Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные правовые акты. Содержание неотчуждаемости прав человека




Содержание неотчуждаемости прав человека

Исследовав свойство прав — прирожденность, поставим вопрос: «А что же в таком случае означает неотчуждаемость как свойство прав человека?» К пониманию неотчуждаемости как свойства прав человека существует два подхода: 1) естественно-правовой и 2) позитивистский.

Естественно-правовое понимание неотчуждаемости. Его можно найти в трудах мыслителей прошлого, в работах философов и правоведов России. Во многих из них также выделены и обоснованы признаки неотчуждаемости как свойства права человека.

Так, с позиций рационалистического естественного права (Гроций, Гоббс, Пуфендорф, Кант) неотчуждаемость прав человека является ничем иным как логико-необходимым выводом из абсолютного, данного a priori, принципа (сформулированного до опыта) неотчуждаемости прав. Этот вывод дается вместе и одновременно с принципом, как, например, с треугольником его свойство — сумма трех углов = 2d[387].

Представители исторической школы естественного права (Бергбом, Пухта, Савиньи) признаком неотчуждаемости прав считают то, что источником права является национальный дух или, точнее, имманентное национальному духу правосознание народа, которое создает историю народа, но само оно историей народа не создается. Другими словами, право возникает с народом, растет и развивается, и, наконец, умирает вместе с ним. Этот процесс заранее предопределен и не может быть изменен. Право развивается изнутри, а не извне, внутренними силами, а не человеческим произволом. Без усилий и борьбы человек каждой эпохи получает свое право законченным, — как зрелый плод, отпавший от дерева — из рук природы.

Вот почему задача правительств заключается в том, чтобы признавать право, существующее независимо от них. Живущее в народе право есть единственно разумное. «Правительства, ставя на место его свой произвол, поступают вопреки своему призванию» (Савиньи)[388].

Русский философ-теолог и правовед В. С. Соловьев в качестве признака неотчуждаемости прав, или то же самое свободы[389] рассматривал равенство. Он полагал, что право человека появляется лишь тогда, когда свободное действие одного встречается с таким же свободным действием другого. Причем, отрицая свободу другого, нельзя иметь оснований для собственной свободы. Следовательно, только равенство обеспечивает истинную свободу, а значит и неотчуждаемость основных прав, без которой свободы быть не может. Отсюда неотчуждаемое право или неотчуждаемость права есть «свобода, обусловленная равенством»[390].

В. С. Соловьев, кроме того, выделил и такой признак неотчуждаемости прав, как равновесие личной свободы и общего блага. Дедуцировал он его из своего понимания права, под которым мыслил «исторически подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов — личной свободы и общего блага»[391]. Поскольку сущность права есть равновесие двух нравственных интересов — личной свободы и общего блага, то второй интерес мог только ограничивать первый, но не отчуждать его, ибо равновесие тогда было бы нарушено[392]. На этом основании Соловьев выступал против смертной казни и бессрочной каторги, причем не только отвлеченно-теоретически. После убийства народовольцами Александра II в марте 1881 г. он высказался за отказ от применения к ним смертной казни, за что ему были запрещены публичные выступления[393].

Важным признаком неотчуждаемости прав человека В. С. Соловьев считал также безусловность или божественность человеческой личности [394]. Безусловность, полагал он, так же как и другие сходные понятия: бесконечность, абсолютность, — имеет два значения: отрицательное и положительное.

Отрицательная безусловность человека состоит в способности переступать за всякое ограниченное содержание, не останавливаться на нем, не удовлетворяться им, а требовать большего. Тем самым личность заявляет себя свободной от всякого внутреннего ограничения, заявляет свою отрицательную безусловность, составляющую залог бесконечного развития.

В обладании же всецелой действительностью, полнотой жизни заключается положительная безусловность человека. Без нее отрицательная безусловность не имеет никакого значения.

Таким образом, человек есть все для себя, есть существо с безусловным значением, а следовательно, и с неотчуждаемыми правами. Резюмируя вышеизложенные положения, В. С. Соловьев пишет: «Человеческое Я безусловно в возможности и ничтожно в действительности. В этом противоречии зло и страдание, в этом — несвобода, внутреннее рабство человека. Освобождение от этого рабства может состоять только в достижении того безусловного содержания, той полноты бытия, которая утверждается бесконечным стремлением человеческого Я»[395].

Безусловность личности человека как признак неотчуждаемости основных прав находит развитие и в работах И. А. Ильина, который писал, что «каждый человек, кто бы он ни был, как бы ни был он ограничен в своих силах и способностях, имеет безусловное духовное достоинство и что в этом своем человеческом достоинстве каждый человек равен другому»[396]. Вот почему один человек не может посягать на права другого лица или отчуждать их.

Г. Гроций и Т. Гоббс выделяют такой признак неотчуждаемости, как право сопротивления человека тем, кто посягает на его жизнь и права, в том числе и верховной власти. Так, Г. Гроций пишет, что все по природе имеют право противиться причинению им насилия и поэтому «не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и божественным заповедям»[397]. Ему вторит Т. Гоббс: «Природа предоставляет всякому человеку право обеспечить свою безопасность своей собственной физической силой и в целях предупреждения нападения на себя напасть на всякого подозрительного соседа»[398]. Законность доктрины «сопротивления всяким незаконным проявлениям власти»[399] отстаивал также и Д. Локк. Законность подобного сопротивления, включая право народа на восстание против деспотичной власти, он объяснял суверенными правомочиями народа и учредителя государства[400]. Указанная доктрина Д. Локка находит свое развитие у Руссо: «Пока народ, — пишет он, — принужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо; но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо, сбрасывает его, он поступает еще лучше, ибо, возвращая себе свободу по тому же праву, по какому ее у него похитили, он либо имеет все основания вернуть ее, либо же вовсе не было оснований ее у него отнимать»[401].

К числу признаков неотчуждаемости прав человека необходимо отнести их первичность ко всему общественному. Поскольку, считали сторонники естественного права, только отдельные люди, их добрая воля и простое соглашение между ними целиком определяют всю организацию общественной и государственной жизни, постольку исходным моментом всякого общественного состояния принимался единичный человек, а его правам был присвоен характер первичности[402].

В силу того что природа общества всецело определяется природой отдельных людей, права человека понимались мыслителями прошлого как имеющие непреложное или подлинно абсолютное значение.

Неотчуждаемость основных прав характеризуется также и таким признаком, как их нераздельность с существом человека. А. П. Куницын по этому поводу писал: «Отчуждать право значит отказываться от свободы употреблять оное; но первоначальные права состоят в свободе располагать собственным лицом, которая нераздельна с существом человеческим»[403]. Следовательно, делает он вывод, все свободные деяния человека зависят от прав естественных.

Итак, неотчуждаемость как естественно-правовое свойство прав человека отличается следующими признаками: 1) предопределенность и неизменность, так как их возникновение связано вместе и одновременно с тем или иным абсолютным, данным a priori, принципом (Бог, высший разум, свободная воля, национальный дух); 2) равенство прав людей; 3) равновесие личной свободы и общего блага; 4) безусловность человеческой личности; 5) возможность и необходимость сопротивления человека тем, кто посягает на его жизнь и права; 6) первичность прав человека ко всему общественному и, наконец, 7) их нераздельность с существом человека.

Позитивистское понимание неотчуждаемости прав человека. Неотчуждаемость как свойство основных прав человека имеет не только природное, но и государственно-правовое содержание и поэтому распространяется не только на естественные, абсолютные, но и на другие права человека[404].

В позитивном праве свойство неотчуждаемости прав человека впервые рельефно и прямо было сформулировано Т. Джефферсоном (1743–1826) в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки от 4 июля 1776 г. «Мы, — отмечается в ней, — считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами (выделено мной. — А. С.), к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью».

Спустя немногим более 10 лет, 26 августа 1789 г., Национальным собранием Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, в которой также провозглашалась неотчуждаемость прав человека. В ней записано: «Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека...» (ст. 2).

Рассматриваемое нами здесь свойство в новое время впервые было провозглашено во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и юридически закреплено в Международных пактах о правах человека, принятых 16 декабря 1966 г. Абзац первый преамбулы Декларации и двух Международных пактов звучит одинаково: «...признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира...»

Содержание неотчуждаемости прав человека определяют нормы ч. 2 ст. 17, ст. 18, 55, 56, 64, 135 Конституции РФ. В указанных нормах закреплены элементы неотчуждаемости. К их числу Конституция относит следующие.

1. Один из важнейших признаков неотчуждаемости прав человека закреплен в ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ. На основе толкования указанных норм он формулируется так: несанкционированность какого-то права внутригосударственным законодательством не лишает его юридического смысла и высокого нравственного потенциала. Это означает, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17) и, что «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ).

2. В качестве ведущего признака неотчуждаемости прав человека правоведы выделяют связанность государства и законодателя правами человека [405]. Он означает, что государство признает приоритет прав человека, подчиняется им и несет политическую, правовую и нравственную ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств по их выполнению. Цель правового государства — это обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения пространства свободы, очерченного правом, запрет применения насильственных мер, не основанных на праве.

На основе Конституции РФ Государственная Дума РФ является не только основным носителем законодательной власти, сувереном, создающим право (ч. 1 ст. 105), но и связана им. На это однозначно указывает Конституция РФ (ч. 2 ст. 55): «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Обязанность исполнительной власти соблюдать основные права также относится к важнейшим признакам их неотчуждаемости. Правительство и все виды администраций при осуществлении всех своих мероприятий обязаны учитывать права человека. Эта установка приобретает особое значение в ситуации, когда простым законом исполнительной власти предоставляется возможность принимать решения по своему усмотрению. В этом случае право человека ограничивает усмотрение администрации определенными рамками.

Постановления и распоряжения Правительства РФ по обеспечению прав и свобод граждан в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ на основании ч. 3 ст. 115 Конституции РФ могут быть отменены Президентом РФ.

3. Нельзя обойти вниманием и такой признак неотчуждаемости прав, как взаимная связанность правами человека всех лиц со всеми и взаимная ответственность за их неотчуждаемость всех людей между собой [406]. Этот признак закреплен ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, которая гласит: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Индивиды как члены единого организованного сообщества должны уважать права друг друга, не чинить никаких препятствий к их осуществлению. Подобного рода связи, отношения и ответственность обусловлены как юридическими, так и нравственными законами. Общепризнано, что корреспондирующая любому субъективному праву обязанность может быть возложена на всякого, кто приходит в столкновение с носителем данного права по поводу пользования последним соответствующим благом.

Законодательство РФ также исходит из взаимной связанности всех физических лиц своими правами, из недопустимости осуществления прав за счет отчуждения или в ущерб правам других лиц. Этому служит, например, институт возмещения материального и морального ущерба, нанесенного лицу незаконными действиями не только государственных органов, но и индивидов.

4. В число важнейших признаков неотчуждаемости прав человека входит наличие указанных в Конституции и законах РФ только таких оснований ограничения прав, степень и объем которых не могли бы угрожать самому существу соответствующего права. Содержание этого элемента определено ст. 55, 56 Конституции РФ. Его суть состоит в том, что нельзя, не опираясь на закон, произвольно изымать у человека права и свободы.

Сущность права нарушается или игнорируется, если оно ограничивается таким образом, что его реализация становится невозможной, если оно обременяется сверх разумных пределов или лишается необходимой защиты. В целях сохранения сущности права человека ограничение права должно соответствовать таким дополнительным требованиям, как правовая обоснованность, соразмерность и ограничительное толкование.

5. В соответствии с духом Конституции РФ непреложным признаком принципа неотчуждаемости прав выступает всеобщая презумпция интересов человека. Названный признак вытекает из конструкции, сформулированной в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством. Конечная цель деятельности последнего состоит в обеспечении интересов человека. В качестве высшей ценности права и свободы человека призваны служить барьером на пути всевластия государства, его органов и должностных лиц, препятствовать поглощению государством общества, как это происходит в условиях тоталитарных режимов[407].

Презумпция интересов личности означает, что в юридической сфере все противоречия, конфликты разрешаются, все решения принимаются с точки зрения того, как лучше для человека, причем человека не воображаемого, не идеализированного в соответствии с какой-то доктринерской схемой, а живого, реального, с конкретными целями и потребностями. В правотворчестве, в области реализации норм права должен безраздельно господствовать приоритет человеческих интересов надо всем, что по отношению к ним нейтрально, безразлично, а тем более, что противоречит им, например, казенно-бюрократическими резонами, субъективистско-волюнтаристскими вывертами и т. п.

6. Важным признаком неотчуждаемости прав является связанность любого нормативного акта, затрагивающего права человека, его официальным опубликованием. Указанный признак нормативно закреплен в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ: «Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Порядок опубликования и вступления в силу правовых и нормативных актов в Российской Федерации определен Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных и федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ» от 14 июня 1994 г.[408] и Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.[409]

7. Значимым признаком неотчуждаемости прав является также и то обстоятельство, что сам человек не может ограничить свою способность самостоятельно осуществлять свои основные права, не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться ими. На практике имеют место обязательства человека не обращаться в судебные органы, не совершать каких-либо действий. Такие обязательства незаконны и не имеют юридических последствий. Названный элемент неотчуждаемости основных прав был сформулирован еще в Декларации прав Вирджинии от 12 июня 1776 г. Этот документ гласит: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они — при вступлении в общественное состояние — не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением...»

Бесполезность и противоречивость отказа индивида от своей свободы и прав человеческой природы подчеркивал и Руссо: «Отказаться от своей свободы — это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение для того, кто от всего отказывается. Подобный отказ несовместим с природою человека…»[410].

8. Характеристика неотчуждаемости прав человека, по мнению автора, включает и такие признаки, как относительное постоянство содержания основных прав и их непогашаемость в процессе реализации и общественных катаклизмов.

Основные права не погашаются в ходе их многократной или даже непрерывной реализации. Например, в ходе пользования правом на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ) у каждого человека может возникать и прекращаться множество конкретных субъективных прав, но право на свободу мысли и слова сохраняется постоянно, его содержание не зависит от того, какие конкретные права приобретает индивид. В реальной жизни все естественные права находятся в состоянии непрерывной реализации, но при этом они всегда сохраняются у человека и их содержание остается постоянным.

На наличие и содержание неотчуждаемых прав не влияет ни факт осуществления лицом или неосуществления им этих прав, ни то, в какой форме они претворяются в жизнь.

9. Неотчуждаемость не стала бы подлинным свойством прав человека, если бы не обладала таким признаком, как невозможность отмены и изменения действующей системы прав и свобод человека и процедур их защиты. Содержание указанного признака определяется ст. 64, 135 Конституции РФ. Положения названных статей, во-первых, гарантируют неприкосновенность в рамках данной Конституции положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», а, во-вторых, определяют процедуру разработки и принятия новой конституции, если указанная глава будет пересмотрена.

Так, ч. 1 ст. 135 предусматривает, что положения главы о правах человека и гражданина не могут быть ни изменены, ни отменены или дополнены Федеральным Собранием. Иными словами они объявлены неприкосновенными в рамках данной Конституции. Таковыми они объявлены не потому, что обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормам Конституции, а по их значимости, что предопределяет и различный порядок их пересмотра, предусматриваемый ст. 135–137. Положения гл. 2 могут быть пересмотрены только путем принятия новой Конституции в соответствии с процедурой, установленной ч. 2 и 3 ст. 135.

Выделенные здесь признаки неотчуждаемости прав человека вполне соответствуют определению неотчуждаемых прав, которое сформулировал в свое время П. И. Новгородцев. Он отмечал, что неотчуждаемые права — это есть выражение «самостоятельного абсолютного значения личности, которое должно принадлежать ей при всяких формах политического устройства... На них не может посягать государственный абсолютизм без того, чтобы не утратить моральности своего основания»[411].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что неотчуждаемость прав человека — это такое состояние права человека, которое характеризуется ненарушимостью его сущности и абсолютного значения личности, гарантированностью процессов реализации права и правовой защиты человека. Это отсутствие у кого — бы то ни было права лишать человека основных возможностей жизнедеятельности, вытекающих из его индивидуальной природы.

Контрольные вопросы

Соотношение понятий «прирожденность прав» и «неотчуждаемость прав» как свойств основных прав человека.

Прирожденность прав человека и ее признаки.

Естественно-правовое понимание неотчуждаемости.

Позитивистское понимание неотчуждаемости прав человека.

Конституция РФ. Ст. 17–44.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. Преамбула.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Преамбула.

Всеобщая декларация прав человека: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Декларация независимости Соединенных Штатов Америки от 4 июля 1776 г.

Французская Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.

Литература

Алексеев С. С. Права человека как институт естественного и позитивного права / С. С. Алексеев // Права человека: история, теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Б. Л. Назаров. М., 1994. С. 143–149.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай. 3-е изд., изм. и доп. М., 2002.

Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие / Л. Д. Воеводин. М., 1997. С. 65–70.

Головистикова А. Н. Права человека: учебник / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына. М., 2006.

Гроций Г. О праве войны и мира / Г. Гроций; пер. с лат. А. Л.Саккети. Репринт с изд. 1956 г. М., 1994.

Конституция Российской Федерации: науч.-практ. комментарий / под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1997. С. 168–173.

Локк Д. Избранные философские произведения: в 2 т. / Д. Локк. М., 1960. Т. 2. С. 78–87.

Нерсесянц В. С. Философия права: учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. М., 1997. С. 391–643.

Петрова Л. В. О естественном и позитивном праве (Критические заметки по поводу учебника С. С. Алексеева) / Л. В. Петрова // Гос-во и право. 1995. № 2. С. 32–41.

Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2004.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. М., 1969.

Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 5–18.

Стремоухов А. В. Неотчуждаемость основных прав человека как принцип правовой защиты / А. В. Стремоухов // Общество, право, полиция: матер. Междунар. науч.-практ. конференции. Санкт-Петербург, 23–24 мая 1996 г.: в 2 ч. / под общ. ред. С. Ф. Зыбина и В. П. Сальникова. СПб., 1996. Ч. 1 С. 115–117.

Стремоухов А. В. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы: монография / А. В. Стремоухов. СПб., 2006.

 

Глава 9. Высшая юридическая сила и непосредственное (прямое) действие основных прав человека




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.