал права на стачки, на преследование перед судом присяжных всякого чиновника, а свободы совести, собраний, союзов ставились под жесткий контроль государства.

И тем не менее в интересах всего народа, и в первую очередь трудящихся масс, в период с октября 1917 г. до 1922–1924 гг. происходило становление системы советских судов, провозглашался ряд важных существенно новых положений, таких как выборность всех судей, коллегиальность рассмотрения дел, обеспечение возможности каждому гражданину обращаться в суд за защитой своих прав и интересов.

В 1920-е гг. появились на свет первые советские кодексы, возникли органы прокурорского надзора и адвокатуры. В системе народного комиссариата юстиции образовались специальные органы — бюро жалоб и заявлений, которые должны были противостоять бюрократическим извращениям в работе государственного аппарата.

Одновременно в 1920-е гг. развернулась широкая репрессивная кампания против небольшевистских партий и чуждой советскому строю интеллигенции. В 1922–1923 гг. более 300 «виднейших русских гуманитариев» были отправлены, по выражению А. И. Солженицына, «на европейскую свалку»[129].

Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г. Конституция СССР была единогласно утверждена II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. не похожа на предшествующие и последующие советские Конституции. Она весьма своеобразна. В ней мы не найдем характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту конституционного закрепления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. была действующей по 1936 г.

Конституция РСФСР утверждена на Всероссийском съезде Советов 11 мая 1925 г. Она полностью соответствовала Конституции СССР, отражая республиканские особенности. В новой Конституции была опущена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая составляла первый раздел Конституции РСФСР 1918 г. В ней также отсутствовала глава о правах человека и гражданина. Некоторые политические права граждан косвенно закреплялись в гл. 1 «Общие положения» посредством, к примеру, таких конструкций, как: «в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений…» (ст. 5), «в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов…» (ст. 6). А дальше следовали гарантии указанных свобод. Таким, косвенным путем закреплялись также свобода союзов (ст. 7), доступ к знаниям (ст. 8), равенство прав граждан и право свободного пользования родным языком (ст. 13). Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями.

Таким образом, в новой Конституции не нашлось места нормам о естественных правах человека и гражданина, таким как право на жизнь, личную свободу и неприкосновенность, достоинство и др. Определение большевиками после революции роли государства было прямо противоположно распространенной в начале XX в. концепции правового государства. Государству не вменялась обязанность охранять права и свободы человека и гражданина, а также воздерживаться от вмешательства в индивидуальную свободу человека. На словах права были гарантированы, но на деле ни один индивид не мог требовать их от государства[130].

Большевистская концепция прав человека — плод классовой теории; она закабаляла человека, создавая иллюзию преодоления формальной буржуазной свободы. Последующий период, связанный с деятельностью И. В. Сталина, утвердил разрыв с демократическими идеями прав и свобод человека и гражданина и упрочение тоталитарных начал.

Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. Конституция СССР была принята 5 декабря 1936 г. на VIII Чрезвычайном съезде Советов СССР. По мнению М. В. Баглая, она была очень демократической для своего времени. В ней разработчики показали знание принципа разделения властей, основанного на известной независимости парламента, правительства и суда друг от друга. Конституция ушла от откровенной дискриминации в избирательных правах, провозгласив принцип равноправия всех граждан. Впервые в истории Советского государства в конституционном тексте говорилось о политических и личных правах и свободах, социально-экономических правах. Но это была лишь бутафория, практически никаких улучшений в правовом статусе советского гражданина не произошло, он как был, так и остался фактически бесправным.

В марте 1936 г., незадолго до принятия Конституции, И. В. Сталин изложил собственное видение свободы при социализме, отвергая мысль, что социализм отрицает личную свободу: «Это общество мы построили не для ущемления личной свободы, свободы без кавычек... Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода»[131].

Именно этот взгляд Сталина и определил в Конституциях СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. первое место, среди зафиксированных прав, социально-экономических прав: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на образование. А что было в реальной жизни? Яркий пример: осуществление права граждан СССР на труд с гарантированной оплатой их труда (ст. 118 Конституции СССР) многие годы «обеспечивалось» колхозникам в виде начисления «трудодней», а не заработной платы.

Конституция закрепляла также политические права и свободы (слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, на объединение, избирательные права). Гарантии, как и в первой Конституции, свелись к типографиям, запасам бумаги и другим материальным условиям, которые в действительности ничего не могли гарантировать.

Конституция закрепила неприкосновенность личности, жилища и тайны переписки, как бы защитив людей от незаконных арестов, обысков, выемок, осмотров личной корреспонденции и иных мер, ограничивающих личную свободу. Однако на практике это была абсолютно формальная декларация, поскольку ни свободного правосудия, ни контроля над карательными органами в стране не существовало. В политике и идеологии было общепринято считать, что по мере успехов в социалистическом строительстве классовая борьба обостряется, что ведет к ужесточению диктатуры пролетариата.

На самом деле это вело к произволу и беззаконию, что и подтвердила жизнь. Конституционные нововведения 1936 г. совпали по времени с чудовищными репрессиями против миллионов невинных людей, которые без суда и следствия лишались свободы, подвергались заключению в концлагеря, где их труд использовался в целях «социалистического строительства». Тысячи людей были расстреляны или погибли в лагерях.

Блефом оказались также положения Конституции, провозглашавшие свободу совести. Конституция сохранила свободу только антирелигиозной пропаганды, исключив свободу религиозной пропаганды, сведя свободу совести к свободе отправления религиозных культов. Продолжалось уничтожение и закрытие храмов и монастырей.

Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г. Она была построена «в полном соответствии с Конституцией СССР» (ст. 16 Конституции СССР 1936 г.). Глава XI «Основные права и обязанности граждан» дословно повторяла гл. X Конституции СССР. На самом деле фактически отсутствовали даже элементарно необходимые юридические гарантии защиты человека и гражданина от произвола: незаконных арестов, внесудебных приговоров, объявления «врагом народа» и др.

Репрессии и беззаконие продолжались и после 1945 г., после победы советского народа в Великой Отечественной войне. Особенно сильными они были в 1947 г. А в это время при принятии в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека СССР воздержался. Выступивший на Генеральной Ассамблее ООН А. Я. Вышинский заявил, что через Декларацию избран «путь абстрактный, усеянный цветами пышной фразеологии... которая сейчас уже никого не может прельстить», что «в СССР... уже осуществлено то, о чем в проекте Декларации говорится как о высоком идеале»[132].

1950–1960-е гг., времена «хрущевской оттепели», отмечены рядом прогрессивных тенденций в области развития прав и свобод граждан. Был развенчан культ личности «вождя народов», началась массовая реабилитация невинно осужденных, упрочивались социально-экономические права рабочих и служащих, изменялось правовое положение колхозников вследствие выдачи паспортов и др. Совершенствовались нормы, обеспечивающие права личности на неприкосновенность, на обжалование действий должностных лиц, на распоряжение личным имуществом, включая его завещание, на охрану авторства и др. Принимались меры по упрочению законности.

В 1960–1970-х гг. следует отметить факт подписания СССР международных пактов о правах человека 1966 г. (ратифицированы в 1976 г.) и Хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975).

Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. 7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Характеризуя ее отличительные особенности, следует указать, что она сохранила преемственность по отношению к ранее действовавшим советским Конституциям. Вместе с тем Конституция СССР 1977 г. существенно отличалась от предыдущих советских Конституций, содержала много нового[133].

Впервые в истории советских Конституций в Основном законе 1977 г. прямо закреплялся принцип социалистической законности как один из основных принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц (ст. 4), закреплялся также принцип «уважения прав человека и основных свобод», значительно расширялся правовой статус человека и гражданина. Впервые закреплялись права на труд с возможностью выбора профессии, рода занятий и работы (ст. 40), на жилище (ст. 44), пользование достижениями культуры (ст. 46), участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 48), свобода творчества (ст. 47), а также презумпция невиновности (ст. 160). Получили развитие права в сфере личной свободы индивида, включая неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, защиту чести и достоинства (ст. 54, 55, 56, 57) и др.

Особенно важно отметить, что в Конституции СССР 1977 г. впервые предусматривалось право граждан обжаловать действия любых должностных лиц в суде (ст. 58). Правда, ни Конституция, ни последующее законодательство не устанавливали механизма осуществления этого права, что, конечно, не могло не отражаться на реальности этого конституционного права человека.

Конституция РСФСР 1978 г. [134] была принята вскоре после принятия Конституции СССР. Произошло это на заседании Верховного Совета Российской Федерации 12 апреля 1978 г. Основные законы РСФСР и автономных республик, входивших в ее состав, полностью соответствовали Конституции СССР, но учитывали особенности республик.

Глубокие перемены в общественном строе после 1985 г. в СССР и России, в особенности после провала августовского путча 1991 г. и распада СССР, не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 г. Она неоднократно и существенно менялась. Поправки 1989–1992 гг.,внесенные в Конституцию, придали ей новые черты, в частности были провозглашены отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признаны идеологический плюрализм, концепция разделения властей. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.[135] В Декларации Россия впервые провозгласила права, свободы и обязанности человека в соответствии с международными стандартами. С ее принятием в России начался период, в рамках которого произошел поворот правовой системы к признанию и гарантированию прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. Эти права получили более глубокое развитие уже в новой Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила новую, по сравнению с предшествующими конституциями, концепцию прав человека и гражданина, согласно которой основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17), а гражданин — это человек, который находится в устойчивой политико-правовой связи с государством, состоящей из взаимных прав и обязанностей. В Конституции РФ впервые получил закрепление принцип примата международного права в области прав человека (ч. 1 ст. 17), человек стал субъектом международного права.

Конституция РФ содержит новое для права России положение об отношении государства к человеку и гражданину. Человек, его права и свободы теперь объявлены высшей ценностью. Обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2).

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение — это не только недопустимость государственными органами любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы человека, но и создание условий для их реализации людьми.

Защита — это деятельность судебных и административных органов по недопущению нарушения, а в случае нарушения — по восстановлению нарушенного (оспоренного) права человека, а также создание соответствующих правовых гарантий.

Исходные положения ст. 2 Конституции РФ определяют содержание ее специальной гл. 2, целиком посвященной правам и свободам человека и гражданина. Содержащиеся в ней принципы и нормы определяют, с учетом норм международно-правовых актов о правах человека, круг прав и свобод человека и гражданина. Среди них право каждого на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно, свободно определять свою национальность и др. Утверждается равенство всех перед законом и судом.

Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в российском законодательстве, их не было ни в бывших советских конституциях, ни в Конституции РСФСР[136]. В отечественной истории впервые наряду с правами граждан в гл. 2 Конституции отдельно были закреплены права человека, а вместе с ними и категория «права человека».

В Конституции РФ отсутствует классовый подход в определении прав человека и закреплен правовой статус именно человека. Отличительной чертой действующей Конституции РФ также является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека, а не только коллективного субъекта, как прежде, в виде трудящихся и эксплуатируемого народа или просто народа впоследствии. Хотя коллективный субъект как таковой Конституцией и не отрицается, если его признание не ведет к игнорированию индивидуальных прав и свобод каждого человека.

Следующей чертой Конституции РФ 1993 г. является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности. Конституция РФ базируется на международно-правовых актах, которые устанавливают общепризнанные стандарты прав и свобод личности[137].

Консолидация российского права с международным правом прав человека. Практика международной защиты прав человека приобрела огромное значение для внутригосударственного российского права уже тогда, когда в конце 1980-х гг., еще в бывшем СССР, нормы международного права, касающиеся прав человека, стали иметь преимущественную силу над нормами внутригосударственными.

Об этом было официально заявлено в письме министра иностранных дел СССР Генеральному секретарю ООН Пересу де Куэльяру 9 марта 1989 г.[138] В нем последний официально уведомлялся о снятии оговорок СССР о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, сделанных по: ст. IX Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; ст. 22 Конвенции о политических правах женщин 1952 г.; ст. 22 Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г.; ст. 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; п. I ст. 30 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.[139] В этом официальном документе также подчеркивалось, что СССР, выступая за утверждение примата международного права по отношению к политике, исходит из того, что международно-правовые нормы и обязательства государств имеют преимущественную силу над их внутренними установлениями.

К середине 1990 г. в советском законодательстве норма о примате международного права в защите прав человека стала уже практически обязательной. В принятом, к примеру, в мае 1990 г. Законе «О гражданстве СССР» говорилось (ст. 51): «Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора».

Подписание бывшим Советским Союзом 15 января 1989 г. Итогового документа Венской встречи и официальное признание обязательной юрисдикции Международного Суда для СССР и России конца 1980-х — начала 1990-х гг. означало:

- — необходимость пересмотра некоторых старых и выработки новых законов, отвечающих самым высоким стандартам с точки зрения обеспечения прав человека и гражданина;

- — преодоление имевшегося расхождения между международными обязательствами и законодательством;

- — присоединение СССР к тем международным соглашениям, участником которых он еще не является;

- — признание международных контрольных механизмов в области обеспечения и защиты прав человека в рамках ООН и общеевропейского процесса;

- — налаживание контактов с различными международными организациями, относившимися в прошлом к разряду идеологических и политических противников;

- — признание необходимости юридического механизма обеспечения прав человека на международном уровне;

- — необходимость издания нормативных актов по международным стандартам (свобода передвижения, право въезда и выезда, свобода ассоциаций и др.);

- — обеспечение информированности граждан о правах человека, включая право лиц знать свои права и обязанности и поступать в соответствии с ними;

- — создание условий для реализации права граждан на эффективные средства правовой защиты, в том числе и международной;

- — обмен информацией по всем вопросам, относящимся к человеческому измерению между государствами-участниками СБСЕ[140].

Кроме того, в связи с обязательством СССР по Венскому Итоговому документу (п. 13.1, 13.2)[141] Верховный Совет СССР 5 июля 1991 г. принял постановления: О присоединении СССР к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах; О признании компетенции Комитета по правам человека в соответствии со ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах; О признании компетенции Комитета по ликвидации расовой дискриминации и Комитета против пыток, а также о снятии оговорки в отношении ст. 20 и о признании компетенции Комитета против пыток в соответствии со ст. 21 и 22 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания[142].

К декабрю 1991 г., когда СССР перестал существовать, он ратифицировал, присоединился, признал или снял оговорки практически со всех важнейших международных договоров, в той или иной степени защищающих права человека[143].

Российская Федерация как страна-преемница бывшего СССР признала все международные договоры в области правовой защиты прав человека, подписанные СССР. В 1991 г. в России начался период, в рамках которого осуществлялся поворот ее правовой системы к признанию и гарантированию человеку — гражданину Российской Федерации — международно-правовой защиты его прав и свобод[144].

22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина[145]. В ней провозглашалось: «Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР» (п. 2 ст. 1). Таким образом, была принята концепция международно-правовой защиты, закрепленная в глобальных межгосударственных соглашениях: Всеобщей декларации прав человека и международных пактах о правах человека.

10 июля 1992 г. в Хельсинки Россией была подписана декларация «Надежды и проблемы времени перемен», в которой она подтвердила свои обязательства соблюдать Заключительный акт СБСЕ 1975 г. в области прав человека[146]. Следуя этим обязательствам, Верховный Совет РСФСР 21 апреля 1992 г. содержание разд. 2 «Государство и личность» действовавшей в то время Конституции РСФСР заменил положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина, придав тем самым международным нормам, закрепляющим права человека, конституционную силу.

И, наконец, в принятой 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации впервые в истории России было закреплено право каждого находящегося на территории России на международно-правовую защиту основных прав человека. В Основном законе говорится: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (п. 3 ст. 46).

Контрольные вопросы

Кодекс русского феодального права XI–XII вв. Русская Правда о правах субъектов — физических лиц.

Осознание достоинства личности в России в XVI в. среди дворянства.

Борьба за права простых людей в России в XVI–XVIII вв.

Характеристика «сословного» права в России в XVIII в.

Борьба с бесправием человека в России с конца XVIII в. до 1870-х гг. (А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, М. М. Сперанский, Н.М. Муравьев, П. И. Пестель, А. П. Куницын).

Развитие прав человека в России в период становления капитализма.

Первая русская революция 1905–1907 гг. и ее результаты в сфере обеспечения прав человека.

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина Февральской буржуазно-демократической революцией 1917 г.

Эволюция прав человека в Советской и постсоветской России.

Концепция прав человека в Конституции РФ 1993 г.

Консолидация российского права с международным правом прав человека после принятия Конституции РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.26 сек.